Приближая милость Всевышнего

29-09-2014Слово «курбан» берет начало из коранического термина «кураба», что означает «приближение». В религиозном контексте это действие подразумевает устремление к достижению милости Всевышнего. Мусульманин должен посвятить себя, свое имущество и жизнь служению Аллаху.

Верующие во всем мире совершают курбан исключительно по воле Всевышнего.

Животные, которые пригодны для жертвоприношения в определенные дни праздника, тоже названы Аллахом. Создатель заменил агнцем великое испытание пророка Ибрахима (алейхисселям). Эта история хорошо известна всем мусульманам, и из нее следует извлечь уроки.

Ибрахим (алейхисселям) проявил покорность воле Всевышнего. Сначала он прошел через испытание имуществом: Создатель приказал ему раздать свое богатство тем, от кого пророк слышал имя Аллаха. Ибрахим (алейхисселлям) повиновался и раздал все, что у него было, но вскоре Всевышний вернул ему во много раз больше. Пророк был готов ради Аллаха сгореть в костре, куда его бросили невежды-многобожники. Творец принял его покорность, и огненные языки огня превратились в прикосновение благоухающих лепестков роз. И, наконец, покорность пророка была испытана через привязанность. На старости лет Всевышний даровал Своему посланнику сына, которого пророк Ибрахим (алейхисселлям) любил всем сердцем. Мальчик тоже отвечал ему любовью и почтением. Но Аллах велел Ибрахиму (алейхисселям) принести того в жертву. Тогда пророк пошел к сыну и рассказал об испытании. Юноша ответил: «Отец, если это повеление Всевышнего, то соверши необходимое, я достойно вынесу это испытание». После этого отец и сын пришли к указанному месту, и Ибрахим (алейхисселям) положил мальчика для жертвоприношения. Но Аллах принял покорность пророка и вместо сына повелел принести в жертву ниспосланного с небес агнца. Поэтому совершаемый нами курбан — ​тоже подтверждение нашей покорности Всевышнему.

Курбан — ​это посвящение Аллаху того, что очень дорого человеку. Милостивый Всевышний заменил эту жертву животным, мясо которого рекомендуется раздать. Особенно понятно это чувство мусульманину, живущему в деревне, который cам вырастил животное, ухаживал за ним и во время курбана должен принести его в жертву ради Аллаха. Смятение этого человека можно представить, но он покорен воле Всевышнего, которая превыше всего.

Обряд жертвоприношения известен со времен Пророка Адама (алейхисселям) и впервые был осуществлен его сыновьями Кабилем и Хабилем. Между ними возникло разногласие, так как Кабиль не подчинился запрету Всевышнего жениться на единоутробной сестре, которая была предназначена в супруги Хабилю. Жертвоприношение могло разрешить этот спор: чью жертву примет Аллах, тот и окажется прав. Хабиль принес в жертву самое лучшее: он был пастухом отары и выбрал самого упитанного барана. Кабиль был богатым земледельцем, но в жертву принес куцый сноп пшеницы. Всевышний не принял жертву Кабиля.

В обряде жертвоприношения, будь он совершен в хадже или выполнен как исполнение ваджиба, важен еще один момент. Мусульманин, подчиняясь, приносит в жертву и свой нефс (свое эго). Он посвящает себя Всевышнему. Во время курбана очень важно это осознание: верующий совершает жертвоприношение с именем Всевышнего и ради Него. В Коране говорится: «Для каждой общины Мы определили обряды жертвоприношения [и велели ее последователям] поминать имя Аллаха над дарованными им в удел домашними животными [при заклании]. Итак, ваш бог — ​Бог единый. Так будьте покорны Ему, а ты [Мухаммед] сообщи добрую весть смиренным» (Сура Эль-Хадж, 22/34).

Дорогие братья и сестры! С благословенным праздником Курбан-байрам!

Имам Евпаторийского региона Эскендер МЕМЕТОВ.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №69 (19192) от 14.09.2016 г.