Полвека службы — как один день

Владимир ЯкубинскийО Евпатории космической и курортной вспоминает ветеран Центра дальней космической связи в/ч 34436 Национального космического агентства Украины, а впоследствии — в/ч 81415 Воздушно-космических сил России, старший прапорщик Владимир Тимофеевич ЯКУБИНСКИЙ.

Служба на колесах

После окончания общеобразовательной школы в 1961 году я поступил в строительное училище № 7, расположенное в поселке Петровское Краснолучского района Луганской области, где получил специальность «гражданское и промышленное строительство». Перед призывом в армию окончил курсы шоферов от военкомата. Призван в армию был 25 ноября 1963 года. В военкомате города Красный Луч был отобран как шофер, нас было семь человек, о нас говорили «великолепная семерка». Старший сержант, сопровождавший нас, утверждал, что мы родились в рубашке: будем служить в Крыму, на берегу Черного моря, где находится воинская часть. Ехали мы в одном вагоне с другими призывниками, будущими солдатами, из поселка Школьное. Их было около 80 человек, говорили, что одни направляются в школу младших специалистов, другие — ​непосредственно в воинскую часть. На станции Остряково разъехались по своим местам службы. Там наш сопровождающий сказал, что мы едем в Евпаторию. При подъезде к городу я увидел то самое Черное море, о котором говорил сержант. На берегу лежали малые катера, перевернутые лодки, стояли будки, палатки. Оказалось, что накануне был шторм.

Вскоре за нами к зданию железнодорожного вокзала приехал автобус АП‑4. За рулем был водитель — ​рядовой Василий Ванин, родом из Курска. По разбитой дороге мы доехали до военного городка. Уже были сумерки. Нас повели в солдатскую баню незнакомые люди в новенькой форме артиллеристов. Ужин в солдатской столовой казался домашним. Строем пришли в двухэтажную казарму, на втором этаже нас встретил боевой старшина четвертой роты Павел Черняев. Он дружелюбно принял нас, показал комнату, где мы будем проходить курс молодого бойца. Прошла вечерняя поверка, затем — ​отбой.

Утро, подъем, туалет, подготовка к завтраку. Располагая свободным временем, я заглянул в ленинскую комнату и начал рассматривать вывешенные там на стене разные плакаты, планшеты, соцобязательства. Заметил часто встречающуюся на них аббревиатуру «ЦДКС». Далее прочитал, что это отдельный пункт (Центр дальней космической связи). Подойдя к южной части комнаты, в окне увидел террикон из шлака около четырех метров в высоту. Подумал, что, наверное, там находится котельная. Чуть вдали стояла большая металлическая антенна, которая накануне вечером казалась кораблем в огнях.

Месячный курс молодого бойца пролетел незаметно. Начались вождения автомобиля в колонне днем и ночью по пересеченной местности. Были трудности вождения по разбитым глубоким колеям. В заключение — ​500-километровый марш. Прием присяги, на плацу около казармы установлен стол, накрытый красной материей. За ним — ​командир части 34436 полковник Анатолий Работягов, его заместители — ​по материально-техническому обеспечению (МТО) подполковник Петр Пикуль, по вооружению — подполковник Вячеслав Голома, майор Георгий Сыцко, начальник карантина капитан Александр Дремов. Распределили личный состав по подразделениям. Меня зачислили в автомобильный взвод. За мной закрепили хлебный ГАЗ‑51, продуктовый ГАЗ‑63 и поливомоечный автомобиль на базе ЗИЛ. Ездить приходилось каждый день, иногда подменял водителей автобусов, находящихся в наряде (караул, столовая, автопарк, рота). Техники было много, а водителей мало. Начальником автослужбы был боевой старшина Алексей Пучков, который при всем его лояльном отношении к водителям был строг к эксплуатации техники. Заведующий службой горюче-смазочных материалов, тоже боевой старшина, Иван Максименко всегда напоминал нам об экономии и бережном отношении к горючему. Старшинами рот в разное время были Василий Квасов, Илья Ковалев, Анатолий Ткаченко, Владимир Касьянов. Они были для нас и отцом, и матерью, каждый день заботились, чтоб нас накормили, чтобы мы были одеты, вымыты. Командирами роты были капитаны Виктор Нестерук, Юрий Шнурков, Станислав Малевинский, Виталий Диюк и другие. На плечах этих людей лежала круглосуточная ответственность за каждого солдата. Они проводили занятия по войсковым предметам, собрания личного состава роты, подводили итоги прошедшего периода обучения и другие мероприятия. Беседовали с каждым солдатом как о службе, так и о делах семейных.

