Алексей КОМОВ: «С Евпаторией в сердце навсегда!»

Алексей КомовЧем спецпроект «Евпаториум» покорил участников недавно завершившегося в Москве общероссийского фестиваля архитектуры «Зодчество2016», как на живом примере практик Евпатории можно «зажечь» молодых архитекторов и показать им в развитии реальную работу с живым городом — об этом и не только в интервью «ЕЗ» рассказал куратор спецпроекта, член Экспертно-консультативного совета при главе Крыма, советник главы Евпаторийской администрации Алексей Комов.

— На «Зодчестве» классик советской курортной архитектуры Игорь Василевский надписал вам, влюбленному в архитектуру и Крым (слова Игоря Александровича), книгу о своем творчестве. Как господин Василевский оценивает ваш проект «Евпаториум», который вызвал широкий интерес у других участников форума? Что вообще представляет собой этот проект?

— Игорь Василевский для меня непререкаемый авторитет. Именно он однажды в беседе раскрыл для меня секрет архитектурной парадигмы Крыма. Где архитектура должна быть на задних ролях, а на первых — ​природа и ландшафт, и главный постулат «не навреди!». Его «летающая тарелка» пансионата «Дружба» под Ялтой 1985 года — ​мировой шедевр. На главном итоговом архитектурном фестивале страны «Зодчество‑2016» я как куратор представлял два спецпроекта: «Евпаториум» и совместно с Кириллом Бабеевым экспозицию Союз молодых архитекторов Крыма. Уже третий год подряд, с самого первого участия крымского павильона на главном архитектурном форуме, я курирую архитектурное движение полуострова. Для меня важно пропагандировать крымскую архитектурную школу и через представление работ молодых архитекторов как самого Крыма, так и молодежи со всей страны, так или иначе связанной с полуостровом. В этом есть мое подвижничество и социальная ответственность как зодчего и гражданина, дышащего архитектурой и Крымом. Конечно, архитектура у нас везде заложница сиюминутных выгод стройкомплекса, а в Крыму — ​тем более, в герметичных условиях санкций. Но архитектура, я убежден, в силах направлять и объединять города, способствуя социальным, духовным и психологическим нуждам.

Сам «Евпаториум» был краеугольной частью экспозиции на главном архитектурном всероссийском фестивале в Москве нашего курса урбанистических практик. Удалось объединить архитектурную молодежь со всей страны на платформе нашей летней школы «Территориум» евпаторийской темой как суперидеей: разработать реальные нужные продукты городской среды и благоустройства древнего города. Безусловно, одного решительного активизма, даже подкрепленного ресурсами, недостаточно, это повсеместная иллюзия: всегда нужны профессионалы, «комиссары развития от станка» с опытом, которые могут показать, объяснить, как устроено, как работает, что такое хорошо и что такое плохо, отдавая себе отчет в корневых приоритетах территории.

— Какие объекты были представлены в экспозиции «Евпаториум»? Насколько известно, некоторые из них вскоре планируется установить в Евпатории?

— Совершенно разные — ​и по масштабу, и по типологии: от тематических арт-объектов, связанных с историей города, до сугубо утилитарных форм, как, например, модули стационарных ширм для уличных художников и многое другое. Лучшие работы вполне могут увидеть свет к предстоящему сезону. В таком крымском курортном городе, как, например, наша Евпатория, быстрые и качественные реализации на основе регламентов, правил благоустройства вроде теневых навесов и удобных скамеек могут значительно изменить психологическую атмосферу. Качественные, осязаемые во времени результаты благоустройства среды для людей должны ставиться как насущная управленческая цель, где социальная задача — ​снизить уровень общественного дискомфорта. Тогда и городское сознание дает фору на воплощение долгих и многодельных инфраструктурных проектов со средним и дальним стратегическим прицелом.

— Один из представленных вами арт-объектов был реализован непосредственно на «Зодчестве» — ​это «арка Курехина». Вы сообщили СМИ, что уже в этом году она украсит сквер имени Ленина. Неужели?

— Да, за неделю фестиваля арка «Евпатория», которую молодые архитекторы посвятили Сергею Курехину, стала символом «Зодчества‑2016». Архитекторы и градостроители со всей страны назначали встречи с коллегами, фотографировались, обсуждали проблемы российского архитектурного и строительного цеха на удобных скамьях внутри и снаружи арки. Сотни фотографий и публикаций из центра Москвы — ​и везде Евпатория!.. Детали ажурной деревянной конструкции были разработаны с технологами «НЛК Домостроение» и изготовлены на одном из самых мощных деревообрабатывающих комбинатов. Сейчас работаем над логистикой транспортировки подетально разобранной конструкции из Москвы в Крым. Важно все успеть. Сама сборно-разборная легковозводимая конструкция, по замыслу, станет ключевым элементом праздничного оформления сквера к Новому году.

