Евпаторийская горлица

Зачастую люди с ограниченными возможностями доказывают, что на самом деле возможности любого человека неограниченны, и только от каждого из нас зависит качество и полнота собственной жизни. Один из таких удивительных людей – литератор, педагог и режиссер Геннадий Волноходец.

Символичность этого названия такова: с детства запомнилось, что с пяти утра весной и летом до крика муэдзина и звона колоколов ухают и плачут голуби – так было всегда. Для творческих людей – это устойчивый символ нашей любимой Евпатории.

В Союз писателей Санкт-Петербурга Геннадия Ивановича Бондаренко (псевдоним Волноходец) приняли через 30 лет унижений и гонений – для графоманов СССР в его поэзии было слишком много метафор и богоискательства.

С лета 2012 года Геннадий со своей супругой Людмилой живет в Евпатории. 23 сентября 2015 года случилось невероятное – Союз писателей Санкт-Петербурга и Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым с подачи заместителя министра, начальника управления внутренней политики Сергея Геннадиевича Зырянова выдвинули последнюю книгу Геннадия Волноходца «Зодчий любви» (Симферополь, 2014) на соискание Государственной премии Крыма по литературе!

Отзывов о творчестве Геннадия Волходонца накопился целый томик, состоящий почти из 250 страниц. К нему прилагались 33 рецензии, 35 опубликованных статей, 26 телерепортажей.

Геннадий Бондаренко родился в 1962 году, киевлянин. Отец – кадровый военный (47 лет выслуги), полковник в отставке, участник обороны Ленинграда. По материнской линии – потомок классика польской литературы Адама Мицкевича и ректора Санкт-Петербургской академии художеств академика Ивана Акимовича Акимова.

Геннадий Бондаренко – человек с самой сложной формой ДЦП, начавший самостоятельно ходить и есть только к девяти годам. Но несмотря на это к 45 годам Геннадий Иванович имел два высших образования – стал специалистом по русской филологии и психологии. Кроме этого, он овладел множеством специальностей – журналист, литератор, педагог, ученый, актер, режиссер, создатель и директор частного интеграционного театра. На его счету пять изданных книг стихов и около 30 песен, написанных на его стихи.

Десять лет Геннадия лечили от ДЦП (последствия родовой травмы) в Евпаторийском детском центральном клиническом санатории МО СССР, там же Бондаренко проходил педагогическую практику. Геннадий Бондаренко – единственный школьник, которого пригласил обучаться в республиканском литобъединении «Кобза» (при журнале «Днiпро») его руководитель, лауреат Государственной премии им. Т.Г. Шевченко слепой и безрукий поэт Владимир Забаштанский.

В 1983 году Геннадий поступил на филологический факультет (отделение русского языка) КНУ им. Т.Г. Шевченко, который окончил с красным дипломом. Впервые в отечественном литературоведении дипломная работа была посвящена анализу образа инвалида в русской прозе. Г.И. Бондаренко был первым студентом с ДЦП в стенах КНУ и единственным «вечерником» в истории высшего образования в СССР, который за отличную учебу получал Ленинскую стипендию.

В 2000 – 2003 годах Г.И. Бондаренко работал старшим преподавателем Института специальной педагогики и психологии, а также руководил театрально-литературной студией «Данко-2» в школе-центре «Динамика» для детей с церебральным параличом.

В 2003 году Волноходец основал и возглавил интеграционный театр «Антреприза им. Екатерины Орловой», в котором инвалиды и профессиональные актеры играли на разных сценах Санкт-Петербурга и в социальных учреждениях для инвалидов и ветеранов ВОВ (сыграно около 40 только социальных спектаклей). Такой уникальный театр стал лауреатом московского, киевского и львовского международных фестивалей интеграционных театров.

