Тренер, спортсмен или музыкант?

Тема выбора в жизни человека — одна из самых сложных и потому, наверное, популярных в литературе и кинематографе, в текстах песен и стихов. Перед такими «перекрестками» каждый из нас оказывается хотя бы раз на своем пути, когда на верное направление нет ни намека, ни подсказки. О непростом выборе спортсмена и певца Ильи Касьянова побеседовал с ним молодежный портал Е-таймс.рф.

ИЛЬЯ КАСЬЯНОВИЛЬЯ КАСЬЯНОВ –

Рэп-исполнитель, участник дуэта «Е82». Профессиональный тренер по плаванию в Национальном центре паралимпийской и дефлимпийской подготовки и реабилитации инвалидов и Евпаторийского водноспортивного комплекса.

Дата рождения: 10 июня 1984.

Образование: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Специалист адаптивной физической культуры, спорта и туризма.

Достижения: Мастер спорта по плаванию, шестикратный чемпион Украины по плаванию, многократный чемпион Крыма, победитель и рекордсмен юга России.

О Евпатории

Первые несколько классов я проучился в Евпатории, в 6-й школе, потом с родителями переехали на север. Десять лет прожил в Ханты-Мансийском автономном округе, учился в Сургуте, потом в Екатеринбурге, куда пригласили в сборную Уральского федерального округа. Но мы приезжали в Евпаторию каждое лето. Как-то так сложилось, что из-за учебы и тренировок пять лет не получалось вырваться в Крым. Я в один момент очнулся, думаю: «Как так?! Моря я уже столько не видел. Надо ехать!». Снова вернулся в Крым и застрял тут.

Люблю Евпаторию – нравится ее спокойствие, море… Но за эти пять лет жизни здесь «наелся» я этого спокойствия – не хватает перспектив, шума, движения, людей, красок. Слишком тихий этот город для меня.

О детстве

В детстве мечтал стать программистом. Закончил училище по специальности «оператор ЭВМ». Лентяев после 9 класса выгоняли и отправляли в училище, вот и я туда попал. Сейчас с компьютерами не дружу особо.

К плаванию я относился легкомысленно поначалу. Заниматься начал поздно – в десять лет, ито случайно. Родители брали меня с собой на занятия – отец играл в большой теннис, а мама ходила на фитнес. Там же строился бассейн. Начал ходить просто плавать, энергию выплескивать – несерьезно в общем. А тренер заметил, что перспективы есть – так я и начал заниматься. Поначалу баловался, замечания мне делали. Но так получилось, что в 9 классе, после большого перерыва, меня переклинило – я буквально заболел спортом. Начал усиленно заниматься и до сих пор этим живу.

К занятиям вдохновляли видеозаписи с тренировок знаменитых пловцов: Александра Попова, Яна Торпа. Приносил это все своему тренеру, предлагал попробовать.

У меня было много тренеров – человек семь, разных, очень классных и профессиональных, один из них сейчас возглавляет сборную России по плаванию – Анатолий Журавлев. Обидно, что я попадал к ним в такие моменты, когда тренеру не было интересно, либо были уже свои любимчики, которым уделялось больше внимания. И эту опеку тренерскую, которой мне не хватало, я стараюсь теперь давать своим ученикам, даже тем детям, которых еще называют «неперспективными».

О тренерстве

Я никогда не видел себя тренером. Так сложилось просто, что когда я вернулся в Крым после учебы, нужна была работа по специальности, и меня это затянуло, да и получается – дети показывают хорошие результаты, причем практически сразу. Но от музыки я все равно получаю больше удовольствия, потому что мне не надо нервничать, повышать голос, постоянно стимулировать кого-то, а в работе с детьми это нужно, чтобы был прогресс. Хотелось бы профиль поменять, потому что чувствую, что я на сегодняшний день сделал все, что мог. Но пока я здесь – работа не отпускает.

Моя тренерская «тактика» основывается на личном опыте: то, что я переживал лично, чего мне не хватило – все это вкладываю в них. Я сразу даю довольно много информации (тем самым выделяя для себя способных). Поначалу это тяжело для детей, но зато потом это умение концентрироваться, собираться и работать, превозмогая себя, пригодится им в будущем, они будут готовы к разным ситуациям. Я готовлю их к соревнованиям, помогаю становиться сильнее, выигрывать.

Сейчас слишком много интернета и компьютера у детей. Поэтому как тренер, в первую очередь, я делаю из них достойных людей, а не спортсменов. Перспективный ребенок или нет – для меня неважно, я так родителям и говорю. Важнее, чтобы уходили слабости, погрешности в воспитании: многие так любят своих детей, жалеют, балуют, что это очень мешает потом ребятам в жизни. Бывает такое, что у ребенка есть все задатки успешного спортсмена, но он ленится, потому что привык, что его слабостям потакают. С такими детьми я не продолжаю работу. Я хочу, чтобы мои ученики, в первую очередь, были друзьями, командой. Уважали друг друга, защищали, поддерживали и относились к спорту серьезно, если хотят результатов.

Я требователен – мне постоянно что-то не нравится и поэтому всегда есть над чем работать. Так я отношусь к себе и то же я вижу и в детях: победа это не предел. Я горжусь ими, но мне всегда мало – постоянно нужно стремиться к большему. За время нашей совместной работы, в силу возраста детей, у нас были только одни крупные соревнования – весной этого года в Новороссийске V Международный турнир по плаванию. Мы привезли три золота, два серебра и три бронзы. Первый выезд получился довольно удачным. А на первенстве ДЮСШ среди сотни участников мы завоевали шесть бронзовых, шесть серебряных и шесть золотых медалей. Я доволен. Цель выполнена – порадовались, перевернули страничку и пошли дальше, путь еще длинный.