Хочется сказать хорошие слова в адрес заместителей по политической части. Это капитаны Игорь Коробков, Николай Ишин, Евгений Рудый, Игорь Исаев, которые ежедневно настраивали нас только на хорошее отношение к службе, организовывали досуг, поездки в Евпаторию, к местам боевой славы Севастополя и много других мероприятий. Первым командиром части при мне был уже упомянутый полковник Анатолий Работягов, прекрасной души человек, боевой офицер, строгий, но справедливый. Заместителем по МТО — ​также уже упоминавшийся подполковник Петр Пикуль, боевой офицер, отличный хозяйственник, в первую очередь он заботился о солдате, чтобы тот был вовремя накормлен, помыт, одет, чтоб в казармах было тепло, а затем — обо всем остальном. Заместителем по политической части был подполковник Петр Потапенко, боевой офицер, всегда болевший душой за солдата. Беседовал с каждым в любое время и по любому вопросу. Никогда не отказывал, выслушивал, помогал. Начальниками штаба были подполковники Иван Лисконог, Владимир Аксенов, Виталий Савченко, Анатолий Александров, Сергей Кутнев, которые не только поощряли, но и наказывали согласно уставу. В дальнейшем командирами части в разное время были подполковники Георгий Сыцко, Владимир Аксенов, Василий Иванов, Юрий Лебедев, начальник  Центра дальней космической связи Станислав Малевинский.

 

Пожарный надзор

На втором году службы, когда я был командиром отделения, меня назначили водителем командира части Анатолия Работягова. Считаю, что мне было оказано очень высокое доверие, на меня возложили большую ответственность за выполнение поставленных задач — ​от доставки указаний на проведение сеансов в указанные объект и время до встречи лиц, прибывших для выполнения спецработ. Это были представители промышленности, космической отрасли, будущие космонавты, прибывшие на стажировку по спецработам. Встречать приходилось в разных аэропортах — в Саках, в Симферополе, Гвардейском. Приходилось встречаться с руководством командно-измерительного комплекса генерал-майорами Павлом Агаджановым, Анатолием Афанасьевым, Иваном Спицей, Леонидом Онищенко, Николаем Шлыковым и другими руководителями. В то время спецработы велись круглосуточно.

Подходило время увольнения из рядов Вооруженных Сил. В разговоре со мной мой друг Владимир Болдырев сказал, что написал рапорт на сверхсрочную службу: хочу, мол, служить дальше. Мы вместе обсудили этот вопрос и пошли к ротному капитану Ивану Шарабарину. Ответ не заставил долго ждать: пишите рапорт по команде, я за вас походатайствую. На другой день начальник вещевого склада старший сержант Владимир Голуб временно дал гражданскую одежду. Это был мой первый выход в город, да еще в гражданской форме одежды и без увольнительной.

Я вместе со старшим сержантом Владимиром Голубом прохожу через КПП военного городка, а начальник отдела капитан Семен Ряполов говорит: вы куда, товарищ сержант, в такой форме собрались? На что Владимир Пантелеевич ответил: это наше пополнение. «Раз так — ​поздравляю, смотри не подведи!» Медицинский пункт части, прохожу обследование, беседа с начальником медицинской службы капитаном Иваном Карпухиным, врачи старший лейтенант Владимир Прилепский и Михаил Колейко, стоматолог Александра Любавина. После осмотра они меня поздравили с дальнейшим прохождением воинской службы. Штаб части, кабинет уже второго моего командира части полковника Георгия Сыцко. На столе — мой рапорт. Вопрос командира: куда желаете идти служить? Отвечаю: хочу на завод ГДС — ​и показываю на окно, напротив которого возвышалось техническое здание. Но через несколько секунд командир говорит: «Я вас знаю как дисциплинированного, хорошего водителя и хочу предложить не менее перспективную, но ответственную должность начальника пожарного надзора части. В штате два пожарных автомобиля, если что, обращайтесь в любое время ко мне, помогу. Примите у Якова Розенгауза документы, технику, а то он ведет три службы».

Познакомился с водителями пожарных машин, составили акт приема по автослужбе. Одна машина находилась в военном городке № 190, другая — ​в № 189. Водители жили в казарме МТО (5-я рота). Согласно уставу внутренней службы, приказом по части создал нештатную пожарную команду из личного состава роты в количестве трех человек. Когда автопарк переехал на первую площадку, вторая машина находилась в здании бывшего ПТО. В одной из комнат приспособили место для водителя, которым в то время был рядовой Николай Антоненко. А в новых боксах первой площадки в утепленном месте находилась вторая пожарная машина. После получения секретной техники нас перевели в отдельный неотапливаемый бокс. В зимнее время были трудности, приходилось утеплять как бокс, так и машину, чтобы вода не замерзала. Личный состав ходил в наряды по службе (рота, парк, столовая), но надежды на лучшее не терял. Когда построили новую котельную, я все время просил командира разрешить оборудовать в старой котельной временное пожарное депо. Прошло немного времени, и я получил разрешение на демонтаж двух котлов. Силами личного состава команды разобрали котлы, срезали ненужные трубы, помыли стены, провели электропроводку. С помощью промышленных организаций установили ворота, оборудовали телефонную комнату, комнату отдыха и начали, как говорится, обживать.