Волноходец, номинант премии им. Владимира Высоцкого 2014 года (оказался в пятерке сильнейших), прежде всего – талантливый поэт, автор поэтических сборников «Включите, пожалуйста, солнце» (1991), «Крещенская молитва» (1995), «Эмигрантский вальс» (2000), «Седые паруса» (2004), «Зодчий любви» (2014). Вышел компакт-диск «Седые паруса» с песнями, слова к которым написал Бондаренко, в исполнении народного артиста Украины и России Валерия Ивченко и заслуженного артиста России Сергея Бехтерева.

Главное произведение последней книги – пьеса в стихах «Игумен всея Руси» о Сергие Радонежском – народная драма, написанная с точным соблюдением исторической фактуры. Работа длилась около трех лет, и в юбилейный год Преподобного была закончена.

Более десяти лет Геннадий со своей супругой регулярно занимается благотворительностью – подарки детдомам и домам инвалидов, 14 благотворительных спектаклей и концертов.

В 2014 году вышла пятая книга Геннадия Волходонца – «Зодчий любви». Эта книга – плод многолетнего труда поэта. Стихотворный сборник состоит из нескольких разделов. Первый раздел – «Школа терпения» включает в себя, в основном, автобиографические стихотворения разных лет. Раздел «Солнечный азарт» рассказывает о ностальгической любви к Крыму – «родине моей души», как сказал сам поэт. «Созвездие Кентавра» – это глубокие философские размышления автора об искусстве, о приобретенном опыте служения Мельпомене в созданном им интеграционном театре, спектакли которого в течение ряда лет с успехом шли на сценических площадках Петербурга. В книге также нашлось место и подборке поэтических переводов из украинской поэзии.

Чтение стихов Геннадия, несмотря на явную их ритмическую стройность, четкую рифму и видимое следование классическим, не авангардистским канонам, – нелегкое дело, оно требует от читателя какого-то почти физического напряжения. Кажется, словно сама грамматическая и лексическая «клетка» стиха является аналогом той «каморки тела», из которой ежедневно, ежечасно и ежесекундно с усилием и непредставимой большинству из нас энергичностью «выходит» в огромный мир дух поэта, зоркий, быстрый, свободный.

Основная масса стихов отличается сильной и оригинальной метафоричностью – как отдельных словосочетаний и строк, так и целых строф, нередко используется прием аллитерации. Сугубо прозаические, бытовые, разговорным языком изложенные жанровые сценки, иллюстрирующие какую-либо нравственную максиму, соседствуют с исповедальными и интимно-откровенными текстами, с трогательными, но лишенными надрыва стихами, оплакивающими ушедших близких людей и великих поэтов прежних эпох – такой «памянник» (воспользуемся авторским термином из предыдущей книги Геннадия) занимает важное место в ценностной картине мира любого поэта.

«Солнечный азарт» – именно это словосочетание я бы проставила на обложке книги Геннадия; однако слегка претенциозное на первый взгляд заглавие «Зодчий любви» яснее отражает суть авторского мировидения. В одноименном стихотворении, воспевающем радость любви к женщине, есть строки: «Слеплю из глины серых будней твой лик молитвенный и нежный». В этой формуле, дважды повторенной поэтом, я вижу секрет его душевной и духовной выживаемости: он умеет творить из данного всем нам сырья – из суровой, бедной, больной, неприглядной действительности – идеальный образ, мечту, высшую Красоту, которая не только достойна преклонения, но и сама по себе является наградой, благостыней.

Богатая речь, широкое владение золотым литературным запасом – от библейских псалмов до венского импрессионизма, умеренное и беглое использование античного мифологического кода (идущее, впрочем, не от античности, а от поэтической традиции XIX века) – все это свидетельствует, что Геннадий, филолог, педагог, драматург, театральный режиссер и актер, не заигрывает с Культурой, а глубоко укоренен в ней. На фоне «высокого стандарта», созданного сообща лучшими поэтами – нашими современниками, стихи Геннадия отнюдь не выглядят бледно либо вторично, ибо являют собой отражение его цельной, сильной, интеллектуально и артистически одаренной натуры» – так написала в своей рецензии Янина ГРОШЕВА (Евпатория), библиотекарь, библиограф, член Союза журналистов России, член Регионального Союза писателей Республики Крым.

