А Роза упала…

Упала нарочно и легко, как падает роза на лапу Азора, упала не раз и не два, как на пути к самому себе не раз и не два падает человек, натыкаясь на подножки обстоятельств. И если быть точным, упала не сама Роза, а ее герой — мальчик, который из-за внутреннего протеста отказался расти. Недвусмысленный намек на Оскара Мацерата, пациента специального лечебного заведения, человека, чей рост прекратился в возрасте трех лет и который никогда не расстается с жестяным барабаном, поверяя ему все тайны и описывая с его помощью все, что видит вокруг.

История героя легендарного романа Гюнтера Грасса «Жестяной барабан» легла в основу моноспектакля «Слово», созданного режиссером Алексеем Френкелем для Розы. Премьерный показ постановки прошел на сцене МЦТИ «Золотой ключик» на прошлых выходных. Она, заслуженная артистка России и Татарстана, лауреат Государственной премии РФ, премий «Ника» и «Золотая маска» за лучшую женскую роль, актриса театра и кино Роза Хайруллина попыталась стать и тем самым Словом, и Богом, и самой собой, и, конечно же, барабаном — ​как полагается, жестяным.

Как рассказали в «Золотом ключике», спектакль по мотивам одного из самых «неудобных» произведений мировой литературы XX века стал подарком к юбилейному сезону театра. Это совместная работа большого творческого коллектива из Москвы, Самары и Евпатории.

— Для нас большая честь принимать в гостях Розу и ее коллег, — ​признался художественный руководитель театра «Золотой ключик» Андрей Пермяков. — ​Роза Хайруллина — ​не просто наш друг и единомышленник, она гениальная актриса и пример самоотдачи и верности служения театру. Сегодня эта премьера — ​не просто значимое событие в культурной жизни России, но и огромная поддержка для «Золотого ключика». Мы благодарим наших друзей и с нетерпением ждем премьеры.

Как известно, немецкого писателя, художника, скульптора, лауреата Нобелевской премии по литературе Гюнтера Грассакритики называют «неудобным свидетелем XX века» и признают его роман «Жестяной барабан» одним из величайших произведений мировой литературы минувшего столетия. Естественно, этот художественный материал неоднозначно воспринимается читателями, как и постановка по его мотивам — ​зрителями. Вот одно из мнений: «Нашел в спектакле разве что отголоски пары-тройки мотивов легендарного романа. Якобы разбросанные на сцене металлические ведра, а еще корыта, в которые периодически, как в гроб или некое подобие материнского лона, укладывался этот болезненный герой, своим жестяным нутром напоминали, пожалуй, только о названии произведения. Ни одно ведро и ни одно корыто так и не стало в руках (либо под руками) главного героя поистине ударным инструментом, тем самым жестяным барабаном. А соло на ударной установке (не на одном барабане, пусть самом обыкновенном, даже и вовсе не жестяном), прозвучавшее незадолго до финала спектакля, под которое герой ловко собрал все ведра и корыта и унес их за кулисы, так и осталось не более чем записью соло на ударной установке, притянутого за уши к названию романа с его «барабаном»…Все это никак не соотносится с масштабом смысложизненных поисков главного героя и уж тем более сграссовским пафосом, который крайне редко проглядывал в тех или иных репликах персонажа».

В свою очередь театровед, журналист, обозреватель по культуре газеты «Крымская правда», заслуженный журналист Крыма Людмила Обуховская так оценила представленную евпаторийцам постановку: «Актриса — ​гениальная, спектакль — ​гениальный. Режиссерская работа — ​великолепная. Кто-то считает, что от Гюнтера Грасса в спектакле остались рожки да ножки, но это не так. Там есть Грасс, там есть его дух, там есть его слово. Спектакль, я думаю, нужно смотреть всем. Он идет всего 29 минут, но это полноценное сценическое произведение. Прекрасная сценография, прекрасная режиссура — ​очень грамотная, очень оригинальная, очень эксцентричная. И то, что Роза Хайруллина привезла этот спектакль и показала его в «Золотом ключике», говорит о высоком уровне этого центра. Понимаете, она доверила премьеру именно евпаторийцам, потому что она знает, что они воспитаны на хороших сценических работах».

Как бы ни были расхожи мнения, премьера(!) с участием актрисы такого масштаба на сцене «Золотого ключика» далеко не лишний раз продемонстрировала тот неизменно высокий на протяжении почти 30 лет существования центра театрального искусства художественный уровень, на котором здесь творят таинство театра как юные, так и зрелые профессиональные театралы.

— Мы, друзья и коллеги театра «Золотой ключик», не случайно играем премьеру нашего спектакля на этой сцене. Это знак нашей любви и поддержки делу, которому создатели и руководители «Золотого ключика» посвятили всю свою жизнь. Мы считаем необычайно важным существование этого театра для города Евпатория, для детей и взрослых, для театра, для всей нашей страны, — ​подчеркнула Роза Хайруллина перед спектаклем. А сразу после поклона, дождавшись, когда стихнут продолжительные аплодисменты, пообещала снова представить на евпаторийской сцене доработанный вариант спектакля. Кроме того, она призналась, что для нее этот спектакль о самой себе, только трехлетней девочке, и это — ​воплощенный средствами театра путь к самой себе.

Игорь ЛИТВИНЕНКО.

Фото со страницы Андрея ПЕРМЯКОВА в социальной сети «Фейсбук».

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №81 (19204) от 26.10.2016 г.