Исповедь женского сердца

В Литературной гостиной имени Анны Ахматовой приход весны отпраздновали новой встречей. В читальный зал библиотеки имени А. С. Пушкина пришли почитатели поэзии, изящной словесности, которых в Евпатории немало. Зал с трудом смог вместить всех, кто пожелал присутствовать на праздничном поэтическом мероприятии.

Вальс А. Грибоедова в исполнении нашего земляка поэта и музыканта Георгия Булякова традиционно известил о начале праздника в Литературной гостиной. В тот день его дополнили звуки прекрасной классической и авторской музыки в исполнении гостя из Ялты – поэта, композитора и музыканта Александра Сербина.

«Исповедь женского сердца» – так назвала свою авторскую встречу с читателями поэт, член Союза писателей России Анна Зенченко, хозяйка и ведущая Литературной гостиной имени Анны Ахматовой.

«Здравствуй, гостья, будь как дома, песнь мою послушай! Мы с тобой давно знакомы – родственные души», – так начала поэтесса свою задушевную беседу с друзьями, поклонниками творчества, которым она посвятила в честь женского праздника «исповедь» своей души. – Я приглашаю вас, дорогие друзья, к задушевному разговору. В мой поэтический мир, наполненный красками, звуками, чувствами…»

Больше часа продолжалась эта задушевная беседа, которая прошла, что называется, на одном дыхании. Звучали стихи на разные темы – и каждое из этих произведений вызывало отклик в сердце каждого из гостей творческого вечера искренностью чувств, глубиной переживаний и откровений. Женщина Анны Зенченко – существо с тончайшей душевной организацией, чутко и эмоционально реагирующее на «все, что происходит в этом мире». Лирическая героиня ее стихов задумывается о вечных истинах, краеугольных камнях человеческих взаимоотношений – о любви и дружбе, измене, предательстве, лжи, духовной красоте и умении быть человеком. Она живет в гармонии с природой, способна увидеть яркие краски, наполненные легкой грустью. Они легко переливаются в сердце каждого, создают неповторимые картины:

 

Край неба вспорот синеватым блеском,

трепещет белоснежным мотыльком

на чьих-то темных окнах занавеска,

и ветер пахнет морем и дождем….

 

Лирическая героиня поэтессы способна увидеть яркие краски и живые, естественные образы там, где другие не заметят ничего особенного:

 

Как бусины, сбегали корабли

за горизонта контурное взморье,

садилось солнце на плечо зари,

стекающее по предплечью моря.

Последний отблеск – капля на буйке.

Сгорает дня невидимый огарок.

И водоросли мокнут на песке,

как волосы остриженных русалок.

 

Она свято верит в Бога, в лучшее, что есть в человеке, в Любовь, которая «всегда права». Это чувство, которое переживает каждый человек в своей жизни, у Анны обострено до эмоционального надрыва:

 

Я слышу, как стучит,

                               отсчитывая время,

Разлуки метроном в висках моей судьбы.

Как чувства за окном,

                               растрепаны деревья

Ветрами перемен, чтобы тебя забыть…

 

Яркими образами передает она ощущение разлуки, когда мир рушится, и чувство «вселенского» одиночества начинает заполнять собой все вокруг:

 

В комнаты вселилась тишина,

В моем доме все углы промыла,

Распустила косы, у окна

Села и тебя мне заменила…

 

Вместе с тем женщина у поэтессы – земная, живущая повседневными проблемами и заботами и полностью лишенная романтического ореола. Автор таким образом разделяет женскую душу на две ипостаси: романтическую и прозаическую. В их единстве – сила и слабость современной женщины. Иначе не вышли бы из-под пера поэта такие захлестывающие своей жизненной правдой стихи, как «Одесса. Мирный день. Второе мая», «Исповедь неродившейся дочери». Мир, в котором живет лирическая героиня Анны Зенченко, наполнен жестокостью, кровью и болью. Терроризм, у которого нет национальности, нет географической принадлежности, расползается по Земле. Жестко и больно отзываются в каждом сердце эти строки:

 

В необъявленной войне

без атак и без сражений

есть каленные в огне

элементы поражений.

Есть фрагменты детских тел,

обгоревшие стропила,

губы белые, как мел,

и «эквивалент тротила…»

(«В необъявленной войне»)

 

Над миром сакура цвела

и раньше времени созрела,

и брызги алых ягод спелых

кропили теплые тела…

(«Весенний марафон»)

 

Сердце поэта не может не отзываться на все, что происходит вокруг. Не будет уводить от реальности. Стихи Анны Зенченко наполнены любовью ко всему, что окружает, – к людям, жизни, природе, к малой и большой родине. Они искренни и патриотичны.

 

В огонь за тебя и в воду я!

Любые пройду испытания.

С врожденною русской породою,

как агнец, пойду на заклание…

 

– так звучит объяснение в любви к Родине в стихотворении «Россия моя ромашковая».

Не случайно к этой задушевной беседе были взяты в качестве эпиграфа слова великой Анны Ахматовой: «Могла ли Биче, словно Дант, творить, или Лаура жар любви восславить? Я научила женщин говорить, но Боже, как их замолчать заставить?». Вряд ли можно заставить замолчать сердце поэта-женщины, если оно научилось говорить!

Не дело журналиста ставить оценки поэтам, но мне стихи Анны Зенченко в ее исполнении понравились очень. В первую очередь тем, что ее стихотворения апеллируют и к чувствам, и к разуму. Они проникнуты гражданственным пафосом. Призывно и убедительно звучат слова, обращенные к заблудшему, потерявшему себя, свое место в жизни молодому человеку:

 

Возьми мою ладонь! Ты больше не один!

Пусть пляшет раб-огонь

                               и ветер-господин

на кончиках пуант в садах твоих
костров –

разбуженный талант,

                               свободный от оков!..

 

Да, поэты слова не придумывают, поэтам слова являются. Как носители глубины человеческого духа. Когда поэт читает свои стихи, для него важен ритм и темп. Слушая такую поэзию в таком, авторском исполнении, мы трансформируем наши чувства в наши мысли, ибо поэтический образ – это трансляция смысла. А цель поэзии – просвещать и ум, и сердце человека.

Много теплых слов прозвучали в тот вечер в адрес поэта Анны Зенченко от заслуженного работника культуры Крыма А. Склярука, от ветеранов образования Л. Никифоровой и С. Стрельниковой. Заключительным словом и своеобразным напутствием автору стало приветственное слово от патриарха журналистики И. Мельникова:

 

Поэты и писатели, дерзайте,

Будите словом души и сердца.

При этом от своих кумиров знайте:

Есть в творчестве начало – нет конца!

 

Владимир ЧЕБУКИН.

Фото Л. НЕЧАЕВОЙ.

 

 

 

 



1 комментарий

  • Талантливая поэтесса и замечательный человек