Она должна быть выкрашена белой эмалью, ее украсят выпуклые буквы широкой надписи «Евпатория», новогодняя иллюминация, подсветка. Это подарок городу к праздникам от инженеров и архитекторов России, влюбленных бескорыстно в Крым. Говорю это уже и как член правления Союза архитекторов России, куда был избран на прошедшем во время фестиваля съезде организации.

— Вы человек, который создает пассионарный водоворот, притягивая к себе молодежь. Какая молодежь, имеющая отношение к проекту «Евпаториум», вращается вокруг вас? Кто эти молодые люди? Есть ли среди них евпаторийцы?

— Удивительное дело: все во все времена жалуются на молодежь, «караул и ужас». Что, дескать, она не такая, что она сякая и не та, что раньше. А вот я всегда уверен в ней, без скулежа и причитаний. Надо просто ею заниматься, терпеливо заряжать обоюдной верой в искусство архитектуры, в ее невероятный драйв созидания. Мое твердое убеждение — ​необходимо притягивать талантливую молодежь, развивая интеллектуальный каркас страны на основе разнообразия территориальных стилей. В этом патриотизм настоящий, а не махание флагами и удары в бубны. Ощущение страны, причастность и преемственность.

Осенью 2014-го прошел наш самый первый в Крыму воркшоп. Сейчас это реальный инструмент объединения молодых крымских архитекторов. Результаты можно было воочию увидеть как раз в экспозиции Союза молодых архитекторов Крыма. В наших группах была архитектурная молодежь родом из Москвы и Крыма, Сибири и с Алтая, из Казани и других регионов России – около десяти городов страны. Из Евпатории особо выделю самого активного участника Дарью Попову, студентку архитектурного факультета московского Суриковского университета (Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова. — ​Ред.).

На живом примере практик Евпатории удалось «зажечь» ребят и, главное, показать им в развитии реальную работу с живым городом и как в крайне непростой ситуации давать средовые работающие продукты. Ребята возвращаются в свои вузы, регионы, зараженные животворными бациллами «архитектуры прямого действия». И с Евпаторией в сердце навсегда.

Кстати

Реализуемый в Евпатории проект «Улица детства» вошел в шорт-лист ежегодной премии Общественной палаты РФ в области гражданской активности «Я — ​гражданин». По словам одного из инициаторов проекта архитектора Валерии Буториной, перед этим она представила его на общероссийском фестивале архитектуры «Зодчество‑2016».

— Мы отправили на фестиваль наш планшет, где представлена полностью работа над проектом: от эскизов ребят до макетов и фото воплощения на «Улице», также там был отдельно представлен проект амфитеатра «Авангард», макет которого мы делали с детьми для двора гимназии имени Ильи Сельвинского, — ​рассказала она.

По словам Буториной, на фестивале она выступила как руководитель детской архитектурной студии, выполнившей проект.

Ранее одна из создателей проекта «Улица детства» жительница Евпатории Виталина Деркач заняла первое место в специальной номинации «Архитектурный образ моего города» номинации «Мой дом» всероссийского конкурса «Моя страна — ​моя Россия». Деркач представила на конкурс проект детской уличной библиотеки «Калейдоскоп знаний», который, в свою очередь, является одним из сегментов проекта «Улица детства».

Этот «калейдоскоп» Валерия Буторина и ее юные единомышленники вместе создают на улице Бартенева, по которой годами изо дня в день ходят дети. Своим именем улица обязана замечательному педагогу, автору нескольких сборников занимательных задач и методических пособий Федору Бартеневу, организовавшему специальные математические классы в евпаторийской средней школе № 10 (сегодня это гимназия имени И. Сельвинского. — ​Ред.).

По словам Буториной, основная идея проекта — ​создание пространства для детского творчества в условиях города, где юные таланты смогут воплощать свои архитектурные и художественные идеи.

— Метод соучаствующего проектирования, когда конечный пользователь среды, в нашем случае дети, принимает непосредственное участие в проектном процессе, дает ряд преимуществ по сравнению с традиционным подходом, — ​уверена она.

Беседовал Василий АКУЛОВ.

Фото из архива Алексея КОМОВА.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №83 (19206) от 02.11.2016 г.