Андрей Пермяков: тридцать лет на сцене
17 ноября — день рождения крымского режиссера, признанного лучшим в 2016 году по версии I Высшей театральной премии Крыма. Художественный руководитель евпаторийского театра «Золотой ключик», актер, заслуженный деятель искусств АРК, Андрей Пермяков отмечает 37-летие и одновременно профессиональный юбилей – 30 лет на сцене. Впервые выйдя на подмостки театра, основанного его родителями 30 лет назад, Пермяков и сегодня верен не только выбранному пути, но и «Золотому ключику»… В этом году евпаториец заслуженно стал лауреатом Высшей театральной премии РК «Золотой грифон», учрежденной крымским отделением Союза театральных деятелей России, и обладателем специального приза XVIII Международного фестиваля театра и кино «Боспорские агоны». О том, чем еще был наполнен год жизни Андрея Пермякова, — в интервью «ЕЗ» накануне дня рождения.
— За этот год в вашей жизни что для вас как художественного руководителя, режиссера, актера, как сына, мужа и отца произошло, потерялось, приобрелось?
— Много всего произошло, и в основном это очень хорошие, а во многом — исторические события и встречи. На нашей сцене были сыграны спектакли легендарного РАМТа, состоялась премьера моноспектакля в исполнении звезды театра и кино, актрисы театра Табакова и МХТ имени Чехова Розы Хайруллиной, у нас в гостях побывало множество звезд, среди которых Михаил Боярский, Дмитрий Харатьян, Григорий Гладков, Наталья Бондарчук, Александр Пятков и многие другие. А также гости из Германии и Франции (и это в самый пик санкций!). Наши маленькие и большие артисты снялись в фильмах «Викинг», «Скиф», «Неуловимые», «Чемпионы», «Дела семейные», «После убийства». Еще театр принял участие в создании документально-игрового кино «Антон Чехов. Крымская Ривьера», где я сыграл Антона Павловича. Кроме этого мы выпустили спектакль моей супруги Анастасии Пермяковой «Поющий поросенок», который также стал для каждого из нас особенной работой. Мы провели наш традиционный твидовый ретро-круиз и приняли федеральный проект «Место встречи с искусством», который произвел безоговорочный фурор. А еще «пошумели» с нашим городским рейтингом «Evpatorian Awards» и его детским аналогом. Год был потрясающим, и он еще не закончился! Что же касается моей любимой семьи — они всегда рядом со мной, мы поддерживаем друг друга и все делаем вместе. И это большое счастье!
Олег Анатольевич Пермяков (1957—2001) — выдающийся режиссер, сподвижник детского театра, общественный деятель. Вместе с супругой основал Международный центр театрального искусства «Золотой ключик».
— Вернемся к кино, с которого фактически начался и тридцатый театральный сезон для артистов «Золотого ключика». Вы приняли в гостях организаторов фестиваля детского кино «Солнечный остров», активное участвовали в жизни отечественного кинематографа… Театр не ревнует?
— Нет, конечно! Театр не ревнует, потому как он всегда в приоритете. Мы прежде всего театральные артисты, а кино для нас – просто еще одна возможность реализовать талант, попробовать что-то новенькое. В кино, как правило, все достаточно камерно, естественно, максимально приближено к реальной жизни. В театре гораздо больше условностей, больше экспрессивности, что ли… Но зато в театре есть наш зритель и энергетический обмен: ты понимаешь, для кого играешь…
— Этот юбилейный сезон «Золотого ключика» только в преддверии всего самого интересного. Проанонсируйте, что ждет зрителя.
— Самое главное — это наши премьеры. Много разных авторов войдет в юбилейном сезоне в репертуар: и Пушкин, и Сервантес, и Успенский, и Андерсен, и Родари. Также мы расширяем наш взрослый репертуар: «Женитьба Бальзаминова» Островского, «Пикник» Аррабаля и наш новый авторский современный спектакль «Портье». Мы продолжим проведение открытых читок, к ним добавим творческие встречи с нашими взрослыми артистами и режиссерами. Будем расширять экскурсионную программу и переводить ее на английский, французский и немецкий языки. В мае откроем на целый месяц большущую театральную экспозицию с историей, костюмами, макетами, эскизами. Еще планируем провести большой капустник и впервые показать его зрителю. Ну, а 31 мая, в день рождения «Золотого ключика», откроем наш 22-й Международный фестиваль «Земля. Театр. Дети», который в этом году пройдет на границе весны и лета и соберет в гостях самые самые детские театры из России, Германии, Израиля, Литвы, Эстонии, Франции, а также очень известных артистов. Но это пока сюрприз. И сюрпризов будет много!
