Кладбище кораблей у набережной
У побережья Евпатории, недалеко от центра города, археологи нашли остатки пяти затонувших кораблей — их обнаружили на небольшом участке акватории протяженностью около 1200 метров вдоль берега и шириной около 55 метров, который осматривали в связи с грядущими работами по реконструкции городской набережной.
По данным издания «Комсомольская правда — Крым», про два корабля из пяти ученые узнали во время исследований в 2013 году: по-видимому, они затонули во время шторма 14 ноября 1854 года. Одно — деревянное купеческое судно союзного флота времен Крымской войны, затонувшее с креном на правый борт. По словам кандидата исторических наук, заместителя директора Черноморского центра подводных исследований Виктора Вахонеева, видимая его длина — 27 метров, ширина — 4 метра.
Точную дату и причину гибели третьей находки ученые пока не установили. Известно также, что это деревянное судно — из сосны. Никаких материалов, позволивших датировать время постройки или затопления корабля, не обнаружено. Однако, судя по характеру судового набора, время постройки судна может определяться первой половиной ХХ века.
Четвертый корабль обнаружен на глубине 2,6 метра. По словам специалистов, это, скорее всего, фелюга — небольшое палубное судно с косыми парусами в форме треугольника со срезанным углом. Такие парусники встречались в военных и торговых флотах Средиземного моря. Например, греческие пираты предпочитали фелюги, отличающиеся быстроходностью и маневренностью.
«Рядом с ними (кораблями. — Ред.) мы зафиксировали остатки старого причала: большие деревянные сваи. Уже с 20-х годов сваи стали делать металлическими, следовательно, причал датируется концом XIX или началом XX века», — рассказал Вахонеев сайту журнала «Наука и жизнь». «Этот вывод нашел подтверждение в архивных материалах. Исследователи совместили карту своих находок с дореволюционными картами и планами. Оказалось, что в месте, где нашли сваи и корабли, был причал Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) — одной из крупнейших на Черном море судоходных компаний второй половины XIX века. В начале двадцатого столетия общество стало самой большой пароходной компанией России, а его корабли заходили в порты Атлантического, Тихого и Индийского океанов. О размерах кораблей, найденных у пристани РОПиТ в Евпатории, говорить пока сложно. Археологи ограничились только разведками, закладывая небольшие шурфы размером метр на метр. В следующем году они собираются провести более детальные исследования. Место, где были обнаружены корабли, планируют засыпать щебнем и залить бетоном», — отмечает ресурс.
Суда, конечно, будут спасены, уверен Вахонеев. «Мы, скорее всего, их просто перенесем поглубже. Пожалуй, сегодня в России нигде нет возможности отреставрировать столь крупные объекты. Так что их проще «утопить» поглубже — в морской воде они сохранятся для будущих поколений», — пояснил заместитель директора Черноморского центра подводных исследований.
Игорь ЛИТВИНЕНКО.
Фото с сайта nkj.ru.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №95 (19218) от 16.12.2016 г.