Михаил КЛЕЩЕНОК: «Наше предприятие выздоравливает»

В январе евпаторийцев ожидает повышение тарифа за проезд в городском электротранспорте. Цену поднимут с 8 до 11 рублей. О том, с чем связано это подорожание и какие еще новшества предстоят евпаторийскому трамваю, «ЕЗ» рассказал директор муниципального унитарного предприятия «Трамвайное управление имени И.А. Пятецкого» Михаил Клещенок.

Экономически обоснованный тариф

– Михаил Владимирович, расскажите, чем обусловлено предстоящее подорожание билетов на трамвай?

– Этот тариф экономически обоснован. В него включаются различные расходы предприятия, такие как страхование, оплата электроэнергии, выплата заработной платы сотрудникам, расходы на ремонтно-восстановительные работы, на охрану труда, на содержание и эксплуатацию подвижного состава, путевое хозяйство и контактную сеть.

Что касается страхования, то в тариф включено обязательное страхование пассажиров, ОСАГО и страховка водителя. Эти виды страхования мы всегда используем в обязательном порядке.

Плюс к этому в следующем году ожидается очередное повышение стоимости электроэнергии.

О заработной плате также стоит сказать отдельно. Все помнят, как остро стояла проблема с задержкой зарплаты сотрудникам предприятия в конце прошлого и начале нынешнего года. Да и когда задолженность была выплачена, это не особенно облегчило жизнь работников, потому что оклады тогда были установлены очень низкие. Многие увольнялись и уезжали за длинным рублем на материк. С начала года нам удалось поднять заработную плату сотрудникам предприятия на 78%. Сейчас она уже приведена в соответствие с региональным отраслевым соглашением, и средняя зарплата по предприятию составляет 14 тысяч рублей.

Немалые средства затрачиваются также на ремонтно-восстановительные работы, приобретение расходных материалов: костылей, крепежных болтов, подкладок, шпал. В Крыму одна шпала, учитывая нашу логистику, стоит 2300 рублей за штуку. Шпалы, согласно СНиПам (строительные нормы и правила. – ред.), должны быть уложены через каждые 60 см. Несложно посчитать, что 10 шпал – это 6 метров пути, которые обойдутся предприятию в 23 тысячи рублей. И это только шпалы.

Достаточно большие затраты необходимо направлять на содержание и эксплуатацию подвижного состава. Это и лакокрасочные работы, и проведение техобслуживания, которое бывает разных видов: ежедневное, ежемесячное, межсезонное.

Существуют две службы, отвечающие за содержание путевого хозяйства и контактной сети. Это непосредственно служба контактной сети, рабочие которой отвечают за эксплуатацию сетей и содержание их в исправном состоянии, поддерживают порядок: подкрашивают столбы, заменяют их при необходимости. И есть служба пути. Ее сотрудники круглосуточно проводят ремонтно-восстановительные работы, смазывают стрелки, посыпают рельсы солью при минусовой погоде.

Вот из всего вышеперечисленного и складывается себестоимость одной поездки на трамвае. Составляет она, ни много ни мало, почти 20 рублей. То есть тот тариф, который начнет действовать с января, это социальный тариф, разработанный комитетом по ценам и тарифам Республики Крым. Было проведено несколько заседаний и общественных слушаний, на которых обсуждался этот вопрос, и в итоге все же было принято решение установить тариф в 11 рублей.

Мер компенсации разницы между экономически обоснованным и утвержденным тарифом не предусмотрено. То есть оставшиеся 9 рублей – это расходы предприятия, которые нам никто не компенсирует.

Правда, стоит отметить, что бюджет республики все же компенсирует перевозку 28 льготных категорий граждан.

– Не так давно вы ездили в Москву. Сколько там стоит поездка на трамвае?

– В Москве тариф – 35 рублей. Но у них дифференцированный подход: за две тысячи рублей можно приобрести единый проездной билет на месяц. Для Москвы это не такая уж и большая сумма, особенно если учесть, что этот проездной действует во всех муниципальных видах транспорта: троллейбусах, автобусах, трамваях и метро. И это намного выгоднее, чем платить 50 рублей за каждую поездку на метро и тридцать пять – на трамвае или троллейбусе.

21-tramway-4

– Сколько стоит проездной на трамвай в Евпатории?