Ирина Жиленко пишет: «Геннадий Волноходец – поэт безусловный, неволей судьбы и недуга, но Божьей милостью. Вот об этом и хочется говорить. Любое его стихотворение из сборника пронизано надеждой и верой, оптимизмом и силой преодоления. Поэт и человек, несущий позитивный заряд и веру в добро».

«С удовольствием читаю Геннадия Ивановича, главным достоинством его поэзии считаю яркую, присущую только ему образность, философичность, умение найти точную деталь и несомненную доброту и чистоту взгляда на все проявления бытия. А о жизненном подвиге Волноходца лучше всего говорят его книги», – Галина Новицкая – поэт, член Союза писателей Санкт-Петербурга.

«Стихи Геннадия проникнуты по-детски чистой интонацией (и притом ярко явлена способность мыслить мощными образами глобального масштаба), исполнены подлинного трагического звучания и духовного противоборства с судьбой. О том, что автор – инвалид с детства, мы узнаем, конечно, из его творчества, но эта автобиографическая частность не заслоняет художественной красоты и высокой духовности его мировосприятия», – Тамара Никитина – поэт, член Союза писателей России, Санкт-Петербург.

«В 1982 году я впервые печатал стихи Г. Волноходца. Уверен, он поэт от Бога, а его книги – серьезная заявка на литературное бытие. Суровая судьба наложила удивительно нежный и свежий отпечаток на его творчество. Размашистая ритмомелодика, яркая тонкая чувственность, будто звенящие звезды в глубине весеннего неба. Вместе с тем стихи несут в себе отпечаток далекого, мудрого стона», – Михайло Шевченко – поэт, член Союза писателей Украины, Киев.

Людмила Коваль, Юлия Бурцева

 

Несколько стихов, вошедшие в книгу «Зодчие любви»:

 

АВТОПОРТРЕТ

Я жизни суть по ранам изучал,

По азбуке страданий – нежность рук;

Во мраке брезжил солнечный причал,

Когда мутил хронический недуг.

Распахнут был для дружбы и любви,

Бессмертным дням не размечал границ,

Благоволил к тому, кто даровит,

Жалел больных детей и певчих птиц.

От ярости пространство сотрясал,

Когда пытались превратить в слугу,

Осколки слов переплавлял в кристалл,

Но подлостью не бил под дых врагу.

Усталых мыслей нудный метроном

Не раз смертельный подводил итог;

Молитвами в пасхальный перезвон

Судьбу преображал воскресший Бог…

 

 ОСЕНЬ

Кружат птицы, не найдут приют,

Улетайте – падают Икары.

Скоро, скоро землю подожгут

Леденящие осенние пожары.

Это сердцу никуда не улететь,

Вечно биться о грудную клетку,

И выдерживать метели плеть,

И слезою замерзать на ветке.

 

СТАРЫЙ КРЫМ

От театральных дел и безразмерных зим,

Что каждой цели отпускают оплеуху,

Когда-нибудь сбегу за Грином в Старый Крым,

Строфою припаду к внимательному уху.

Лелею наяву блистательный обман,

Отпетым чудаком впадаю в грезы детства –

Врачует солнцецвет озоновых полян,

Где алых парусов извечное кокетство.

Очнусь от немоты заядлым остряком

И чаянья крымчан впитаю без остатка.

Под кроной алычи с хорошим коньяком

Осмелюсь утверждать, что жизнь еще загадка…

 

ФЕОДОСИЯ

Внезапною всевластной желтизной

Степная ширь до жути разогрета.

А вечно чахлый питерский больной

За блеклым горизонтом терпит лето.

Мы, очумевшие от ледяных оков

И зверства надоедливых метелей,

Переселились под цветастый кров

С оттенками из птичьих трелей.

Суровых судеб плавный поворот

Без иллюзорных театральных масок.

Вбираем сущность Гриновских высот

И Айвазовского просторных красок…