«Центурии» писателя Евгения Никифорова

В переполненном зале евпаторийской библиотеки в абсолютной тишине звучал голос писателя Евгения Никифорова, читавшего главы из своей книги. В атмосфере непринужденного общения возникало взаимное доверие – зеркало внутреннего диалога между слушателями и писателем. Звучали главы из только что дописанного и вышедшего пока еще в «виртуальном» варианте многолетнего труда – романа-исследования «Центурии Антона Чехова».

Два часа авторского чтения прошли незаметно. А когда писатель закрыл последнюю страницу, в зале вместе с бурными аплодисментами раздались возгласы: «Почитайте еще!» Писателя, окруженного благодарными читателями, долго не отпускали. Делились впечатлениями, задавали вопросы, благодарили и ждали скорейшего выхода книги. Такой нам запомнилась встреча с писателем Евгением Геннадьевичем Никифоровым несколько лет назад, а сегодня мы уже можем взять в руки довольно солидный увесистый двухтомник, ощутить гладкую поверхность обложки, полистать его лощеные страницы, познакомиться с содержанием, неспешно углубившись в чтение многочисленных глав. От своего виртуального «воплощения» в воплощение реальное, вещественное книга шла более пяти лет, пробивая себе дорогу к читателю.

В современном литературном процессе Крыма имя Евгения Никифорова достаточно заметно. Он удачно совмещает талант прозаика, способности исследователя-литературоведа и критика. Подтверждением этому, с одной стороны, его книги «А я играю на гармошке», «У самого синего моря», «Сентиментальная командировка в Германию, Францию», «Дом-музей», с другой – исследование «А.П. Чехов глазами провинциала» и обширные материалы, посвященные жизни и творчеству великого классика.

Уже тогда, в теплой дружеской обстановке холодного январского дня, в окружении читателей и слушателей новоиспеченного романа прозвучали первые отзывы. «Евгению Геннадьевичу удалось в этой книге удачно соединить творческую фантазию писателя-беллетриста с глубоким документальным исследованием малоизвестных или совсем неизвестных широкому кругу читателей сторон жизни Чехова. Это соединение получилось живым, органичным, убедительным. Ему веришь. Мне показалось, что о жизни А.П. Чехова он знает все», – поделилась своими впечатлениями учитель-филолог Л. Паулич.

«Прочитав «Центурии Антона Чехова», – говорит протоиерей Георгий Куницын, – можно с большим удовлетворением отметить следующее: автору удалось разглядеть в довольно неоднозначном и очень часто противоречивом образе А.П. Чехова и его творчестве глубинное, подчас прикровенное стремление проникнуть в глубину русской души с ее мучительными поисками высшего смысла жизни и высшей правды. Общеизвестно, что Антон Павлович с ранних лет был знаком с церковью и православным богослужением. В детстве исправно посещал храм и пел в церковном хоре. Писатель действительно близко знал весь церковный и духовный строй православия и поэтому никогда не допускал ошибок в названии церковных служб, молитв, песнопений и т.п. Отрадно отметить, что автор «Центурий», уподобляясь Чехову, также предельно точен в этих специфических вопросах».

«Это трудная книга. Она долго вынашивалась, долго складывалась, долго писалась. Но когда я наконец оторвался от письменного стола, поднял голову и огляделся окрест, то со всей очевидностью понял, что читать книгу некому. За это время самая читающая в мире нация как-то очень уж дружно и решительно отказалась от своего высокого статуса, а если и продолжает читать, то, как ни печально, книги эти имеют отношение к настоящей литературе весьма косвенное, – с горечью констатирует автор. – Профессиональных литературоведов, пожалуй, раздражит намеренное смешение жанров, когда автор некоторые свои вполне диссертабельные литературоведческие штудии перемежает или с беллетризованными фрагментами чеховской биографии, или с писательской фантазией.

Квалифицированный читатель вынужден будет то и дело проверять свою эрудицию, чтобы попытаться отделить авторский вымысел от строгого документа, канонический мемуарный материал от реконструированного. Впрочем, по сегодняшним меркам это занятие ничем не хуже разгадывания кроссвордов. Но переписывать, дорабатывать свою книгу я ни сил, ни времени, ни желания не имею. Тем более, не хочу, как в свое время выразилась Л.К. Чуковская, переводить ее на язык другого поколения, ибо за недостатком досуга освоить этого языка не успел. По этому поводу древние говорили, вслед за Понтием Пилатом: «Quod scripsi, scripsi, то есть еже писах – писах».

Работе над этой книгой предшествовала книга статей «А.П. Чехов глазами провинциала». За нее мне, гимназическому учителю, не стыдно перед самыми маститыми чеховедами. К слову сказать, одна из моих небольших работ была опубликована в Москве, в академическом сборнике «Чеховиана». Теперь вот «Центурии», о которых я без ложной скромности могу сказать, что выход их станет событием не только в Крыму. Книга закончена. Она уже начинает жить. Вопрос только в возможности большего тиража, чтобы она пробила дорогу к читателю, появилась в библиотеках, школах, стала доступной в приобретении. А это – вопрос времени».

А нам, благодарным читателям нашего талантливого земляка, поклонникам его творчества, остается с оптимизмом надеяться, что в самом ближайшем будущем эта книга станет достоянием и украшением не только полок наших книжных магазинов, библиотек, но и наших, личных, домашних. А статус «самой читающей нации» мы себе еще вернем». И доказательством тому является главный и неоспоримый факт: двухтомник «Центурии Антона Чехова» сегодня получил самую высокую оценку. За столь многолетний труд – роман-исследование «Центурии Антона Чехова» наш земляк, евпаториец Евгений Геннадьевич Никифоров по итогам Года литературы удостоен высокого звания лауреата Государственной премии Крыма в области литературы.

С чем мы его сердечно поздравляем!

Анна ЗЕНЧЕНКО, член Союза писателей России