О необходимости установки общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов
В соответствии с Федеральным законом (в действующей редакции) №261-ФЗ от 23.11.2009 собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить установку общедомовых приборов учета воды, тепловой энергии, электрической энергии и природного газа.
С 1 января 2012 года вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчетчиками в квартирах. С момента принятия закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды.
Установка прибора учета направлена прежде всего к переходу на оплату фактической величины потребленного ресурса, определяемого по показаниям прибора учета.
В случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, потребитель коммунальных услуг обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее пяти рабочих дней со дня произошедших изменений.
С 1 июня 2013 года исполнителю коммунальных услуг дано право устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.
В настоящее время собственники помещений в многоквартирных домах обязаны оплачивать коммунальные ресурсы, поданные на вводе в дом. При этом потребление и потери внутри дома должны распределяться между всеми собственниками. Не нужно говорить о том, что наиболее адекватной является ситуация, при которой у всех собственников в доме установлены индивидуальные приборы учета, а на вводе ресурсов в дом имеется коллективный (общедомовой) прибор учета. Однако необходимость установки коллективных приборов учета сегодня в большей степени осознают управляющие организации, но не собственники.
Тем временем собственники тешат себя надеждой, что при отсутствии коллективного прибора учета смогут оплачивать только те ресурсы, которые потребили внутри принадлежащего им помещения. Действительно, в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №307 от 23.05.2006, есть соответствующее правовое основание – п.16. Тем не менее, п.22 данного документа возлагает на собственников помещений в многоквартирном доме обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Кроме того, ТСЖ и управляющие организации, вынужденные оплачивать поданный в многоквартирный дом коммунальный ресурс исходя из расчетных методик (в том числе нормативов потребления), свои расходы так или иначе распределяют между собственниками.
Таким образом, необходимость установки общедомовых приборов учета продиктована как нормами законодательства, так и соображениями справедливости и прозрачности. Только при наличии счетчиков собственники будут платить за фактически принятые объемы коммунальных ресурсов.
Именно собственники помещений в доме должны принять решение на общем собрании об установке общедомовых приборов учета. В протоколе указанного общего собрания должны найти отражение следующие вопросы:
- принципиальное согласие 2/3 собственников на установку приборов учета (увеличение общего имущества в доме);
- распределение расходов между собственниками. Здесь может быть и условие о рассрочке платежа перед управляющей организацией, оплатившей установку приборов учета. Кроме того, следует отразить порядок и сроки внесения платежей.
Согласно пункту 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России №170 от 27 сентября 2003 года, и пункту 6 приложения 8 к указанным Правилам, установка приборов учета коммунальных ресурсов может проводиться в рамках капитального ремонта только в случае замены инженерных сетей. Поскольку монтаж общедомовых приборов учета квалифицируется как ремонт (п. 6 приложения 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя РФ №170 от 27.09.2003), решение должно быть принято квалифицированным большинством голосов (п. 1 ст. 46, пп. 1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ) и оформлено протоколом. Во избежание негативных последствий управляющей организации нужно иметь оригинал протокола или удостоверенную копию.
После проведения общего собрания собственникам необходимо обратиться с заявлением в ресурсоснабжающую организацию (далее – РСО) для получения технических условий. В РСО выдадут документ – технические условия, которые нужны для разработки проекта узла учета и ввода его в эксплуатацию. В технических условиях указываются параметры системы теплоснабжения: конфигурация, тепловая нагрузка, максимальное значение расхода теплоносителя, расчетное давление, температурный график. Обратиться в РСО с заявлением от имени жильцов может и коммерческая организация, которая будет проектировать, устанавливать и обслуживать узел учета.
Далее собственникам необходимо выбрать подрядчика. На этом этапе им следует выбрать специализированную организацию. Хорошо, если выбранный подрядчик готов предоставить комплекс услуг – подготовку проекта, его согласование, монтаж теплосчетчика, а также гарантийное и сервисное обслуживание узла учета тепловой энергии. В противном случае при поломке или аварии клиент может остаться один на один со своими проблемами. И тогда собственникам помещений в доме необходимо выбрать оборудование и разработать проект. При выборе оборудования не следует экономить. Это очень важно, так как если прибор выйдет из строя, за его ремонт или замену придется снова платить. Выбор прибора учета можно доверить ресурсоснабжающей компании.
После изготовления проекта узла учета необходимо его согласовать с РСО (обычно это делает обслуживающая компания). Далее осуществляются монтаж и ввод в эксплуатацию. Монтажные работы по установке узла учета осуществляются за один день при температурных условиях не ниже – 10 градусов. После того, как прибор учета установлен, необходимо пригласить инспектора из РСО. Инспектор осматривает и пломбирует узел учета, составляет акт допуска узла учета и ввода в эксплуатацию совместно с представителем собственников, подписывает его. С даты подписания акта расчет за полученное тепло производится на основании данных прибора учета тепловой энергии.
Обслуживание прибора учета тепловой энергии производится силами и за счет средств жильцов, в том числе с привлечением специализированной организации. Периодически приборы учета необходимо поверять в сроки, указанные в паспорте прибора учета.
Департамент городского хозяйства администрации г. Евпатория