Недовольны покупкой? Начните с претензии
Предъявление претензии по большинству дел о защите прав потребителей необязательно, но рекомендуется как возможный досудебный порядок урегулирования споров, способ конкретизировать свои требования к ответчику до судебного разбирательства и документально зафиксировать момент начала отсчета срока удовлетворения требований потребителя.
В соответствии с российским законодательством потребитель вправе:
- предъявить требование о защите нарушенного права продавцу (изготовителю, исполнителю);
- обратиться с иском в суд, предварительно не предъявляя требований продавцу (изготовителю, исполнителю).
Статья 11 Гражданского кодекса РФ закрепляет такую форму защиты нарушенных прав потребителя, как обращение в суд с соответствующим иском.
Отдельно стоит отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите прав потребителей потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Вместе с тем в определенных случаях потребителю, прежде чем обратиться с соответствующим исковым заявлением в суд, необходимо пройти стадию досудебного (претензионного) разрешения спора с продавцом (исполнителем, изготовителем). Претензионное производство имеет ряд плюсов по сравнению с судебным разбирательством. Оно, в частности, позволяет оперативно и без дополнительных расходов (оплата услуг представителя, проведение судебной экспертизы и другие) установить обстоятельства спора и при необходимости принять меры для восстановления нарушенных прав потребителя. Также стоит отметить, что в соответствии со статьями 202 и 203 Гражданского кодекса РФ предъявление гражданином-потребителем претензии не является основанием для приостановления или прерывания течения исковой давности.
Относительно оформления претензии стоит отметить, что она подается в произвольной письменной форме, которая пишется на имя продавца (исполнителя, изготовителя) в двух экземплярах. В претензии излагается суть предъявляемых требований, указывается факт отказа удовлетворения устных требований. В ней должно содержаться требование добровольного удовлетворения прав потребителя. В противном случае потребитель оставляет за собой право обратиться в суд и требовать, кроме защиты его права, возмещения материального и морального вреда. Претензия, подписанная заявителем с указанием его домашнего адреса, с приложением документов по существу претензии передается адресату. На втором экземпляре необходимо сделать отметку о получении оригинала должностным лицом. Письмо также может быть отправлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении адресату.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №48 (19171) от 01.07.2016 г.