Владимир Константинов: Крымчане уже не вспоминают, как жили в Украине

Глава Госсовета Республики Крым Владимир Константинов спустя полтора года после событий весны 2014 года рассказал в интервью «РИА Новости» о том, как приходится перекраивать законодательство региона на российский лад, что еще в республике нужно привести к российским стандартам и какие артефакты времен референдума станут экспонатами будущего музея, который увековечит события февраля – марта 2014 года. Открыть музей власти Крыма планируют в здании нынешнего Госсовета республики, где и принимались судьбоносные решения о подготовке плебисцита.

Владимир Константинов– Владимир Андре­евич, недавно вы сооб­щили об идее создания в здании Госсовета ре­спублики музея, по­священного событиям «Крымской весны». Какие экспонаты будут в нем представлены?

– Мне кажется, это должен быть музей с по­стоянно развивающейся экспозицией: от начала событий «Крымской вес­ны» – возвращение Кры­ма, и далее – построение российского Крыма. Этот исторический период очень интересен. Он (му­зей – прим. ред.) должен пополняться постоянно.

Уже сейчас есть боль­шой материал для него – фото-, видеокадры, до­кументы. Например, письма, которые мы пи­сали с Аксеновым (ныне главой республики), об­ращаясь к президенту России. Те первые сове­щания по конституцион­ному праву, которые мы проводили еще в 2013 году, когда в Киеве шел Майдан. Это уже все история.

Мы ждем также доку­менты от людей, ведь ре­ферендум сделан людь­ми. Это было непросто. Шли дискуссии в каждой семье накануне выбора. И это будет экспозиция от всех крымчан для бу­дущих поколений рос­сийского Крыма.

– Начался новый политический сезон. Каковы на него планы Госсовета республики?

– Предыдущий по­литический сезон обо­значил ряд проблем. Это в первую очередь вопро­сы переходного периода. В декабре прошлого года мы были еще «одной ногой» в украинском за­конодательстве. Сегодня в рамках процесса адап­тации Крыма в россий­ское правовое поле мы практически полностью уходим от украинско­го прошлого, решаем возникающие вопросы, работая на опережение.

– Конкретно о каких проблемах идет речь?

– Выяснилось, что мы во многом не соот­ветствуем российским правовым стандартам. Например, это касается условий функциониро­вания школ, дошкольных учреждений республики, медучреждений и так далее. Примеров можно привести тысячи.

Недавно мы прово­жали делегацию одного из российских регионов, и выяснилось, что они не смогли купить крым­ское вино, его не оказа­лось в наших магазинах. Причина – нет лицензии, потому что нет права собственности на землю, а его нет, потому что земля не перерегистри­рована в кадастре. И это целая цепочка вопросов.

Анализируя итоги, мы понимаем, что это наша недоработка, и здесь требуется глубоко по­грузиться в проблемы, которые в итоге касаются многих людей. Отсю­да должны возникнуть предложения по изме­нению законодательства на уровне региона.

– Парламент реаги­рует на эти жизненные вызовы принятием но­вых законов?

– Первые шаги были сделаны на первой сессии 16 сентября: мы приняли два важных решения – в земельной и строитель­ной сферах. Эти решения касались тысяч людей – оформление документов на недвижимость, земель­ных участков, земельных паев для сельхозпроизво­дителей, в сфере оформ­ления объектов ЖКХ. Эта «горящая» работа будет продолжена, в том числе с учетом мнения людей, с которыми будут встре­чаться депутаты.

Параллельно будет идти плановая работа по формированию своей нормативной базы. Здесь стоит отметить, что мы не являемся эксперта­ми в российском законо­дательстве и опираемся на опыт регионов. Они нам очень серьезно помо­гают – межпарламентские отношения республики при кажущейся формаль­ности приносят очень большую пользу в этом вопросе.

– Известно, что Гос­совет Крыма готовит две законодательные инициативы для изме­нения федерального за­конодательства. О чем идет речь?

– Мы первые в России приняли Закон «О попе­чительских советах». Я убежденный сторонник этого движения, сам явля­юсь попечителем уже бо­лее десяти лет (Владимир Константинов является попечителем трех школ в Крыму – прим. ред). Это норма для состоятельного человека – помогать лю­дям. Есть разные виды помощи – можно дать денег и забыть, а можно помогать системно, мето­дично, чтобы был мульти­пликативный эффект.