Чтобы быть хорошим тренером, должно быть хорошее чутье, интуиция, опыт, конечно. Креативность. Старая школа это всегда хорошо, но нужно уметь ориентироваться в том времени, в котором мы живем, потому что сейчас очень много всего. Нужно «лепить» свою тактику, свою методику. И, безусловно, изучая общие моменты, нужно уметь подобрать индивидуальный подход к каждому ребенку. Терпение и еще раз терпение – это само собой.

Наибольшее разочарование для тренера – это когда ведешь спортсмена, вкладываешь в него все свои силы вместе с надеждами, а он потом переходит к другому тренеру. У меня такая ситуация недавно возникла – семья перспективной ученицы переехала в другой город. Хотя, безусловно, намного хуже, когда спортсмен вообще уходит из спорта. По крайней мере, если она добьется успехов с другим тренером и в другой команде, я буду счастлив знать, что тоже отчасти этому помог. Это главное – продолжать свой путь, не зависимо от перемены условий, тренера или других моментов.

Я уверен, что давать шанс нужно каждому – в один момент у ребенка может что-то щелкнуть и он «заболеет» по-настоящему тем, чем занимается, тогда и стараться будет, и успехов будет достигать, и даже сможет обогнать самого перспективного и талантливого своего товарища.

О спортсменах с ограниченными возможностями

Абсолютно уверен, что инвалиды это не люди с другой планеты, а такие же, как и все, просто с особенностями. Мало того, в большинстве случаев они обладают большей силой духа и целеустремленностью. У таких спортсменов желания больше, чем у здорового человека!

Я не смог отказать, когда ко мне обратились за тренерской помощью родители ребенка с диагнозом ДЦП. Поначалу не знал как реагировать, но сказал: «Давайте попробуем». Это был Вася Баколяр – очень веселый парень, мы постоянно шутим, смеемся, и он меня даже иногда подкалывает. Вася начал занятия, мягко говоря, «с нуля», хотя до этого три года занимался у других тренеров, а сейчас плавает всеми стилями и участвует в соревнованиях. Потом пришел Бадрик Маколатия. Я их тренирую как абсолютно здоровых людей. Более того – ставлю их в пример остальным ребятам, которые могут позволить себе и полениться, и пожаловаться. Такие люди дают отличный повод посмотреть на себя со стороны, на свои проблемы, когда ты движешься к своим целям и при этом ищешь оправданий в том, что что-то не получается, не успевается. А они борются каждый день просто чтобы встать на ноги! Для них стимул – само по себе занятие спортом. Они хотят участвовать в соревнованиях и быть на уровне.

О выборе

У каждого спортсмена главная цель – попасть на Олимпийские игры. Но я снял розовые очки и понимаю, что у меня и возраст уже не тот, чтобы, как мечталось, стать олимпийским чемпионом. Да и на это нужно тратить много времени и сил. И выбирать, конечно, нужно уже будет кардинально между спортом и музыкой. А я сейчас уже думаю о более земных вещах – о той работе, которая позволит мне зарабатывать и содержать свою семью.

И сейчас я стараюсь не смешивать творчество и свою тренерскую деятельность, потому что это два разных человека: в бассейне я строгий тренер, очень. А в творчестве – гармоничный, даже мягкий человек, любящий спокойствие. Поэтому когда ребята приходят и говорят: «Илья Владимирович, мы видели ваш клип на ютубе» или: «На концерте вас видели», я говорю: «Это не я, и никому не говорите». Это как раздвоение личности, что ли.

Без спорта я начинаю потухать. Привык уже к этой нагрузке. И есть результат, есть рост, желание еще посоревноваться, повыигрывать. И так же без музыки не могу – я кайфую от нее, и хочется ее делать качественной, разноплановой, чтобы она нравилась людям.

В последние четыре месяца понял, что поле деятельности нужно сужать, потому что идет колоссальная трата энергии: я занимаюсь и музыкой, и тренерской деятельностью, и профессиональным спортом, причем, кроме плавания, еще и боксом, борьбой. И долгое время совмещал это с классическим вокалом. Кроме того, довольно сложно одновременно тренировать и тренироваться. Последние восемь лет я тренирую себя сам. Но на тренировке с детьми ты выкладываешься настолько, что когда приходит время заниматься самому, сил уже нет. Вот сейчас как раз то время, когда я определяюсь.

Вообще, бассейн и вокал – вещи несовместимые. На работе во время тренировок я постоянно кричу, потому что помещение огромное, купол – эхо нереальное. Тем более параллельно другие группы занимаются. И чтобы тебя услышали дети на другой стороне бассейна, постоянно кричишь, свистишь, звенишь, орешь. На музыке это сказывается плохо – голос часто сорван. Хотя, если читать рэп, то, кстати, голос становится громче и устойчивее. Для пения – наоборот. А мне все же больше петь нравится – рэп я уже перерос, что ли. Да и стараемся вырабатывать новый стиль, более мелодичный.

О будущем

Я иногда заглядываю вперед, и становится грустно. Лет в пятьдесят я вижу, как сижу на бассейне с кружкой чая и продолжаю орать. Увы, это творческая деятельность, которая недостаточно оплачивается. Поэтому, если бы у меня была возможность заработать извне, я бы работал тренером бесплатно – ради результата. Но я не исключаю вариант, что на пенсии вернусь и продолжу заниматься тренерством с детьми – для души.

 

Алина Мурашкина, Е-таймс.рф.

Фото автора и из личного архива Ильи Касьянова