Полвека работы с детьми

1Найти свое истинное призвание — задача не из легких, и если кому-то это удается, значит, всем тем, с кем столкнет его жизнь, несказанно повезло. Наталья Бойко проработала в сфере образования 50 лет, сумев найти подход к сотням малышей и десяткам педагогов. Сначала воспитатель детского сада, затем — талантливый методист дошкольного учебного учреждения. Эта удивительная женщина знает и любит детей, и даже кажется, что она вся состоит из всепоглощающей и всепрощающей любви к малышам.

Удивительно, но Наталья Викторовна никогда не мечтала быть воспитателем. Она хотела быть либо журналистом, либо врачом.

«Мне казалось, что журналистика — ​это очень интересная профессия, хотелось попробовать себя на журналистском поприще, однако поступить на этот факультет было неимоверно сложно. И когда это не удалось даже самому умному из выпускников нашей школы — ​я не стала даже пытаться», — ​рассказывает методист.

Врачом же она мечтала стать из-за болезни мамы. Та сильно болела, и девушка решила во что бы то ни стало выучиться и разобраться с жестоким недугом. Но судьба распорядилась иначе. Так случилось, что в год поступления Натальи в мединститут произошло землетрясение в Ташкенте, принесшее значительные разрушения в столицу Узбекской Советской Социалистической Республики. И тамошних студентов распределили по различным вузам Советского Союза, что значительно уменьшило шансы евпаторийки на поступление. Экзамены она сдала неплохо: две «пятерки» и «четверка», но главным критерием, сыгравшим против абитуриентки, стал ее… пол. Да, в те времена еще бытовало ошибочное мнение, что мужчины в качестве работников лучше — ​хотя бы потому, что они не выйдут замуж, не родят детей, не уйдут в декрет, им не придется оплачивать бесконечные больничные листы…

Вернувшись в Евпаторию, Наталья страдала: рыдала днями напролет, буквально сгорая со стыда. Мнительная девушка боялась выйти на улицу, потому что во всех взглядах, направленных на нее, ей чудился укор. Казалось, о неудаче знают все. Травму нужно было пережить, и через какое-то время ей это удалось.

2Наталье повезло, что, начиная с 9-го класса, она проходила производственное обучение и после окончания школы уже имела специальность — ​воспитатель детского сада. Иными словами, неудача при поступлении не стала для нее фатальной, и девушка начала искать работу.

Это, кстати, тоже было нелегкой задачей. Шел 1966 год, Евпатория тогда была совсем другой: дома в основном одноэтажные, население в разы меньше, необходимость в детских садах — ​тоже. Их было всего несколько, и найти вакансию воспитателя в одном из них да еще и устроиться на работу девушке, не имевшей опыта работы, казалось вообще невозможным. Но наша героиня справилась и с этой трудностью, став воспитателем в садике «Дюймовочка».

«С этим садом связаны мои самые лучшие воспоминания. Это была лучшая школа профессии. Мне помогали все: коллеги-воспитатели, нянечки, повар и даже дворник! Именно в то время я уяснила два важнейших урока в своей жизни. Первый: никогда нельзя допускать, чтобы дети были перевозбуждены, иначе они теряют контроль над собой. Дети должны быть радостными, веселыми, но ни в коем случае не перевозбужденными! И второй: нельзя остро реагировать на каждый неправильный поступок ребенка, иногда стоит что-то не заметить, где-то не увидеть. И через минуту все снова будет как надо. Это правило справедливо не только в отношении детей. Иногда человек делает что-то не потому, что это свойственно его характеру, а потому, что просто так сложились обстоятельства. Он может быть болен, иметь проблемы дома, не выспаться или же просто ошибиться, в конце концов. Некоторые недочеты следует не просто прощать, но даже не акцентировать на них внимание», — ​рассказывает Наталья Викторовна.

Проработав пять лет в «Дюймовочке» и выпустив в школу свою первую группу, юная воспитательница перешла в санаторный детский сад «Ласточка». Но своих первых деток она запомнила на всю жизнь.

«Это был мой первый выпуск, понимаете, это были МОИ дети. Первые два года мне приходилось неимоверно трудно: ошибалась, пыталась найти подход к детям, не все понимала… Но коллеги меня поддерживали, давали советы, помогали, и вскоре у меня все стало получаться. Когда ты видишь, что дети начинают понимать тебя буквально с полуслова и полувзгляда, — ​это настоящая победа. И именно с этим выпуском связаны мои воспоминания о первом профессиональном успехе, первом понимании собственной значимости. Я до сих пор помню каждого из этих детей, помню, кто какие штанишки носил, у кого какие были юбчонки и рубашонки. Более того, очень долго отслеживала судьбу этих деток, знала об их достижениях и неудачах. Ведь все они — ​мои, и за каждого из них у меня болит душа», — ​вспоминает Наталья Викторовна.

3

И если ты настолько отдаешься своей профессии, то, наверное, это действительно твое призвание. Ведь воспитателем нельзя стать — ​им необходимо родиться. Любить, понимать и уметь общаться с детьми — ​это очень сложное искусство, доступное далеко не каждому. Особенно если речь идет о чужих детях. Но в том-то и дело, что для Натальи Бойко они не были чужими…

Воспитателем в «Ласточке» наша героиня проработала тоже пять лет, после чего ее уговорили стать методистом детского сада. Заведующая заметила в молодой сотруднице необходимые задатки и уже не первый год пыталась убедить ее занять эту должность. Наталью же удерживали дети: она не могла оставить своих малышей, не доведя их до выпуска. Но ребятишки ушли в школу — ​и отговорок не осталось. Женщина стала методистом, который не только работает с кадрами, но и формирует, адаптирует под особенности конкретного учреждения образовательную программу. Это была сложная работа, ведь необходимо было учитывать все особенности детского сада: сад-то непростой, детки сюда приходили больные, многого им было нельзя, многое приходилось добавлять. Нужно было учесть характер и таланты каждого воспитателя, и при этом суметь использовать эти способности с наибольшей выгодой для детей и самих педагогов. Наталья Викторовна все это могла подметить и применить. Это тот самый случай, когда человек одновременно сочетает в себе и неординарные творческие способности, и умения психолога, и талант незаурядного организатора. И при этом главное его качество — ​любовь. Наталья Бойко любит детей, любит своих коллег и безумно любит детский сад, в котором работает вот уже 45 лет. Знает в нем каждое дерево, каждую тропку, каждый кустик и каждую грядку с цветами. И любовь эта взаимна.

Людмила ПУШКИНА.

Фото из архива Натальи БОЙКО.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №76 (19199) от 07.10.2016 г.