Виктория Назарова: Талант – это бриллиант, который требует постоянной огранки
На улицах нашего города часто можно увидеть детей с мольбертами. Они рисуют: вдохновенно, увлеченно. Это учащиеся Евпаторийской детской художественной школы имени Ю.Волкова. Какие они? Чему их учат, и как пригодится в жизни их мастерство? Об этом мы спросили директора художественной школы Викторию Назарову. Она поделилась своими размышлениями с читателями газеты.
В Евпатории много талантливых детей.
Очень много ребят хотят учиться рисовать. В Евпатории много талантливых и одаренных детей. Этот поток не иссякает. В этом году у нас принято 45 ребят в первый класс, на каждое место было по два человека. Проводятся отборочные экзамены, по результатам которых выбираются ребята, имеющие способности к рисованию.
Первый экзамен – по живописи: мы ставим натюрморт и смотрим, насколько ребенок умеет видеть форму, насколько на листе он может скомпоновать, смешивать и отображать цвета. На втором экзамене (по композиции) мы стараемся рассмотреть способности каждого к фантазированию. Потому что художник тем и отличается, что умеет придумывать. Он видит мир по-своему: что-то особенное, нестандартное.
И третий экзамен – свои домашние рисунки. Это тоже важно. Потому что тот, кто любит рисовать, рисует с детства, всегда и везде. Мне иногда родители приносят огромные стопки рисунков своих детей и показывают их со словами: «Это мой ребенок рисовал в пять лет, а это в шесть…»
В этом году одна бабушка приехала к нам с целой тележкой рисунков! Такого у нас еще не было. Обычно в таких тележках бабушки везут, к примеру, картошку с рынка, а здесь она привезла тележку работ своей внучки. Кстати, эта девочка поступила к нам в подготовительную группу. Ходит на занятия, старается, ей очень нравится.
Как вырастить талант?
Современные дети сейчас очень энергичные, быстро схватывают новые знания, но им порой не хватает терпения и усидчивости. В процессе занятий эти способности вырабатываются. Постепенно, правда, и достаточно сложно. Наши первоклассники тратят очень много усилий на то, чтобы научиться всему этому.
Обучение происходит не только в первом классе художественной школы. Мы говорим нашим ученикам, что они должны рисовать каждый день, и не только при наличии Музы или по зову сердца. Нет, это ежедневный труд. Только так можно получить замечательные результаты в будущем. Любой талант останется закопанным или даже исчезнет, если над ним не трудиться. Талант – это просто красивое слово. Очень часто родители спрашивают у нас: «Есть ли у моего ребенка талант?» Мы отвечаем: «У вашего ребенка есть способности». Действительно, очень у многих есть способности к рисованию, лепке. Но талант открывается только тогда, когда ребенок рисует изо дня в день, если он набирается знаний. Талант – это как бриллиант: светится и играет красками только тогда, когда происходит его постоянная огранка».
Обучение в школе стало бесплатным.
Наша художественная школа уже второй год работает по программам Российской Федерации. В принципе, для художественной школы переходный период в плане образовательной системы не был сложным. Дети как рисовали, так они и рисуют. Наша предыдущая учебная программа была близка к стандартам обучения в РФ. Мы всегда опирались на стандарты обучения в академической школе рисунка и живописи. А это искусство вечно, и основы остаются без изменений. Как мы учили ребят рисовать, строить композиции и смешивать краски, – так все и остается.
Единственное, в чем возникают сложности, – ограниченность помещений: мы не можем принять всех желающих для обучения в художественной школе. Кстати, обучение у нас бесплатное. Это стало возможным только в Российской Федерации. Теперь родители не платят за учебу, а только покупают рабочие материалы для своих детей. Взрослые здесь не обучаются, мы предлагаем им ехать и поступать на подготовительные курсы в институты или колледжи.
Не каждый может быть преподавателем, это талант от Бога.
Сейчас мы принимаем детей от 10 – 12 лет в первый класс художественной школы. Они обучаются уже по новой пятилетней программе. Очень удобно: дети выпускаются у нас в пятом классе, в общеобразовательной школе – это уже девятый класс. Это дает возможность детям дальше продолжать свое художественное обучение в других профильных учреждениях.
Также у нас есть классы профориентации, где ребята набираются знаний для поступления в институты. И поступают. У нас очень много ребят в этом году, которые поступили в Санкт-Петербург, Москву. Нам очень приятно, что у нашей школы высокий уровень и наших выпускников там хвалят. И берут на бюджетное обучение.
Например, в этом году наша выпускница Александра Астрова поступила в Санкт-Петербург. Ее отец по приезде домой рассказал нам, что уже на начальных экзаменах ее спросили, где она училась. И Саша с гордостью рассказала о Евпаторийской детской художественной школе. Высокий уровень подготовки отмечают у всех наших ребят. Алексей Баранов и Анастасия Замурова поступили в Московский гжельский университет на отделение дизайна. Сейчас они учатся на первом курсе. Также несколько человек учатся в разных вузах Симферополя, кроме того, есть ребята, поступившие на педагогическое отделение в художественное училище им. Самокиша.
В городе работают замечательные художники, которых вырастила Евпаторийская художественная школа. Восемь наших выпускников получив высшее образование вернулись в Евпаторию и сейчас преподают здесь, у нас. И это очень ценно: не каждый может быть преподавателем, это талант от Бога. Не у каждого есть такое горячее сердце, которое дарит и свои знания, и свою любовь детям.
В мире технологий побеждает искусство.
Классика всегда останется классикой. Мы наших детей учим так: ребята, вы должны понимать, что вот, к примеру, завтра не будет электричества и все компьютеры остановятся. Но вы как умели рисовать, так вы и будете уметь рисовать. Это очень древнее искусство, которое со временем переросло в разные направления – скульптуру, архитектуру. Вот это и есть вечное.
Мы учим детей рисовать с натуры, рисовать вживую здесь и сейчас. Это очень важно. А мир компьютерных технологий только способствует развитию. Многие наши ученики становятся дизайнерами – как графическими, так и компьютерными. Некоторые занимаются исключительно технической живописью. Но все равно мы их учим академической школе рисунка и живописи, потому что это – основа всему.
Художественная школа будущего – какая она?
Мы мечтаем о том, что наша школа наконец-то расширится. У нас есть архитектурный проект: сделать пристройку к зданию со стороны улицы, где сейчас находится роспись, выполненная ребятами. И мы мечтаем, чтобы в этой пристройке было два этажа. Внутри – новые аудитории и выставочный зал. Евпатория развивается, сюда после обучения возвращаются художники-профессионалы, и у них пока нет возможности демонстрировать свои работы для города, для жителей и гостей. Очень хотелось бы открыть именно выставочный зал, который будет действовать постоянно.
Конечно, сейчас мы тоже делаем выставки. У нас замечательное расположение школы, большие окна – витрины, в которых мы делаем выставки. И очень приятно, что они проходят круглый год. Посмотреть на детское творчество приходят многие.
Сейчас мы готовимся к Дню народного единства. Ребята делают работы по прикладному искусству и народным промыслам. Из них и сделаем выставочную экспозицию. Кроме того, у нас проходит много конкурсов. Наши ученики стараются участвовать не только в городских конкурсах, но также во всероссийских и международных. Очень приятно, что о нас знают в Москве. В прошлом году мы выставляли работы наших ребят в Кафедральном соборе храме Христа Спасителя. Для художника важно не просто рисовать свои работы, но также показывать свой внутренний мир и свои достижения людям. И мы стараемся учить детей прекрасному, потому что именно красота и спасет мир.
Подготовила М.Уманская.