Игорь Коробчук: «Мы переходим на более качественный диалог с налогоплательщиками»
Завтра российские налоговики отметят не только День работника налоговых органов Российской Федерации, но и 25 лет создания Федеральной налоговой службы. О том, что евпаторийские налоговики предпринимают для оптимизации взаимодействия с налогоплательщиками, стремительного перехода на российские стандарты и сюрпризах Федеральной информационной адресной системы, накануне профессионального праздника «ЕЗ» побеседовала с начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым Игорем Коробчуком.
Болезненный переход и обучение
– Игорь Вячеславович, в какой степени Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Крыму оптимизировала к настоящему времени работу с налогоплательщиками?
– Поскольку мы являемся сервисной службой, основная наша задача – своевременное представление качественных административных услуг налогоплательщикам. Услугами операционного зала инспекции воспользовались несколько десятков тысяч жителей не только родного города, но и Сакского, Раздольненского и Черноморского районов. Для удобства плательщиков на сайте Федеральной налоговой службы России (www.nalog.ru) открыто более тридцати интерактивных сервисов: от установления надежности и легальности ваших бизнес-партнеров до получения выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Существует возможность записи по электронной очереди для посещения налоговых органов. В нашей инспекции такой преференцией в этом году воспользовались почти 900 плательщиков. Но сейчас по многим вопросам и в налоговую ходить не обязательно, в связи с тем, что мы переходим на более качественный уровень диалога, – это общение с плательщиками через телекоммуникационные средства связи (ТКС). К примеру, с помощью ТКС мы ведем документооборот с 92% юридических лиц и 46% индивидуальных предпринимателей. Как правило, отчитываются индивидуальные предприниматели, особенно уплачивающие единый налог на вмененный доход и ведущие деятельность на рынках, раз в квартал и телекоммуникационной связи по старинке предпочитают живого бухгалтера. Но я уверен, что мы совместно со средствами массовой информации сможем донести до всех налогоплательщиков преимущество новых средств обмена информацией. Еще одна задача, которую мы сегодня решаем, – полное соответствие операционного зала инспекции по представлению административных услуг российским стандартам. И это несмотря на его компактность и удобство. Поэтому в 2016 году будет открыт новый операционный зал на первом этаже нашего здания на улице Володарского, 20 после его перепланировки, ремонта и оснащения современными техникой и технологиями.
– Известно, что евпаторийские налоговики едва ли не первыми в Крыму перешли с крымского налогового законодательства на российское.
– Нет, это не так. Согласно принятой дорожной карте, все налоговые инспекции полуострова начали переходить на российское законодательство одновременно, просто сам процесс перехода у кого-то оказался более длительным и, скажем так, болезненным. Нам же удалось перейти чуть-чуть быстрее. Прежде всего благодаря тому, что мы своевременно получили помощь с материка: у нас работали прикомандированные сотрудники из разных уголков России, полностью заменено сервисное оборудование и автоматизированные рабочие места инспекторов, а главное – почти 80% сотрудников инспекции либо прошли, либо до конца года пройдут обучение и курсы повышения квалификации в Северо-западном институте повышения квалификации работников органов ФНС в Санкт-Петербурге и в Нижневолжском институте повышения квалификации в Нижнем Новгороде. Мы пошли по принципу: сначала людей нужно научить. Сложность в реализации такого принципа заключалась в том, что одновременно нам приходилось работать «с колес»: перестраивать структуру, подходы в работе, а в какой-то мере и свою психологию. Было не просто, но нам это удалось, и в первую очередь благодаря тому, что сохранился костяк коллектива, который создавался не один год. За последний год текучесть кадров составила немногим более 10%. Между прочим, коллектив у нас, только пятую часть которого составляют мужчины, относительно молодой. Возраст более половины сотрудников колеблется от двадцати пяти до сорока лет. С одной стороны, это довольно молодая инспекция, а с другой – вполне зрелая: есть опыт (и жизненный, и профессиональный), и четкое осознание тех целей, которые поставлены перед нами, а также силы и здоровье для их достижения. Я сегодня искренне могу сказать: «Я горд коллективом, в котором работаю, и это касается всех моих коллег».
– Тем не менее, сложно переоценить роль муниципальных властей в организации работы вашей инспекции?
– Невозможно переоценить роль Евпаторийского горсовета и городской администрации в нашем переходе на российские стандарты. Начиная с принятия нормативных актов и заканчивая вопросами выделения земельного участка под строительство нового административного здания налоговой инспекции, мы встречали не только понимание, но и полную оперативную поддержку. От имени всего нашего коллектива, пользуясь случаем, выражаю искреннюю благодарность руководству города.
