Таинство Хануки
Ханука — это один из главных праздников в иудейском календаре. Вряд ли можно представить себе современный иудаизм без нее. Ведь в разных концах Земли празднуется Ханука: в Москве, Иерусалиме, Нью-Йорке или Берлине. Это, наверное, самый большой еврейский праздник, отдаленный от сакральных смыслов и имеющий истинную историческую ценность.
Свет Иерусалимского храма
Прежде всего, для еврейского народа Ханука — это праздник света. Именно в этот день в их главном сакральном месте, Великом Иерусалимском храме, снова зажгли свечи. Это стало символом освобождения иудеев из-под сирийского гнета. Дело в том, что в то время евреи жили под правлением Антиоха IV Эпифана. Многие из них отказались от своей веры и приняли эллинские обычаи. Самая верхушка еврейской аристократии — и та сменила свою культурную ориентацию. Осталось совсем немного верных заветам Торы, и одними из таких людей стали представители рода Маккавеев. Они устроили партизанскую борьбу, пока, наконец, глава восстания не призвал всех освободить Иерусалим и, самое главное, Храм.
Выбив из святого города сирийцев, партизаны первым же делом решили начать службу. В Храме их не было уже три года, и все три года не зажигались меноры, что значило — храм стоял во тьме. Зажжение первой свечи и освещение главной иудейской святыни и стало носить имя «День Хануки».
Ханука имеет множество традиций. Национальные праздники всегда наполнены обычаями и ритуалами, переданными в наследие предыдущими поколениями. Первый из них — трудоемкий и ритуальный процесс зажжения светильника меноры. Это подсвечник из семи стволов, который есть в доме каждого иудея и даже на гербе независимого Израиля. Эти подставки — копии настоящей Меноры, которую в свое время вывез из Иерусалима сирийский царь. Важнейшим элементом Хануки является менора. Она попала почти во все национальные праздники евреев.
В праздник Хануки зажигают один из подвидов меноры — ханукию. Это подсвечник с восемью стволами такой же формы. Традиция его использования сложна и интересна. Дело в так называемом «чуде Хануки». Когда евреи вошли в Храм, у них не было с собой священного масла, чтобы зажечь свечи. Также оно отсутствовало в самой святыне. После долгих поисков они нашли всего один горшочек, которого должно было хватить только на один день горения меноры. Однако случилось невероятное — огонь продолжал держаться еще восемь дней, пока иудеи делали новое масло. В честь этого чуда и зажигают ханукию, причем особым способом.
На первый день праздника зажигают одну свечу, во второй — вторую и так далее. Всякий раз пользуются специальной свечой шамаш, ее ставят несколько отдельно сбоку или сверху от возжигаемых по порядку свечей.
Обряд зажжения ханукии должен иметь место в доме каждого еврея. Также ханукию зажигают в любом публичном месте — этим показывают, что сегодня великая неделя, и напоминают об этом остальному миру.
Кроме того, возле огней стоит посидеть полчаса, молясь и размышляя о своем месте в мире, созерцая и погружаясь в суть праздника — освобождение. В отличие от многих религиозных еврейских праздников, Ханука позволяет работать. Но большинство евреев все-таки предпочитают оставить труд ради изучения Торы. Считается, что в эти дни ее понимание и чтение становятся более глубокими. В праздник необходимо приобщать детей к Торе. Специально для этого была даже придумана игра, в которой кидают кости с заглавными буквами из предложений священного писания. Считается, что таким образом дети подсознательно приобщают себя к изучению сакральной книги.
Не обязательно, но желательно собраться всей семьей за большим семейным ужином. За ним важно обсуждать не светские дела, а различные религиозные темы, вспоминать отрывки из писания. Так как Тора имеет множество трактовок, это прекрасный способ найти время для дискуссии и их обсуждения. На подобном ужине должны уйти все споры. Те, кто в ссоре, обязаны помириться. Вообще именно в эти дни еврей обязан попытаться преподнести свою веру другим людям. Считается, что именно в этот священный праздник у иудея есть возможность объяснить остальным плюсы своей религии.
Все на Хануку!
В эти выходные, на исходе субботы, студенты Ешивы в присутствии всей еврейской общины города торжественно зажгут в синагогальном дворе древний светильник Менору в ознаменование победы Маккавея над сирийскими захватчиками. Также они вспомнят события II века до новой эры в святой земле, когда прекратилась греко-сирийская оккупация.
Возможность приобщиться к празднованию Хануки в этом году будет у каждого евпаторийца. В субботу, 24 декабря, в 18.00 во двор синагоги Егия-Капай, расположенной по адресу улица Просмушкиных, 34, приглашаются все желающие. Их ждут оркестр, горячий чай, кофе и, конечно же, традиционные для этого праздника пончики, приготовленные на масле. Ведь все мы теперь знаем, что масло является неотъемлемой частью этого праздника и символизирует собой так называемое «чудо Хануки».
Наталья ГРИШИНА.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №97 (19220) от 23.12.2016 г.