Зов родной земли

Редакция «ЕЗ» начинает серию публикаций о повседневной жизни, заботах и проблемах одного из крупнейших массивов компактного проживания крымских татар в Крыму – микрорайона Исмаил-Бей. Сегодня предлагаем вашему вниманию очерк о зарождении микрорайона, о людях – отважных, стойких, добившихся права проживания на родной земле.

Здравствуй, брат, я вернулся!

В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века крымские татары, почувствовав ослабление административно-бюрократической машины тогдашнего СССР, начали в массовом порядке возвращаться на свою историческую родину – в Крым.

Процесс этот был непростым. Часть тогдашнего населения АРК поначалу встретила «возвращенцев» враждебно.

В Евпатории этот процесс поначалу напоминал некое броуновское движение, когда люди группами и поодиночке перемещались от мечети к гортеатру и обратно. Они ясно понимали, для какой цели прибыли в Крым, однако какими общественно-политическими инструментами воспользоваться, чтобы достичь поставленной цели, знали немногие. И среди них – Нариман Ибадуллаев.

 

Избранник своего народа

Нариман Хайруллаевич Ибадуллаев родился 5 апреля 1958 года в Фергане Узбекской ССР. После окончания средней школы работал на различных предприятиях родного города. С детства увлекался спортом, завоевал титул мастера спорта СССР по боксу. В национальное движении крымских татар пришел в 1987 году. Дважды избирался в Центральный совет движения. В мае 1989 года учредил общество им. Исмаила Гаспринского. С 1995-го по 1997 год – депутат Евпаторийского горсовета. Женат, воспитывает трех детей.

 

Евпаторийский пикет

Бороться за свои права крымские татары стали с помощью пикетов. В Евпатории были созданы 18 инициативных групп численностью 25 – 30 человек, во главе которых стояли избранные народом лидеры. Каждая из групп выступала с индивидуальным лозунгом: «Требуем выделить земельные участки!», «Мы не хотим привилегий, хотим жить равноправно!», «Равенство народов – в жизнь!» и другими.

 

Крымскотатарский исполком

Из числа участников Евпаторийского пикета был образован временный исполнительный комитет в составе: Нариман Ибадуллаев – председатель, члены – Зарема Каримова, Исмет Эюпов, Эльмира Аметова. Исполком занимался не только сиюминутными вопросами, но и определял дальнейшую стратегию по возвращению депортированных и обустройству их на родной земле. Свои рабочие заседания исполком и приглашенные проводили почти ежедневно в списанном трамвайном вагончике, установленном прямо на поле, напротив административного здания ПМК-84. К сожалению, этот вагончик, ставший на долгие годы своеобразным символом становления микрорайона Исмаил-Бей, с территории микрорайона был вывезен, и дальнейшая его судьба неизвестна.

 

Палаточный городок

Из воспоминаний участника Евпаторийского пикета Эдема Бекбаева:

«…Возле мечети Хан-Джами мы собирались каждый день, составляли списки. Затем организовали пикет и провели митинг на площади у горисполкома с требованием выделения земельных участков. Не получив положительного результата, 27 августа было решено разбить палаточный городок в районе ПМК-84. Жили в палатках по три-четыре человека, без воды, света и тепла…»

Из воспоминаний Диляры Сейтаптиевой: «…Мы ждали ответ на свои требования до 27 августа, но его не было. В палатках оставались не только здоровые мужчины, но также старики и дети. Было холодно, питались всухомятку, но у нас была одна цель – получить разрешения на строительство домов и жить на своей земле…»

Из воспоминаний Наримана Кадырова: «…Мы жили в палатках до декабря 1990 года. В тот год были такие холода, что вода в стакане замерзала…»

В это время было предпринято несколько попыток сноса палаточного городка, но люди не уходили. 16 сентября последовало распределение 540 участков для пикетчиков и жителей Исмаил-Бея.

Из воспоминаний Мексюта Абхаирова: «…4 сентября 1990 года наша группа вышла на разбивку участков, которых оказалось 540. Работали 13 суток, ночью работали при помощи подзорной трубы. Первую зиму я провел в поле в палатке…»

 

Родная, родная, родная земля…

Так создавался Исмаил-Бей. С молоком матери впитавшие в себя мечту о возвращении на историческую родину, люди были счастливы безмерно. Главное, вот она, родная, родная, родная земля. Подлинная любовь к Родине определяется готовностью к самопожертвованию ради ее настоящего и будущего. Осознавая это, первые поселенцы Исмаил-Бея не боялись ничего – ни холода, ни голода, ни отсутствия воды и света, ни тяжелого, изнурительного труда.

Оставалась только одна проблема, требовавшая неотложного и немедленного решения, – получение официальной регистрации или прописки в рамках действующей правовой системы. Только после принятия решения горисполкомом и соответствующей отметки в паспорте занятый клочок земли становился твоим.

Руководство города не сразу, но все же решалось документально закрепить свершившийся факт – рождение нового микрорайона.

 

Эмель Гезлевский