– Коль уж вы вспомнили события прошлого года, я не могу не спросить вас, уроженца Волыни, как вы оцениваете свое присутствие в базе данных украинского сайта «Миротворец», которое, как показывает опыт убитого Олеся Бузины, сродни смертельной угрозе (не говоря об обвинении в сепаратизме)?
– Пусть это останется на совести владельцев сайта. Я считаю, что украинцы, оставшиеся проживать в Крыму после его возвращения в Россию, поступили по зову сердца и более порядочно и честно по отношению к памяти своих предков, воевавших в рядах Красной Армии и освобождавших Украину от фашистских захватчиков.
Лишний раз приходить не надо
– Относительно недавно ваш покорный слуга (смею полагать, не только он), заполняя на сайте Федеральной миграционной службы заявление для получения уведомления о постановке на учет физлица в налоговом органе, столкнулся с проблемой: когда вписывал в соответствующее поле номер дома, где проживаю, всякий раз всплывало окошко с надписью «номер не найден».
– Проблема очень актуальная, такие случаи, увы, не единичны. Согласно соответствующему постановлению правительства РФ, актуализацию адресов в Федеральной информационной адресной системе проводят муниципальные органы. Для чего Федеральная налоговая служба дала сотрудникам муниципальных образований допуск к указанной системе. Этот процесс должен быть завершен до конца года.
– Вот мы с вами беседуем, а ваши подопечные прямо сейчас проводят очередной семинар для налогоплательщиков, которые осуществляют деятельность в сфере управления эксплуатацией жилого фонда. В частности, налоговики объясняют требования норм Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Эффективность таких просветительских мероприятий действительно необычайно высока?
– Да. Как правило, мы заранее объявляем план таких семинаров, и участники их могут заранее прислать вопросы, которые их интересуют. Более того, часто темы семинаров определяют сами налогоплательщики. Нередко мы рассматриваем некоторые вопросы на месте, в коллективах – например, открытие личного кабинета налогоплательщика – физического лица. Этот вопрос мы отработали с коллективами общеобразовательных школ, теперь отрабатываем с коллективами медицинских учреждений. Предварительно получив от трудового коллектива согласие на обработку персональных данных, мы сами подключаем их к кабинету налогоплательщика. И каждому члену коллектива в отдельности уже нет надобности лишний раз приходить к нам. Прелесть теперешней ситуации в том, что налоговая служба высылает налогоплательщику уведомление об уплате с расшифровкой: за что вы платите, ставка платежа и его общая сумма. Этот налог необходимо будет уплачивать до 1 октября, начиная с 2016 года. Если же с чем-то вы не согласны, какие-то данные, например, в уведомлении считаете ошибочными, вы можете либо прийти в налоговый орган, либо по телекоммуникационной связи подать запрос о пересмотре этих данных. Один из последних курьезов – объявление на федеральных телеканалах о том, что пенсионерам необходимо представить в ФНС до 1 ноября подтверждение льгот по имущественным налогам. Евпаторийские пенсионеры ринулись к нам, потому что не заметили в этом объявлении уточнения, что пока эта норма не касается крымчан. Пришлось через местные СМИ, с которыми у нас хорошее взаимодействие, объяснять этот момент.
– Как налогоплательщики оценивают работу вашей инспекции?
– Показатель оценки качества оказания услуг определялся по
СМС-опросам и составил более 4,9 по пятибалльной системе. Приятно, что аналогичная ситуация сложилась по всем налоговым органам полуострова. При этом мы великолепно осознаем, чего мы достигли, к чему стремиться в работе с плательщиками, причем не столько в плане улучшения условий взаимодействия, как в случае с новым операционным залом, сколько в плане повышения культуры взаимного общения.
– Что бы вы пожелали своим коллегам по случаю Дня работника налоговых органов РФ?
– Душевного спокойствия, уверенности в завтрашнем дне, достатка, благополучия. И самое главное, чтобы горожане видели нашу работу на благо России, Крыма, Евпатории, а наши сотрудники испытывали искреннюю гордость за свою работу. Ведь когда человек видит положительные результаты своего труда, он не то что лучше работать начинает…
– Он буквально парит.
– Так и есть! Когда человек с радостью приходит на работу и с чувством выполненного долга уходит, то и в доме у него спокойствие, и на душе.
Беседовал Василий АКУЛОВ
Языком цифр
По состоянию на 1 ноября, с начала этого года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы (ИФНС) № 6 по Крыму зарегистрировала 6442 налогоплательщика, в том числе 1913 юридических лиц и 4529 индивидуальных предпринимателей. При этом в январе – октябре операционный зал ИФНС № 6 посетили 79 тысяч человек. Общая собираемость по платежам в бюджеты всех уровней за 9 месяцев 2015 года по инспекции составила 102%. В этом году уровень добровольной уплаты составил 99,96%, что на 7% больше аналогичного показателя прошлого года.