Семья Бобовичей в городском управлении Евпатории

Сима Соломонович Бобович«Евпаторийская здравница» продолжает серию публикаций о градоначальниках Евпатории, начатую в июне (см. статью «Какой провинцией кажется теперь старая Евпатория» в «ЕЗ» № 46 от 24 июня. — ​Ред.). Сегодняшний материал представлен младшим научным сотрудником Крымского центра этнокультурных исследований (отдел Государственного республиканского центра русского фольклора), руководителем Караимской религиозной общины Симферополя Вячеславом Ельяшевичем. Мы намеренно публикуем статью со ссылками на источники, поскольку эта информация еще не известна широкому кругу лиц.

Происхождение фамилии

Караимская фамилия Бобович (или Бабович) происходит от отчества Бабакаевич, которое в свою очередь образовано от караимского имени Бабакай. В конце XVIII — ​начале XIX веков в Евпатории была хорошо известна семья богатого караимского купца Бабакая Юфудовича Чабака, у которого было четыре сына: Соломон, Илья, Самуил и Юфуда. Среди них наибольших успехов в торговом деле достиг Соломон Бабакаевич Чабак (?-1812). Русское население из уважения называло его по отчеству: Бабакаевич, переделав его на свой лад — ​так появилась известная караимская фамилия Бобович.

Заработав на торговле большой капитал и вместе с тем высокий авторитет среди своих соплеменников, евпаторийский купец 1-й гильдии Соломон Бобович выдвинулся в лидеры караимского общества города. В 1795 году он вошел в состав делегации, направленной в Санкт-Петербург для ходатайства перед Екатериной II об освобождении караимов от двойной подушной подати, наложенной на еврейское население. Как известно из истории, результатом поездки караимской делегации стал особый рескрипт императрицы Екатерины II, отделивший в правовом отношении караимов от евреев и отменивший для них двойное налогообложение [2, с. 109].

К заслугам Соломона Бобовича относится также строительство нового караимского молитвенного дома — ​кенасы, которая под его попечительством и большей частью за его счет была возведена рядом со старым зданием в 1807 году. Затем, в 1815 году, уже под попечительством его братьев Самуила и Ильи Бобовичей было перестроено и старое здание кенасы, которое сейчас известно как Малая кенаса. Интересно, что шесть мраморных колонн крытой галереи этого здания были установлены в 1819 году за счет сыновей Соломона Бобовича – молодых Симы и Бабакая, как гласит о том надпись на древнееврейском языке. Большая и Малая кенасы сохранились до наших дней и являются не только единственными восстановленными и действующими кенасами в Крыму, да и во всей России, но также и интересными историческими и архитектурными памятниками. К сожалению, о жизни Соломона Бобовича известно очень мало. Из архивных документов мы знаем, что он занимал должность городского головы Евпатории, но когда именно и на сколько сроков — ​неизвестно [3, л. 2]. Можно только сказать, что С. Б. Бобович был городским головой как минимум одно трехлетие, возможно, с 1809 года и до своей смерти в 1812 году.

 

Караимский султан

У Соломона Бабакаевича Бобовича и его жены Эстер Мордехаевны Коген Айваз было два сына: старший Сима (1790 г. р.) и младший Бабакай (1801 г. р.). Еще при жизни отца на молодого Симу Соломоновича Бобовича (1790–1855) смотрели как на преемника и будущего предводителя караимского общества Евпатории. Однако, благодаря своему трудолюбию и природным способностям, Сима Бобович достигает большего: в 1820-х годах он становится общепризнанным лидером всех караимских общин Крымского полуострова, а в 1839 году выдвигается на пост Таврического и Одесского караимского духовного правления, то есть становится гахамом, или главой всех караимов Российской империи. Известно, что С. С. Бобович избирался на пгост городского головы Евпатории на три срока подряд, с 1818 по 1827 годы. Об этом свидетельствует архивный документ тех времен, в котором мы читаем: «По выбору обществ Христианского, Караимского и Татарского купец Бобович (С. С. Бобович. — ​В.Е.) служил Градским Главою (Евпатории. — ​В.Е.) три трехлетия, начиная с 1818 года безпрерывно и безпорочно, да и на четвертое оставлен свободным единственно по собственной его просьбе» [3, л. 2].

Кстати, еще до избрания городским головой С. С. Бобович, несмотря на свою молодость, проявил большие организаторские способности и принимал активное участие в жизни города. Так, во время вспыхнувшей на полуострове в 1812 году эпидемии чумы, когда все крымские города, в том числе и Евпатория, были закрыты на карантин, Сима Бобович (ему было всего 22 года!) взял на себя заботу о неимущем классе, больше всех пострадавшем от нехватки продуктов в условиях полной изоляции от внешнего мира. В 1814 году Сима Соломонович вместе с Аароном Пампуловым был выбран депутатом от караимов для торжественной встречи в Санкт-Петербурге возвращавшегося с заграничного похода императора Александра  I, которая, впрочем, была отменена [1, с. 106].

В бытность градоначальником С. С. Бобович устроил в нижней части города канавы для отвода во время сильных дождей воды, причинявшей ущерб жителям. В 1825 году во время неурожая он выписал за свои деньги из Одессы в Евпаторию 6 тысяч четвертей зерна и, продавая его по самым низким ценам, почти по себестоимости, предотвратил приближающийся голод. В этом же 1825 году Сима Бобович «яко именитый гражданин» удостоился чести встречать императора Александра  I во время его посещения Евпатории. «А для усиления коммерции не щадя трудов, рачения и издержек, — ​читаем мы далее в выше цитированном документе, — ​преподавая собою пример и приохочивая купечество к распространению оборотов, выстроил на собственный капитал свой при Евпаторийском порте у берега моря четыре обширные дощатые магазины или амбары, стоющие значительных издержек. Вообще же обывателей, несмотря на их разнородность и разноверие, направлял к единодушию, тишине, доброму согласию и честной промышленности, употребляя все свои усилия и большею частью с успехом к прекращению миром возникавших между гражданами частых несогласий, споров и тяжб» [3, л. 2].

