Шуховская елочка в лесу Виноградова

2Воистину, все новое — ​это хорошо забытое старое. Хорошо — ​в смысле к добру забытое. Чтобы позже, спустя годы, быть вспомянутым к месту и ко времени, наполнившись новым, актуальным смыслом. Истинность известного утверждения наглядно (а в архитектуре иначе не бывает!) демонстрирует архитектор, председатель Молодежного объединения Союза московских архитекторов (МОСМА) и руководитель архитектурной мастерской «Проектная группа А2» Петр Виноградов. На днях идеолог так называемой архитектуры свободного поиска по приглашению своего коллеги, советника главы городской администрации Евпатории Алексея Комова в кафе «Пончитос» прочитал для всех желающих лекцию о понимании и значении архитектуры. В наш город архитектор прибыл после участия в «Крымском архитектурном форуме2016», состоявшемся в Симферополе.

Архитекторов не надо учить, как надо чертить, поскольку жизнь показывает: чертить они не могут, убежден Виноградов.

— Меня и ребят, с которыми я учился, не научили. Сейчас люди, которые учатся, ничего не умеют. Поэтому учили бы лучше кругозору и широте взглядов, — ​говорит он.

Отсюда и «свободный поиск», в который отправился сам Виноградов. Поиск среди прочего привел к переосмыслению достижений Владимира Татлина и Казимира Малевича.

— Малевич нарисовал «Черный квадрат». Он в нем предугадал очень много, все ищут какую-то подковырку и не могут найти, — ​говорит Виноградов. — ​А он нарисовал элементарную геометрическую единицу, из которой рождаются две другие геометрические единицы. Всего три геометрические фигуры: квадрат, круг и треугольник. Самая главная из них — ​квадрат, потому что из него можно построить остальные. Если мы возьмем квадрат и начнем крутить, получим круг, сложим по диагонали — ​получим треугольник. Есть элементарные частицы, которые лежат в основе любой геометрии. А если вспомнить пикселизацию современных компьютерных мониторов, «Черный квадрат» — ​это элементарный пиксель, из которого складывается наш цифровой мир.

Говоря о Памятнике III Коммунистического интернационала, известном также как Башня Татлина (кстати, на территории санатория «Гелиос» установлена скульптурная композиция, изображающая эту башню-монумент), специалист отметил, что автор этого революционного проекта выдающийся советский архитектор Владимир Татлин «заложил ДНК в структуру своей башни еще до открытия структуры ДНК».

— Понятно, что он не стремился ДНК закодировать, но, настоящий художник, свободный творческий человек, как он программирует, как он угадывает вещи наперед! — ​удивляется Виноградов.

Сам он, вдохновляемый великими мастерами, создает с коллегами-единомышленниками арт-объекты, в каждый из которых вкладывает мощный заряд удивления, зачастую пронизанного профетичностью открытий, сделанных мастерами русской архитектуры в первой половине прошлого века. Один из недавних таких арт-объектов — ​установленная в городе Выкса Нижегородской области «Про.Елка». Идейной основой проекта стала известная Шаболовская телевизионная башня в Москве, созданная выдающимся русским инженером и архитектором Владимиром Шуховым.

— Поскольку мы — ​архитекторы, нам хотелось сделать «шуховскую» конструкцию, — ​рассказал Виноградов. — ​Сейчас многие инженеры делают типовые конструкции, состоящие из ферм и балок, но боятся браться за расчеты конструкций, подобных шуховским сооружениям. Нам хотелось придумать такой арт-объект, в котором бы совмещались конструктивные решения, помноженные на современную архитектурную и художественную практику. Так и возникла идея стальной елки как доступного всем образа без лишних претензий на «гениальность», скульптуры, совмещающей в себе все вышеперечисленные задачи и образы. В 2014 году за 18 дней, используя 2,5 тонны металла и пять кубов бетона, не считая расходных материалов и денег на еду и питье, силами 29 человек — ​руководящей верхушки проекта «Про.Движение» — ​мы постигли, освоили и реализовали на практике идеи великого русского инженера Владимира Шухова, преобразовав их в 17-метровую металлическую скульптуру «Про.Елка», что особенно актуально в наше противоречивое, колючее и несговорчивое время.

Алексей ВАКУЛЕНКО.

Фото Михаила ГЛАДЧУКА.

Досье «ЕЗ»

Петр Виноградов (36 лет) — ​архитектор, окончил Московский архитектурный институт (государственную академию), специализировался на кафедре промышленной архитектуры. Лауреат архитектурных смотров-конкурсов «Золотое сечение» (2003, 2005, 2011 годы), «Перспектива» (2006 год), «Зодчество» (2006 год), «Леонардо» (2007, 2009 годы) и других. Лауреат премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за достижения в 2014 году в номинации «Искусство в общественном пространстве» с арт-объектом «Про.Елка».

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №50 (19173) от 08.07.2016 г.