– Месячный ученический проездной билет стоит 78 рублей, а студенческий и общегражданский – 373 рубля. Но фактически по этим билетам в течение месяца можно ездить сколько угодно.

Мы постоянно работаем над тем, чтобы улучшить качество предоставляемых услуг. Сейчас с инвесторами обговаривается вопрос установки системы электронных продаж. В частности, мы планируем установить валидаторы – считывающие электронные устройства, устанавливаемые в салонах трамваев, а на остановках разместим специальные аппараты, которые будут продавать билеты.

– Предполагает ли переход на электронные продажи билетов сокращение рабочих мест кондукторов?

– Мы не собираемся проводить сокращение. Помимо электронных продаж будут еще и кассовые. Тем самым мы обеспечим рабочими местами наших сотрудников. Продавать билеты кондуктора умеют, мы просто немного автоматизируем этот процесс – поставим кассовые аппараты. При этом также будет работать система контроля. Задача сохранить коллектив – одна из основных и приоритетных.

Мы мечтаем, что предприятие будет развиваться и откроются новые для города маршруты: Новоозерное, поселок Исмаил-Бей.

 

Что ждет трамваи в будущем

– Насколько реально такое расширение трамвайных маршрутов?

– Этот вопрос обсуждается. Понимание и поддержка администрации города есть, потребность в муниципальном транспорте – тоже.

Существует разработанная для Крыма Федеральная целевая программа (ФЦП), в рамках которой предусмотрена реконструкция путевого хозяйства. Сейчас ведутся проектно-изыскательные работы. Планируется провести полный ремонт третьего и первого маршрутов. Это значит, что устройство рельсового хозяйства, рельсо-шпальной решетки будет современное, в системе контактной сети тоже будут использованы новые современные технологии, которые позволят нам увеличить скорость движения, сократить интервалы, поднять качество предоставляемых услуг.

– Будет ли произведена замена трамваев в Евпатории?

– Конечно! Можете даже не сомневаться. Я работаю в составе комиссии по закупке транспорта для Республики Крым. И могу сказать, что никто даже не предполагает, что ФЦП не будет выполнена, так что подвижной состав трамвайного управления будет заменен. Всего в Евпаторию поступит 27 вагонов.

Задача для горадминистрации и для меня лично – купить нужные для города трамваи с нашими техническими условиями. Евпатории нужны современные трамваи с системой кондиционирования, с антивандальными сидениями, с низким полом, трамваи, оборудованные откидывающимися аппарелями для удобства использования техники маломобильными гражданами, в том числе и для мамочек с колясками. Нам нужны именно такие трамваи и никакие другие.

Со стороны производителей было много возражений. Зачастую заводы вынуждены даже кое-что менять в технологии изготовления техники, чтобы результат отвечал всем запросам заказчика. А проектирование и постройка трамваев для Евпатории – это в любом случае индивидуальный подход. Они узкоколейные, к тому же формат трамваев не совсем стандартный, ширина их не больше 2,2 м, длина – не более 21 метра. Трамваи большего размера могут не влезть в разъездные карманы, не говоря уже о том, что встречные вагоны просто не разъедутся.

– Можете ориентировочно сказать, когда в городе появятся новые трамваи?

– Пока могу лишь сказать, что сейчас обсуждается вопрос о переносе поставки трамваев в Евпаторию на 2017 год. Для нас это больше плюс, чем минус. Мы к этому времени как раз успеем провести реконструкцию путевого хозяйства. Эта отсрочка в нашем случае – лишь возможность подготовиться к поставке новых трамваев. Ведь если поставить современную технику на старые рельсы, то через год или два она просто придет в негодность.

А вообще смена подвижного состава трамвайного управления – это один из пунктов Федеральной целевой программы по развитию Республики Крым, выполнение которой рассчитано до 2020 года.

21-tramway-3– Новые трамваи – это чудесно, но существует еще и человеческий фактор. И мы с вами прекрасно понимаем, что если раньше вандалы разрисовывали и ломали старые трамваи, то это же может ожидать и новые. Есть ли какие-то пути решения данной проблемы?

– Да, менталитет многих горожан оставляет желать лучшего, и трамваи от вандалов очень сильно страдают: их разрисовывают, царапают, ломают, в них выбивают стекла. Также нередко школьники пытаются кататься на трамваях, зацепившись за фаркоп (тягово-сцепное устройство). Это на самом деле очень опасно.

