Здесь русский дух!..
Зрелище начинается, не начавшись. Прямо в трамвае. Один отдыхающий упрашивает приятеля выйти на остановке, что напротив мечети, и отправиться прямиком на Караимскую, где играют и поют. Что вы думаете, после недолгих уговоров тот соглашается. Оба пулей вылетают из трамвая, ведь до представления остаются считанные минуты. В этот раз на Караимской был День русской культуры. Никаких тебе титульных наций, а просто самый настоящий праздник искусства.
— Русский язык — язык межнационального общения, и поэтому у нас как в стране, так и в городе есть русские евреи, русские армяне, русские греки, русские караимы, русские крымские татары. Во время Великой Отечественной войны немцы воевали не с советскими людьми, а с русскими. И когда фашисты кричали: «Рус, сдавайся», им с грузинским или узбекским акцентом говорили в ответ: «Русские не сдаются», — так выразил свое отношение к празднику искусства Георгий Яшаев, контрабасист винтаж-группы «Приморский бульвар», которая также участвовала в Дне русской культуры.
Как справедливо выразилась замглавы Евпаторийского отделения Русской общины Крыма Надежда Павленкова, в этот день на Караимской «расцвели русские народные промыслы и ремесла». Создают их народные художники. Именно их руками сделаны старинные формы глиняной посуды и тончайшая вязь кружев с традиционным народным рисунком, яркие тканые пояса и шитые народные игрушки. А сколько фантазии отразилось в одежде, выполненной в древней технике валяния! Лучшие произведения народного искусства, поражающие своей простотой, уже не первый год представлены на туристическом маршруте «Малый Иерусалим».
— Возрождают эти русские народные промыслы наши крымские организации — Ассоциация ремесленников Крыма, Ассоциация народных художественных промыслов Крыма и регионального центра «Орьнек», Автономная некоммерческая организация по возрождению, сохранению и развитию ремесел и народных промыслов «Живая Русь», объединение евпаторийских художников «Радуга», — рассказала Надежда Павленкова. — Члены Ассоциации народных художественных промыслов Крыма и регионального центра «Орьнек» представили макраме, шитые игрушки и вязание декоративно-прикладных вещей с элементами традиционных народных декоров — это работы Тамары Овечкиной и Натальи Гавриловой. Работы в старинной технике валяния представляет Татьяна Репина.
Организация «Живая Русь» — это содружество увлеченных творчеством людей, мастеров народных ремесел и историков. Они проводят мастер-классы для популяризации народных промыслов «Мир народной куклы» и «Мир славянских росписей», занятия по ткачеству и плетению кружева на коклюшках.
Русское коклюшечное кружево представила мастерица по кружевоплетению Галина Богданова.
— Вы даже не представляете, сколько и каких нужно булавочек, сколько и какие коклюшки подойдут и какими нитками лучше плести, как правильно подобрать барабан (с какими опилками внутри он должен быть!) и какими удобными должны быть пяльца! — говорит Надежда Павленкова. — А сколько любви и труда вложено в каждое рукодельное кружево! В современной моде традиции кружевоплетения не забыты, и ныне кружево ручной работы является изысканным украшением женского костюма.
Галина Богданова — участник многочисленных выставок. В июне прошлого года она стала призером Международного конкурса «Кружевная чудо-птица», проводимого Вологодским музеем кружева, а в июле нынешнего приняла участие во всероссийской Курской Коренской ярмарке.
Художники по металлу Олег и Екатерина Петровы, участники всероссийских выставок, представили эксклюзивные авторские работы из металла: часы в оригинальном исполнении, сделанные с душой и любовью. Изучив славянские традиции и символику, они помогут всем желающим найти свой славянский символ-оберег авторской работы.
Взрослые и дети не могут равнодушно пройти мимо зазывающих звуков свистулек — народной славянской игрушки. Мастер керамической игрушки Михаил Королев-Корсун еще и умелец-исполнитель, и учитель игры на свистульках.
— Наши мастера своими руками возрождают древние русские традиции, — говорит Надежда Павленкова. — Они делают то, что давно забыто. Благодаря их творчеству мы вспоминаем и древнерусскую игрушку, и национальную символику, и великолепные наряды. Благодаря рукам этих людей возрождаются и валяние, и керамическая игрушка, и посуда, и ткачество.
— Психотерапевт только что купила игрушку, Петрушку, — говорит руководитель организации «Живая Русь» Татьяна Бахирева. — Раньше с такой игрушкой детей учили правильно выражать эмоции и выстраивать коммуникации. Потому что через игрушку, которая может соглашаться или не соглашаться, ребенок учился проживать эмоции — гнева, радости, обиды. Почему на Руси никогда не было психологов? Потому что роль психолога у нас выполняла игрушка. Народная кукла была безликая, без прорисованного лица. Ребенок играл с безликой куклой, и если он пребывал в хорошем настроении, то и кукла ему улыбалась. Причем играли с такими куклами и мальчики, и девочки. Ведь мальчики — это будущие папы, и они тоже учились быть папами. А девочки 6–7 лет учились быть хозяйками, потому что уже в 10 лет их оставляли с младшими детьми, и они должны были уметь перепеленать младенца, покормить, пока родители были на работе. А вот расписные лошади. В моем детстве к лошади приделывали палку, ребенок толкал впереди себя лошадь, и та как бы помогала ему учиться ходить. Когда ребенок подрастал, к лошади привязывали веревочку, он тянул за нее лошадь — и ощущал себя взрослее, чувствовал, что конь ему подвластен. Таким образом ребенка учили оценивать себя, так складывалась самооценка.
По словам Надежды Павленковой, все мастера представляют свое творчество летом на Караимской не первый год.
— Мало кто понимает, что за столиками, прилавками не торговцы сидят, а мастера. И поэтому мы их всех вывели на сцену, чтобы их увидели, — отметила она. — Они надели лучшие свои наряды, вышитые собственными руками, чтобы люди увидели, что это мастера с большой буквы, которые стоят вдоль маршрута «Малый Иерусалим», — подчеркнула она. — Очень хотелось бы, чтобы люди, которые покупают их изделия, видели, что это авторская работа и что за этой росписью или вышивкой стоит мастер, который вложил в нее душу.
Василий АКУЛОВ.
Фото автора и Виктории СТРУНИНОЙ.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №55 (19178) от 27.07.2016 г.