Это должна быть ор­ганизованная работа – помощь школе или боль­нице. Здесь мы предла­гаем повысить статус попечителя, отметить его, а это предполагает из­менения в федеральном законодательстве. Воз­можно, это будет отличи­тельный знак, ежегодная премия (церемония).

Возможно, стимули­рование в виде налоговых льгот для бизнеса – символически, а не для того, чтобы появилась возмож­ность уклонения от нало­гов. Все это еще требует публичного обсуждения. Однако сейчас уже ясно, что подобные нормы откроют колоссальные финансовые возможно­сти для помощи школам, больницам.

Вторая инициати­ва от Крыма затронет большой комплекс законотворческих про­блем. Здесь я хочу на­помнить, что в 2010 году, когда я возглавил тогда еще Верховный Совет Крыма, мы столкнулись с огромным количеством бюрократических проце­дур, которые мешали раз­виваться бизнесу. Однако все наши региональные полномочия и инициа­тивы в этом плане сво­дились к обращениям в парламент Украины, где сложилась практика собирать наши письма под сукном. В результате там даже формально пе­рестали отвечать на наши обращения.

– Что в реализации инициативы измени­лось с переходом Крыма в законодательное поле России?

– Санкции против России и Крыма выя­вили высокую техно­логическую и финансо­вую зависимость страны от Запада. Сегодня это вызов, но это и возмож­ности. После санкций в стране возник вопрос, где брать ресурсы. Ре­зервы сегодня – в упро­щении ведения бизнеса. Я как человек с предпри­нимательским прошлым уверен: эффект от ре­шения проблемы – дать возможность бизнесу работать – будет колос­сальным.

Пока от момента решения начинать соб­ственный бизнес до по­лучения первой продук­ции проходит пять лет: год на оформление зем­ли, год на оформление бизнес-плана, поиск кре­дитных ресурсов, время на установку и запуск оборудования. С такими сроками никто не захочет даже начинать собствен­ное дело.

Сегодня мы с груп­пой Госсовета и парал­лельно Минэкономики Крыма формируем согла­сованные предложения, смысл которых сводится к главному – снести все препятствия на законо­дательном уровне. Все препятствия, которые возможны: ненужные дублирующие согласо­вания, многочисленные проверки, чтобы взаи­моотношения с государ­ством были минимальны­ми. То, что не принесет ущерб государственным интересам. Все должно быть прописано на уров­не «можно» и «нель­зя», максимально про­сто, без всяких «если». Вплоть до утверждения порядка процедуры за­крытия бизнеса, когда человек решил, что уже не хочет им заниматься. Здесь опыт Крыма бес­ценен – мы на ситуацию смотрим незамыленными глазами.

Это будет комплекс законов по формирова­нию нового инвестици­онного климата в стра­не. В ближайшие дни мы обсудим эту инициативу на Президиуме Совета законодателей Россий­ской Федерации при Фе­деральном Собрании РФ. Если мы это сделаем, то получим огромный поток желающих заниматься предпринимательством. У населения на руках большой объем денеж­ных средств, это фактор недооцененный.

Только крымчане положили на депозиты порядка 47 миллиардов рублей – это большой ресурс, который мог бы быть задействован в ре­альном секторе экономи­ки, а не висеть на межбанке.

– Предложения о формировании нового инвестиционного кли­мата в стране касаются изменения налоговой политики?

– Среди всех обра­щений предпринимате­лей проблема налого­вой политики находит­ся далеко не на первом месте. Если выстроить иерархию проблем, то это бумаги и согласова­ния при открытии дела, затем это способ ведения бизнеса – чрезмерное зарегулирование бизнеса и давление со стороны государства. Есть вопро­сы, касающиеся налогов, но они не настолько про­блематичны, как те, что я назвал.

– Правительство со­общило о росте налого­вых поступлений в бюд­жет. С чем это связано?

– Мы действительно имеем устойчивый рост налоговых поступлений. Новый российский Крым стал намного законо­послушнее – это очень хорошая тенденция . При Украине все сделки проходили по принципу нал-безнал в пропорции примерно 40% на 60%, иногда пополам. Сегодня объем наличного оборота снизился в десятки раз.

– Какие точки роста в экономике можно вы­делить на сегодня?

– Это, прежде всего, строительство, в котором задействовано боль­шинство промышлен­ных предприятий Кры­ма, это рост рабочих мест, новые налоги. Это туристическая от­расль – все прогнозы по нынешнему сезону и особенно по следую­щему оправдываются. Отрасль стала локо­мотивом экономики. Неплохие прогнозы по сельскому хозяй­ству, особенно с уче­том компенсации затрат со стороны государства. И, наконец, это инфра­структурные объекты в рамках программы развития Крыма.

