Алексей КОМОВ: «Парки — спящие гиганты развития курорта»

КомовПопуляризатор Евпатории и евпаторийской архитектуры на просторах нашей необъятной Родины, член Экспертно-консультативного совета при главе Крыма и советник главы администрации Евпатории архитектор Алексей Комов рассказал в интервью «ЕЗ», какими должны быть современные парки и что за сюрприз ожидает евпаторийцев в очередную новогоднюю ночь.

«Момент просвещения»

— Недавно в СМИ вы сообщили, что весной 2017 года на пересечении улиц Гоголя и Кирова планируется открыть Сквер литераторов. Нужно ли вообще, так сказать, модернизировать существующие в городе парки?

— Не секрет, что парки в Евпатории находятся в полном упадке. И если сейчас мы взялись за пляжи, худо-бедно их благоустройство сдвинулось с мертвой точки, то зеленый каркас и парковые территории, которые являются мощным не только рекреационным, но и просветительским ресурсом курортного города, либо не освоены никак, либо освоены варварски, хищнически. Парки на материке — ​это помимо прочего серьезный источник дохода для муниципального бюджета. В случае с Москвой вообще уместно вести речь о целой парковой культуре, о жизни людей, которые после работы отдыхают в таких местах.

Если у вас есть парк, недостаточно просто постричь траву, замостить дорожки и поставить детские грибки. Нужно понимать, зачем туда приходить, что там делать. Если, к примеру, ты хочешь прийти туда с детьми, — ​дети не должны только качаться на качелях, должен, например, работать фонтан. И так выстраивается целая цепь социальных микроалгоритмов жизнедеятельности, которые необходимо учитывать. Вопрос этот не животно-потребительский: прийти в парк, поесть шашлык, поваляться на траве — ​здорово, конечно, но парковая культура несет в себе еще и момент просвещения, потому что помимо элементарных питания и развлекаловки парки — ​пространство, где можно развивать культуру. Лектории, небольшие фестивали, мастер-классы, стенды, выставочные ширмы — ​казалось бы, мелкие вещи, но, цепляясь друг за друга, они дают определенный просветительский эффект. В упомянутом выше Сквере литераторов должен быть установлен самоценный памятник Пушкину и Гончаровой, автором которого является мой отец, Олег Комов, — ​памятник, который уже достопримечательность, уже существует в истории русского искусства. Обязательно нужно восстановить фонтан, причем так, чтобы он был связан с литературой. Там может быть и небольшая кофейня в каком-нибудь поэтическом виде.

— А если задуматься, место ведь какое роскошное: рядом краеведческий музей, набережная…

— Конечно! И нам нужно с разгоряченной набережной людей затягивать в город, в тенистый сквер. Когда появится этот сквер, он постепенно начнет вокруг себя менять среду. Там откроются какие-то заведения уже другого совершенно формата: не наливайки, а, к примеру, кафе «Булгаков» или «Кафе-читальня». Просто нужно, ничего не разрушая, создать на этом месте выразительный и доступный продукт, который станет магнитом. А сам по себе сквер — ​хорошего формата, он не большой и не маленький, такая вещь-в-себе. Нужно подать его, и станет понятно, что с другими делать. И с парком «Гелиос», где, как многие считают, стоит памятник Ленину, а на самом деле это макет Дворца советов. Вообще, курортная приморская парковая культура упала до уровня удовлетворения животных потребностей. Нет ничего проще: поставил автомат — ​деньги идут. Но тот народ, который сейчас поехал в Крым, привык к другому. Бутылка, топчан, море, койка — ​этот алгоритм уже не работает. Люди теперь спрашивают: а что и где мы можем посмотреть? Пляж, зеленый каркас и достопримечательные места должны друг друга дополнять, должна быть ресурсообменная система. Евпатория еще может расти в глубину, у города есть уникальные традиции освоения самого себя, своего самосознания. Зачастую горожане забывают свое прошлое, где содержится ресурс для развития.

— Справедливости ради нельзя не упомянуть открытие светомузыкального фонтана в парке Ленина, которое существенно изменило его облик.

