В исламе нет места экстремизму

1В Евпаторийской городской библиотеке имени А.С. Пушкина состоялся «круглый стол» на тему «Ислам в светском государстве». Его участники обсуждали, что ни в коем случае нельзя путать понятия «экстремизм» и «ислам», поскольку они имеют совершенно противоположные значения, и более того — ​одно исключает другое. Также в ходе «круглого стола» была презентована книга об исламе в США.

В заседании приняли участие заместитель главы администрации города — ​начальник управления межнациональных отношений Эльмар Мамбетов, заместитель директора фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Вячеслав Полосин, региональный имам Евпатории и Сакского района Эскендер Меметов, независимый эксперт по международным отношениям США и России, писатель, исламовед Данил Апокорин. Среди приглашенных также были представители фонда поддержки исламской культуры, религиозных конфессий, национально-культурных автономий, казачества, молодежных общественных организаций городов Евпатория и Саки.

Открыл встречу заместитель главы администрации города — ​начальник управления межнациональных отношений Эльмар Мамбетов.

— В последнее время из-за определенных трагических событий, происходящих в мире, у людей складывается неоднозначное отношение ко многим, кто исповедует ислам. Это связано с тем, что за проведение терактов ответственность на себя берет террористическая организация «Исламское государство» (запрещена в России с декабря 2014 года. — ​Ред.). Но мало кто понимает, что на самом деле эти люди не имеют ничего общего с истинными правоверными мусульманами. Именно для того, чтобы окружающие не меняли своего представления об исламе как о религии, которая приносит только мир, мы и проводим это мероприятие. Сегодня мы поговорим об исламе с точки зрения российского законодательства и с точки зрения законодательства США, — ​отметил Эльмар Мамбетов.

Заместитель директора фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Вячеслав Полосин, который является одним из авторов Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», рассказал о развитии российского законодательства в области правоотношений государства и религии. В своем выступлении он отметил, что в Российской Федерации государство и религия разделены, и подчеркнул, что это разделение ни в коем случае не означает запрет религии или преследование людей, исповедующих те или иные верования. Наоборот, в этом случае каждый человек волен сам делать выбор в пользу той или иной религии либо же отказа от нее.

Особенно подробно Вячеслав Полосин остановился на разъяснении недавних поправок депутата Госдумы Ирины Яровой и сенатора Совета Федерации Виктора Озерова к Закону «О свободе совести», вызвавших бурные обсуждения в обществе. В частности, он объяснил, что авторы законопроекта предлагают внести в закон отдельную главу «Миссионерская деятельность». Миссионерство они предлагают понимать как «распространение веры и религиозных убеждений вне культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов, специально предназначенных (предоставленных) для богослужений, религиозного почитания (паломничества), учреждений и предприятий религиозных организаций, кладбищ и крематориев, зданий и строений религиозного назначения, помещений образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов, а также через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет».

Кроме того, Яровая и Озеров предлагают запретить «осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях». Согласно новому законопроекту, миссионеры должны действовать от имени зарегистрированной религиозной группы или организации и иметь при себе «решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий», а также сведения о регистрации группы или организации.

По словам Вячеслава Полосина, эти поправки, прежде всего, направлены на то, чтобы максимально оградить граждан России от вербовочной деятельности различных экстремистских организаций, замаскированных под религиозные. При этом он признал, что чисто технически поправки продуманы недостаточно тщательно и нуждаются в доработке. Также не совсем понятно, как именно их будут применять в жизни. Так, например, любой разговор на религиозную тему, происходящий дома за чашечкой чая, при желании можно будет причислить к «миссионерской деятельности», и доказать обратное — ​задача не из легких. Поэтому, скорее всего, этот законопроект будет доработан.

2Главным гостем состоявшегося «круглого стола» стал независимый эксперт по международным отношениям США и России, писатель, исламовед Данил Апокорин. На встрече он представил свою книгу «США глазами мусульманина». Автор длительное время жил в мусульманской среде Америки, где получил богатые знания о жизни людей, исповедующих ислам. Он общался как с простыми мусульманами, так и с известными лидерами религиозных и политических организаций США. Этот опыт и лег в основу его книги.

Также Данил Апокорин рассказал присутствующим о страницах истории развития мусульманской религии в Америке, неизвестных широкой общественности. Он поведал о том, что в США существование такого города, как Евпатория, невозможно в принципе. Ведь в нашем городе на достаточно небольшой территории мирно уживаются люди, исповедующие разные верования, принадлежащие к различным религиозным конфессиям, и их не особо заботит, к какой национальности относится их сосед и какую веру он исповедует. В Соединенных Штатах же люди разных национальностей и разных вероисповеданий проживают в различных районах или городках. И даже концепция той или иной религии там подгоняется под рамки конкретного района.

В ходе заседания состоялась дискуссия. Подводя ее итоги, участники пришли к единому мнению, что ислам – религия, призывающая к миру, добру и милосердию. Истинный мусульманин никогда не будет издеваться над женщинами, причинять боль детям, убивать людей. А человек, совершающий какие-либо из перечисленных действий, не имеет морального права называть себя мусульманином. Экстремисты лишь прикрываются религиозными символами и по-своему трактуют Коран. В Евпатории всегда с большим уважением относились к различным верованиям и обычаям, а межрелигиозный диалог был одной из важных составляющих общественной жизни. И сегодня представители всех традиционных для Крыма конфессий взаимодействуют друг с другом в решении проблем, волнующих общество.

После мероприятия Данил Апокорин подарил всем желающим экземпляры своей книги с личным автографом.

Мила АНТОНОВА.

Фото автора.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №55 (19178) от 27.07.2016 г.