Пока в городе не было несчастных случаев, связанных с такими нарушениями порядка, но от беды никто не застрахован. Мы пытаемся с этим бороться,обращались в полицию. Но это ведь надо увидеть, а водитель не всегда может заметить нарушителей, как и кондуктор, продающий билеты. Особенно сложно разглядеть хулиганов в темное время суток. И если пассажиры или просто прохожие видят, что пацаны пытаются кататься на тягово-сцепных устройствах, – необходимо сообщить об этом диспетчеру трамвайного управления по одному из телефонов: 3-24-89 или +7 (978) 037-67-78. Кто знает, может такой звонок сбережет жизнь и здоровье какому-нибудь мальчишке?

 

Нашумевший несчастный случай

– Кстати о происшествиях. По городу до сих пор ходят противоречивые слухи о судьбе мальчика, попавшего осенью под трамвай. Что случилось на самом деле?

– Мальчик торопился в школу и перебегал дорогу. Сейчас сложно сказать, что произошло на самом деле: он поскользнулся, споткнулся или его машина подтолкнула, только в итоге ребенок попал под бок проезжающего мимо трамвая. Ему повезло, что за пультом находился опытный водитель – женщина с девятилетним стажем. Она умудрилась заметить его боковым зрением в зеркале заднего вида, моментально отреагировала, и тормозной путь составил всего 2,8 метра. Водитель такси, ставший свидетелем происшествия, сразу же отвез мальчика в больницу для оказания медицинской помощи.

Мы внимательно следим за судьбой ребенка. Все очень переживаем за него, особенно водитель, который был за рулем трамвая. У нее у самой двое детей. Сейчас мальчик идет на поправку. Голеностоп удалось сохранить, рана заживает, ножка уже чешется – скоро он снова будет бегать и забудет о происшедшем, как о кошмарном сне. А кто виноват в этом – покажет следствие.

 

Две недели в режиме ЧС

– Как предприятие работало в условиях чрезвычайной ситуации?

– На заседании штаба по ликвидации ЧС было принято решение о приостановке работы электротранспорта. Технические службы были переведены на сокращенный рабочий день. В это время рабочие вели ремонт путевого хозяйства, контактной сети, текущее обслуживание подвижного состава, благоустройство территории.

По рекомендации главы правительства Республики Крым Сергея Аксенова водителей и кондукторов мы отправили в оплачиваемый отпуск. А те из них, кто не захотел оформлять отпуск, были переведены в режим простоя с оплатой двух третей тарифной ставки.

Также всем желающим была предоставлена возможность получить дополнительные оплачиваемые работы через наш городской центр занятости.

Трамваи не ходили 14 дней. Сейчас уже предприятие работает в штатном режиме и осуществляет свою деятельность в полном объеме.

 

Водителей будут готовить в Евпатории

– Сколько всего трамваев сейчас работает на маршруте №1?

– На маршруте работают восемь вагонов. Интервал между ними составляет 10–12 минут. Летом на первом маршруте работает 10 трамваев, на маршрутах №№3 и 4 по одному вагону и два – на втором маршруте.

– Каков график движения?

– Трамваи ходят с 6 до 22 часов. Мы бы работали и до 23-х, но в это время вагоны ходят впустую, пассажиров уже нет. В 21.00 в депо уходит первый трамвай со Спутника и в 21.15 – первый с кольца на улице Симферопольской. То есть, если нужно ехать далеко, то на Симферопольской стоит садиться на трамвай не позже 21.00, а на Спутнике – 20.40. Следующие вагоны доезжают до остановок на улице Пионерской или Театральной площади и уходят в депо.

– Вы говорили, что с начала года удалось поднять зарплату сотрудникам управления. А какие еще улучшения произошли за этот год?

– Мы занимаемся вопросом подготовки кадров. На базе бывшего СПТУ-46 (Евпаторийского индустриального техникума. – ред.) будет проходить обучение водителей трамваев. Уже есть 30 желающих получить эту специальность. Таким образом мы полностью обеспечим предприятие водителями. Кстати, я тоже с удовольствием пройду это обучение.

А вообще могу смело сказать, что предприятие выздоравливает. Есть много трудностей, которые мы стойко преодолеваем. Главное – на предприятии сформировался хороший, добросовестный и трудолюбивый коллектив. А с такими сотрудниками нам любые проблемы нипочем.

Беседовала Людмила ПУШКИНА