Синагогу Егия-Капай ждет новая жизнь
С момента воссоединения Крыма с Россией прошло чуть меньше трех лет. За этот, казалось бы, короткий промежуток времени удалось сделать многое. По территории всего полуострова полным ходом идут ремонты дорог, на старых домах заменяют протекающую много лет кровлю, строят новые жилые дома, открывают медицинские центры… Эти во всех смыслах положительные процессы не обошли стороной и Евпаторийскую еврейскую общину, которую в скором времени также ждут перемены к лучшему.
В преддверии праздника Ханука Евпаторию посетил первый главный военный раввин России Аарон Гуревич. Основной целью его визита стало обсуждение предстоящего ремонта синагоги Егия-Капай, а также дальнейшее развитие еврейской общины нашего города.
Как рассказал Аарон Гуревич «ЕЗ», за время, прошедшее с того момента, как Крым стал частью РФ, в состав Федерации еврейских общин России вошли четыре общины: Симферопольская, Евпаторийская, Ялтинская и Севастопольская.
— Все эти общины разные, некоторые покрупнее, а, например, Ялтинскую можно назвать малой общиной. Но все они — с глубокой и древней еврейской историей. Иудеи живут на Крымском полуострове с древних времен. По некоторым оценкам историков, иудейский народ живет на этой земле со времен Боспорского царства. По подтвержденным источникам, с начала I века новой эры, а по некоторым неподтвержденным — также и со II века до новой эры, — рассказал главный военный раввин России.
По его словам, Евпаторийская еврейская община имеет свою уникальную историю. Здесь евреи проживают давно, еще со времен Крымского ханства. За века своего присутствия этот народ построил в нашем городе несколько синагог. Так, живя бок о бок с караимами, татарами и славянами, они построили две синагоги: одна из них купеческая, другая — ремесленная Егия-Капай, находящаяся на улице Просмушкиных, 34.
Купеческая синагога, к сожалению, сегодня находится в таком состоянии, что снова восстановить ее функционирование, возобновить богослужение и считать ее культовым объектом просто невозможно. А вот ремесленную синагогу Егия-Капай, несмотря на то, что она тоже нуждается в ремонте, по полному праву можно назвать синагогой и культовым строением еврейской общины.
— Надо признать, что более двадцати лет назад, когда синагога была передана еврейской общине города, она находилась в аварийном состоянии. Здесь были маслобойня, склады и все то, что не способствовало хорошему сохранению внутреннего убранства и внешнего облика. В советское время за этим не следили, и, в общем-то, памятника архитектуры здесь не было вовсе. Хотя сама синагога, как мы понимаем, находится в историческом центре Евпатории и является одним из нескольких объектов историко-религиозного комплекса «Малый Иерусалим», среди которых Караимские кенасы, православный собор, мусульманская мечеть, — отметил Аарон Гуревич.
К сожалению, факт передачи синагоги еврейской общине особой роли в судьбе культового здания не сыграл. До 2014 года она практически постоянно была закрыта, все это время богослужения фактически не проводились, а если проводились, то без должной регулярности, помещение не отапливалось. Справедливости ради стоит отметить, что отопления как такового в синагоге не было вообще никогда. Несколько лет назад прежнее правление еврейской общины города попыталось исправить этот недостаток, но что-то тогда не сложилось.
— С момента передачи Федерации еврейских общин России синагога Егия-Капай обрела новую жизнь. Сформировался новый актив общины, в основном представленный молодежью и возглавляемый молодым председателем Леонидом Израиловым, который сумел заразить своей энергией многих других евреев города, — подчеркнул главный военный раввин России.
И ведь действительно, с этого момента новую жизнь обрела не только сама синагога, но и еврейская община города вообще. Теперь в синагогу по праздникам приезжают посланники из Москвы — студенты религиозного высшего учебного заведения Ешивы, которые помогают прихожанам, евреям города, отмечать в соответствии с канонами иудаизма праздники и памятные даты. В первую очередь это Пасха, Йом Кипур (судный день), Пурим и многие другие. И в эти выходные, в преддверии праздника Ханука, который начинается вечером 24 декабря, на исходе субботы, студенты Ешивы в присутствии всей общины торжественно зажгут в синагогальном дворе древний светильник Менору в ознаменование победы Маккавея над сирийскими захватчиками. Также они вспомнят события II века до новой эры в святой земле, когда прекратилась греко-сирийская оккупация.
— Безусловно, пока этого недостаточно. Но община и самостоятельно делает шаги по повышению уровня еврейского традиционного образования. Не так давно организация получила в дар от Федерации еврейских общин России религиозные богослужебные книги, и это позволяет общине самой изучать и придерживаться канонов иудаизма. Может быть, в недостаточном объеме, но в необходимом для поддержания повседневной религиозной еврейской жизни, — заметил Аарон Гуревич.
Теперь, по его словам, в самых ближайших планах еврейской общины города предотвратить начавшийся процесс обветшания здания синагоги и приступить к началу его ремонта. В частности, необходимо произвести текущий ремонт кровли культового объекта и установить в нем систему отопления. Объем предстоящих работ велик, однако, как считает наш гость из Москвы, совместными усилиями и при поддержке Федерации еврейских общин России это вполне преодолимо.
По мнению Аарона Гуревича, в развитии еврейской общины Евпатории заинтересованы также и другие общины России, поскольку наш курорт обладает более чем достаточным ресурсом, чтобы стать центром оздоровления для многих еврейских семей со всей страны. Находясь на лечении или оздоровлении в Евпатории, люди смогут также посетить иные уголки Крыма, где они увидят и познакомятся с другими синагогами полуострова и памятными местами, связанными с историей присутствия иудеев в Тавриде.
Людмила ПУШКИНА.
Фото автора.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №97 (19220) от 23.12.2016 г.