— Кстати, вы ведь стали организатором первой в Евпатории читки пьесы — чисто театрального жанра, который давно популярен в крупных городах, но до сих пор был далек от местной публики. Будет ли продолжение у этого начинания?
— За последние десять лет читки стали неотъемлемой частью театральной жизни России. Теперь пришло и наше время. Учитывая специфику нашего зрителя и маленького города, мы начали с классики — филатовского «Федота». Всем пришедшим очень понравилось, была потрясающая, теплая атмосфера, мы много импровизировали, а зритель все это принимал с радостью и своеобразным голодом, что ли… Обязательно будем проводить подобные мероприятия, и следующее пройдет уже на Старый Новый год. Режиссер Сергей Новиков готовит читку пьесы Виктора Понизова «Аз есмь тварь», а для нашего совсем юного зрителя мы готовим читку волшебной сказки Александра Сергеевича Пушкина «О царе Салтане».
— Еще одно новшество, и тоже для детей — специальная программа «В мир закулисья». О чем рассказываете юным театралам, что показываете?
— Наши экскурсии — это не совсем новшество, просто мы немного их оформили. Деткам показываем наши цех оформления театрального костюма и изготовления головных уборов, костюмерные, где у них есть возможность не только все посмотреть и пощупать, но кое что даже примерить и сделать памятные селфи. Мальчишкам особенно нравится арсенал бутафорского оружия. Ребята посещают текущую выставку галереи актуального искусства «Ха-ра-шо!», наши зрительные залы (а если повезет, то даже прогон спектакля), гримерку, где профессиональные артисты рассказывают, что такое грим, лаковка, крепе, реквизит, бутафория и т.п. Гости знакомятся с небольшой исторической экспозицией макетов, фотографий и старых афиш. В завершение — небольшая интерактивная лекция по истории театра и короткий документальный фильм о «Ключике».
— Одна из ожидаемых премьер этого сезона — «Женитьба Бальзаминова», спектакль, занимающий значительное место в истории «Золотого ключика». Однако, как стало известно, премьеру отложили. Надолго? И чем она будет отличаться от постановки режиссера Олега Пермякова?
— Премьеру перенесли на середину февраля. Это связано с началом подготовки к Новому году. Пришлось отложить пошив костюмов… А костюмы у нас будут очень красивые и сложные. Вообще спектакль должен был стать своеобразным ремейком спектакля отца, где Мишу Бальзаминова гениально сыграл нынешний министр курортов и туризма Крыма Сергей Стрельбицкий, но так получилось, что наша «Женитьба» будет совершенно другой: одновременно очень исторически достоверной и вместе с тем довольно современной в плане постановки. Да и сама история приобретет новые акценты. Но об этом я лучше расскажу в отдельном интервью. Со спектаклем уже связано очень много совершенно мистических историй. Скажу только, что отец помогает мне ставить его.
— К Новому году «Золотой ключик» подарит как всегда не просто новогоднее представление, а настоящее шоу… Почему на этот раз — Барри?
— «Питер Пэн» — действительно одно из самых гениальных детских произведений без возраста, без географии, без границ. Оно равно пропитано семейными ценностями, любовью, искренностью, хулиганством, детской непосредственностью и жаждой приключений. Здесь есть все — и пираты, и индейцы, и русалки, и феи… Все, что так любит наш юный зритель. Мы добавим еще немного волшебства, видеодекораций, зимы и снега, ну и, конечно же, Деда Мороза — нашего любимого и такого долгожданного!
Беседовала Алина МУРАШКИНА.
Фото из архива Андрея ПЕРМЯКОВА.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №86 (19209) от 16.11.2016 г.