Игры с законом, или Чем опасны самовольные строения
О самовольных постройках разговоры ведутся уже далеко не первый год. Причем это явление процветает как в Украине, так и в России. Кто-то достраивает себе балконы, кто-то самовольно строит магазины, а вот в Крыму предпочитают воздвигать мини-гостиницы, которые по документам числятся сараями, летними кухнями или даже, пардон, туалетами. Но закон есть закон, и соблюдать его нужно, дабы не было потом мучительно больно.
Итак, что же такое самовольное строение? Если говорить простым языком, это какое-либо здание, построенное незаконно. Существуют три признака самовольного строения. Первый — когда сооружение возведено с соблюдением всех технологий, норм и правил, при соответствии целевого назначения здания и земельного участка, на котором его построили, но, увы, без каких-либо разрешительных документов. Второй — когда разрешительная документация есть, целевое назначение участка и здания совпадает, но сам дом построен с нарушением необходимых норм и правил. И третий — когда имеется весь пакет разрешительных документов, соблюдены все строительные нормы, но вот земельный участок был отведен совсем для других целей. Так, например, если земля выделяется для строительства сарая, то на ней никак нельзя строить жилое здание, объект для оказания услуг или что-либо другое. Сказано сарай, значит сарай. Вы, конечно, можете оборудовать для себя комфортабельную бытовку с евроремонтом, это ваша частная собственность, и внутрь заглядывать без разрешения хозяев никто не имеет права. Но вот законно подвести к такому сараю канализацию, водопровод или, скажем, газ вряд ли удастся.
Обычно самовольные строения имеют один или два из вышеперечисленных признаков, но встречаются и знатоки своего дела, которые умудряются соблюсти сразу все три. То есть приобретут участок или домик, не оформят никаких документов на строительство и отгрохают в частном секторе семиэтажное не пойми что. Кстати, на этажность тоже наложены определенные ограничения. Так, в соответствии с действующим генпланом города Евпатории в зоне усадебной застройки (имеется в виду частный сектор) разрешено строительство усадебных двухэтажных жилых домов с мансардой высотой не более 15 метров.
И да, пример с семиэтажным зданием также взят не с потолка. История проста. Еще в 2003 году некий субъект приобрел в собственность небольшой одноэтажный дом по улице Софьи Перовской. На этом, собственно, его законные действия и закончились. Далее он снес приобретенный дом, а на его месте через некоторое время выросло семиэтажное здание сложной конфигурации с примерной площадью застройки 300 квадратных метров. При этом гражданин не имел правоустанавливающего документа на земельный участок, не получил градостроительных условий и ограничений по его застройке. Работы были начаты без надлежаще разработанного рабочего проекта по строительству семиэтажного здания, а также без декларации на начало выполнения строительных работ. И все бы ничего, да только не все так просто.
Строительные правила и нормы не с потолка взяты и не из вредности придуманы. Все эти красные линии, отступы, этажность, необходимая ширина стен и фундамента вымерялись и устанавливались из соображений безопасности. И требования к строительству — не бюрократический каприз, а насущная необходимость. Если же здание построено без соблюдения норм, правил, разрешительных документов, то рано или поздно оно может обрушиться или стать причиной обрушения других сооружений.
Местные власти это прекрасно понимают, именно поэтому с хозяином недостроенной семиэтажки на улице Софьи Перовской годами ведется судебная тяжба. И если при украинской власти он еще умудрялся какими-то правдами и неправдами отбиться от исков и претензий, то в Российской Федерации этот номер не прошел. В августе 2015 года управление муниципального контроля подало иск в суд о сносе незаконного строения, и 15 декабря суд этот иск удовлетворил.
Сейчас по всем срокам решение суда должно вступить в действие, вот только постановление суда ответчику вручить не удается. Он уехал из страны, нигде не указав своего адреса и не назначив доверенных лиц, которые могли бы принять документ за него. Это всего лишь формальность, поскольку в зале суда в момент вынесения решения ответчик присутствовал, но обойти ее нет возможности. Дело в том, что ответчик имеет право подать апелляцию на решение суда в течение 30 дней с момента получения постановления. Если по каким-то причинам документ не был получен, в суд можно направить жалобу с просьбой увеличить срок подачи апелляции. Этими вот лазейками в законодательстве и пользуется недобросовестный товарищ. Сам он, по последним данным, является гражданином Украины, а проживает в Нью-Йорке. И как прикажете доставить ему постановление суда на другой континент?
Но это все не так важно, как то, что пока сей субъект прячется от почтальонов и играет в кошки-мышки с законом, его семиэтажка всерьез угрожает жизни окружающих. Нет, стены здания пока стоят, а вот леса, выгнанные до уровня седьмого этажа, уже потихоньку обрушаются. А кто знает, на чью голову упадет следующий отвалившийся обломок? И очень хотелось бы, чтобы вся эта история закончилась задолго до того, как гражданско-правовая ответственность незадачливого нью-йоркца перерастет в уголовную.
Людмила ПУШКИНА. Фото пресс-службы администрации города.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №40 (19163) от 03.06.2016 г.