Если внук С. С. Бобовича С. Э. Дуван, также избиравшийся на должность городского головы, сумел дать развитие Евпатории как всероссийскому курорту, то сам Сима Соломонович всячески способствовал развитию торгового города, который благодаря большим оборотам стал приносить немалые доходы казне. Во времена Симы Бобовича Евпатория считалась богатым городом по сравнению с другими населенными пунктами Крыма, и тон здесь задавали караимские купцы. Вот что в 1835 году пишет о караимах Евпатории «Коммерческая газета»: «В Евпаторийском порте нет купцов, известных своим богатством. Главное торговое сословие составляют Караимы, овладевшие торговлею в Крыму, еще во времена Ханов; они одарены особенною деятельностью и способностью к торговле… Иностранцу трудно торговать с успехом без содействия Караимских купцов; все преимущества на их стороне: употребительный между ими язык есть Турецкий, местные обстоятельства им предпочтительно известны, капиталы в их руках, деятельность неутомима; недостает только просвещения, но для торговли с Турциею они достаточно образованы» [4, с. 118].

Состояние самого С. С. Бобовича исчислялось миллионами, он владел обширными земельными угодьями в Крыму и за его пределами, фруктовыми садами, виноградниками, судами, на которых вел заграничную торговлю. Капитал Симы Соломоновича, позволявший ему вести диалог с крупными сановниками и влиятельными лицами империи, служил надежным гарантом караимской общины Российской империи. Так, в 1827 году по выбору караимских общин Крыма Сима Бобович возглавил делегацию в Санкт-Петербург, направленную для ходатайства об отмене для караимов рекрутской повинности. В российской столице он добился аудиенции с графом Виктором Кочубеем, председателем Государственного Совета Российской империи, а через него и с самим императором Николаем I, всемилостивейше повелевшим удовлетворить ходатайство караимской делегации. В караимском народе Симу Соломоновича Бобовича называли «караимским султаном».

 

Семья управленцев

После Симы Бобовича, сразу же или через один срок, что предстоит еще выяснить, должность городского головы Евпатории занял его родной дядя Илья Бабакаевич Бобович (?-1847), один из предводителей (гевиров) караимской общины Евпатории, участвовавший в строительстве Малой кенасы. Из архивных документов нам известно, что он был городским головой в 1830 году [5, л. 1].

Вслед за Ильей Бобовичем во главе города встал его племянник, младший брат Симы Бабакай Соломонович Бобович (1801–1882), избранный в 1857 году вторым председателем Таврического и Одесского караимского духовного правления, или просто гахамом. Из прошения Б.С. Бобовича на получение почетного гражданства известно, что на должность Городского Головы он был выбран на один срок, с 1834 по 1837 годы. В 1834 году во время посещения Крыма Николаем  I Бабакай Бобович встречал императора в Бахчисарае и был удостоен всемилостивейшего подарка в виде бриллиантового перстня и золотых часов с бриллиантами. В 1839 году был награжден золотой медалью «за усердную службу» [6, л. 27].

Итак, мы видим, что в период примерно с первого десятилетия XIX века и до 1837 года, за исключением промежутка времени в шесть лет, с 1812 по 1818 годы, и, возможно, с 1827 по 1830 годы, во главе Евпатории находились представители богатой купеческой караимской семьи Бобовичей: Соломон Бабакаевич Бобович, его родной брат Илья Бабакаевич Бобович и его сыновья Сима Соломонович и Бабакай Соломонович Бобовичи.

Вячеслав ЕЛЬЯШЕВИЧ.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №59 (19182) от 10.08.2016 г.

Список использованной литературы:

  1. Маркевич А. И. К столетию Отечественной войны. Таврическая губерния в связи с эпохой 1808–1814 годов. — ​Феодосия, 2013.
  2. Сборник старинных грамот и узаконений Российской империи касательно прав и состояния русскоподданных караимов. — ​СПб, 1890.
  3. Государственный архив Республики Крым (ГАРК), ф. 26, оп. 1, д. 6281.
  4. Коммерческая газета. № 30. — ​СПб, 1835.
  5. ГАРК, ф. 26, оп. 1, д. 2630.
  6. ГАРК, ф. 241, оп. 1, д. 150.

 

 

 



1 комментарий

  • Наталия Печенко

    В статье младшего научного сотрудника Крымского центра этнокультурных исследований (отдел Государственного республиканского центра русского фольклора), руководителя Караимской религиозной общины Симферополя Вячеслава Ильяшевича “Семья Бобовича в городском управлении Евпатории” присутствует фотография с подписью “Дом С.С.Бобовича в Евпатории”. Всë бы ничего, но это не дом Бобовича! Дом Бобовича находится по адресу: ул.Караимская, 53, а на фото на переднем плане соседнее домовладение под номером 55, ничего общего, кроме соседства, с домом Бобовича не имеющее. Автор славно “поработал с источниками”, но не удосужился сделать элементарного: проиллюстрировать статью достоверным фотоматериалом! Вопрос(ехидный): “Так ли все достоверно в тексте или надо и к нему относиться по принципу – 53, 55; дом Бобовича, не дом Бобовича – какая разница? Кстати, в порядке информации для уважаемого автора – я живу именно по адресу: г.Евпатория, улица Караимская, 53 (пятьдесят три).