– Речь, в частности, идет о транспортном переходе через пролив?

– Даже если бы не было блокирования грузового транспортно­го сообщения из Украи­ны, этот проект должен был быть реализован, несмотря на высокую стоимость. После вве­дения в строй моста произойдет изменение всей логистики, в том числе в предпринима­тельской среде.

Бизнес из регионов России может основы­вать свои предприятия в Восточном Крыму – в Керчи и Феодосии, где недорогая земля и рабочая сила. Рабо­тает свободная эконо­мическая зона, налоги минимальны, делайте продукцию и вывозите в Россию.

Второй эффект – это будет большой поток туристов, который по­едет в Крым на автомо­билях из центральных российских регионов. Только для этого еще необходимо создать соответствующую ин­фраструктуру в Кры­му. Мост – важнейший проект, который быстро окупится, свяжет по­луостров с материком и даст толчок всем эко­номическим процессам.

– Актуальны во­просы продоволь­ственной и энергети­ческой безопасности Крыма. Как вы оце­ниваете в этом отно­шении действия ини­циаторов так называ­емой блокады Крыма Украиной?

– Если оценивать действия властей на Украине, они все де­лают в худшую сторону и невпопад. Удивитель­но! В результате этой так называемой блока­ды пойдет спекулятив­ная составляющая. Тот же «Правый сектор» требует уже тысячу дол­ларов за машину. Сегод­ня уже мне дали такую информацию, что с от­дельных машин за то, чтобы их пропустили (в Крым), требуют тысячу долларов.

Это паразитирую­щие элементы, кото­рые только ухудшают жизнь простых произ­водителей, для которых наш рынок был очень выгодным. Если в Хер­соне килограмм поми­доров стоил три рубля, то на нашем рынке про­давался по 12–13. Для них это были большие заработки. Свято место пусто не бывает. Крым­ские производители и соседние поставщики из России займут эту нишу. Никакой опас­ности возникновения паники в Крыму нет.

Что касается энерге­тики, они не очень это могут сделать (обесто­чить Крым – прим. ред.). Тогда придется обесто­чить и свой юго-восток.

Понятно, что укра­инские власти неадек­ватны и делают многие вещи, которые тяжело стыкуются со здравым смыслом. Но меры, ко­торые предпринима­ют Минэнерго России и власти Крыма, позво­лят защитить крымчан от этого катаклизма.

Кроме того, пред­ставьте себе: добро­вольно отключить весь юго-восток, поставив под угрозу все атомные станции из-за разба­лансировки. Это уже ЧП мирового масштаба, хоть войска ООН вводи. А для крымчан это лиш­ний повод убедиться, от чего мы ушли.

– Вы часто встреча­етесь с крымчанами, жителями других ре­гионов и даже стран, в том числе Украины. Что они вам говорят?

– Я помню дискус­сии после проведения референдума со своими украинскими знакомы­ми, когда они приезжа­ли в Крым на отдых. Они говорили: «Зачем вы это сделали, поче­му нельзя было сделать в рамках одной стра­ны? Ну да, западенцы пошли на крайность, но и вы – крайность». Сегодня, через год, они уже так не говорят. Они уже думают, как сбежать из этого сумасшедшего дома, где нет никакой перспективы.

Сегодня, несмотря на все старания Рефата Чубарова (депутат Вер­ховной рады Украины – прим. ред.), который паразитирует на соб­ственном народе, рас­сказывая о предстоящих депортациях и танках в Крыму, весь этот бред, нагнетающий страх, мы видим, что Крым уже не является фактором раздражения в Евро­пе. Уже стало ясно, что полуостров – мирная территория, где люди осознанно сделали свой выбор, не разочарова­ны в нем. Это мирный субъект Российской Фе­дерации, озабоченный решением повседнев­ных проблем жителей. Факт: во время встречи с избирателями я об­ратил внимание – ни­кто сегодня об Украине не вспоминает, как будто мы там никогда не жили.

Стилистика и пунктуация редакции сохранены

РИА Новости

 

 

 



1 комментарий

  • ВИКТОРИЯ

    Мои одноклассники из Евпатории рады, что Крым – это вновь Россия. С уважением, Виктория Коптелова.