— Да. И этот парк должен стать центром празднования Нового года. Вообще, мы хотим по части празднования обогнать Ялту и прочие крымские города. 2016-й город встретил никак — ​по объективной причине: блэкаут. В этом году мы хотим установить в парке Ленина арт-объект, компактный культурный центр с башней, внутри которого будут лекторий и смотровая площадка.

— Достоин ли, по-вашему, аналогичных преобразований парк имени Фрунзе?

— Да. Все городские парки — ​спящие гиганты развития, развития города и курорта.

 

«Архитекторы под властью строителей»

— В прошлом году вы рассказывали о популярности среди студентов Московского архитектурного института (государственной академии) евпаторийской тематики. В 2016-м этот интерес сохраняется?

— Как я уже говорил, городская администрация и вуз подписали соглашение о сотрудничестве. В этом году более сорока студентов Московского архитектурного института, в том числе дипломников, представили и защитили проекты, посвященные разным музейно-познавательным комплексам, тематически связанным и с античностью, и с космонавтикой, а курсовые — ​проектированию микрорайона и жилых комплексов в рамках проекта «Гжель». Крайне важно понимать: здесь есть момент пропаганды Крыма, Евпатории, «крымского стиля», в конце концов, среди творческой архитектурной молодежи. В любом случае для студента-дипломника его итоговый проект — ​самый важный: он выкладывается, ему нужно заявить о себе, нужно доказать, что твое предложение единственно правильное. Мы заново влюбляем в полуостров и в город молодых интеллектуалов. Может, он не будет тут никогда ничего строить в будущем, но он обязательно сюда приедет с семьей, друзьями. Ряд посвященных Евпатории курсовых и дипломных проектов, которые студенты защитили в этом году, осенью планируется представить на международном фестивале «Зодчество» в Москве. Обязательно будет объединенная общая экспозиция со сверстниками-коллегами полуострова под шапкой «крымского стиля». Кроме того, в Казанском государственном архитектурно-строительном университете несколько выпускников защитили дипломы по набережным Евпатории, а также историческому центру и «Малому Иерусалиму» (Евпаторийский культурно-этнографический центр «Малый Иерусалим». — ​Ред.), а в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова — ​проекты, связанные с предметным дизайном пляжного оборудования для Евпатории.

— Вы упомянули словосочетание «крымский стиль». В апреле глава республики Сергей Аксенов поручил разработать единый архитектурный «черноморский» стиль для курортных городов полуострова. Каким он должен быть в вашем понимании?

— Понимание единого крымского архитектурного стиля необходимо вырабатывать на конференциях, круглых столах, в дискуссиях рабочих групп с участием архитекторов, искусствоведов, краеведов. Такая тема, безусловно, требует научного обоснования. Это вопрос идентичности, которая работает на привлекательность Крыма. Ведь что такое архитектурный стиль? Это когда архитектурные и конструктивные приемы, оформление выражены не только в отдельных зданиях, а в среде и даже прикладном искусстве, повседневном, бытовом — ​от шрифтов до непосредственно зданий. В истории полуострова много было периодов, когда главенствовал тот или иной стиль, но говорить, что сегодня есть единый стиль, который охватывает полностью Крым и который можно прививать, — ​нельзя. Только однажды здесь был оформлен и сформирован такой стиль — ​от шрифтов и до дизайна автобусной остановки, — ​в 1959–1961 годах. Потом это все переросло в мейнстрим. В настоящее время в России архитекторы находятся под властью строителей, которые определяют архитектурную и градостроительную политику, и это неправильно. Эта тенденция наметилась в советское время, в 70-х годах прошлого века. А при смене строя (после распада Советского Союза в 1991 году. — ​Ред.) стала определяющей: эффективность, «девелопмент» полностью заменили здравый смысл. При Иосифе Виссарионовиче (Сталине. — ​Ред.) архитекторы были главными конструкторами, они сидели по правую руку (вождя. — ​Ред.). Архитектура — ​это самое мощное идеологическое оружие. Причем это не вопрос каких-то триумфальных арок или больших проспектов. Если человек живет в неудобной среде, то у него происходит слом сознания — ​и мы получаем манкуртов, которые совершенно без роду, без племени.

Беседовал Василий АКУЛОВ.

Фото ktelegraf.com.ru.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №54 (19177) от 22.07.2016 г.