Время шло, и жизнь требовала расширения и увеличения штата пожарной команды. К тому времени было построено много объектов и сооружений, и с каждым годом их число увеличивалось. В этих зданиях и сооружениях находилась дорогостоящая аппаратура. План строительства типового депо на два автомобиля с прицепом и двенадцать человек в штате команды стал воплощаться, срок ввода в эксплуатацию — ​лето 1983 года. Здание получилось красивое: небольшая перепланировка комнат, замена бетонных полов в гараже на мозаику. В 1984 году фасад здания обложили мозаикой. Оборудовали класс противопожарной подготовки, макет части с указанием мест хранения средств пожаротушения (пожарные щиты, гидранты, водоемы), стенды, витражи с пожарным оборудованием. В классе проводились занятия с личным составом команды, собрания, политзанятия и другие мероприятия. Пожарное депо в то время было одним из лучших в центре. Пожарная команда стала отдельным подразделением, хоть и в составе роты по вооружению, напрямую подчинялась командиру части.

 

Из комиссии в детсад

Пожарную команду неоднократно посещало вышестоящее командование центра, а также заместители командира по тылу полковники Борис Покровский, Вячеслав Дремов, Дмитрий Помакин, генерал-майор Михаил Дохов и другие. При посещении части генерал-майор Михаил Калинкин часто бывал в пожарной команде с проверкой боеготовности, объявлял пожарные тревоги с выездом на объект. Он говорил, что от этого зависит боеготовность части в целом, рассказывал о случаях, произошедших в других пожарных командах центра. Команду посещали весьма часто и другие руководители центра. Личный состав команды всегда выполнял свои обязанности на «отлично». Этому способствовали ежедневные занятия по спецподготовке, проведение пожарно-профилактических работ на объектах части. За добросовестное отношение к выполнению своих служебных обязанностей они получали грамоты, благодарности, очередные воинские звания, отпуск на родину. В 1976 году я был включен в состав комиссии по приемке зданий и сооружений, строящихся в Витинском гарнизоне, а их было уже много. Как член комиссии я часто встречался с представителями центра, космонавтами, начальниками разных УНР. Чаще всего — с начальником центра по строительству полковником Владимиром Ржаным, руководителем НИИ‑695 Леонидом Гусевым и другими. Шло строительство уникальной станции «Квант-Д» с диаметром зеркала 70 метров, работы велись круглосуточно. На объекте было установлено большое количество средств тушения, огнетушителей, извещателей, автоматических систем тушения, пожарные краны. Приходилось контролировать выполняемую работу постоянно. В 1978 году объект приняли в эксплуатацию.

Согласно приказу от 23 марта 1993 года, я был уволен из Вооруженных Сил. Сменив форму одежды 24 марта 1993 года, я был уже работником детского сада «Космос» воинской части 34436. Пять лет, как один день, пролетели незаметно. За это время в садике было сделано много: ремонт кровли всего здания, полная замена системы отопления, частичный ремонт водопровода, настил полов, линолеума в группах и другие работы. В садике проводились утренники, дни рождения, поход в первый класс, новогодние огоньки и другие мероприятия.

Хочется вспомнить коллектив детского сада «Космос»: заведующую Людмилу Райшевич, методиста Наталью Кузьмину, завхоза Веру Кириченко, медицинских работников Светлану Пепетенко, Наталью Колчеву, воспитателей Гулу Коньшину, Ирину Крамацкую, Татьяну Черкасову, Ольгу Шашкину и других. Ежедневные прогулки, рассказы, походы в школы, театры — ​все они вкладывали свои знания, душу и сердце в воспитание детей военнослужащих. Коллектив садика — ​это в целом ядро в обучении и воспитании детей, их становлении в жизненном факторе.

Мне особенно приятно было слышать от детей и выпускников сада: это «наш Тимофеевич». К сожалению, садик был закрыт на неопределенное время. Не так давно на его территории появились строители, началось восстановление объекта. Говорили, что садик сдадут в эксплуатацию в конце 2015 года. Слово сдержали — ​и 17 декабря 2015 года в присутствии главы Республики Крым Сергея Аксенова, министра образования, науки и молодежи Крыма Натальи Гончаровой, депутата Госсовета Нины Пермяковой гостей встречали глава Евпатории Олеся Харитоненко, глава городской администрации Андрей Филонов, командир в/ч 81415 Роман Винокуров и другие. Выступая, Сергей Аксенов сказал: «Уверен, что детский сад понравится и родителям, и, главное, детям. Для Евпатории это хороший почин». Церемония открытия детсада завершилась запуском в небо символичной для «Космоса» ракеты из воздушных шаров. Как говорят, приятного полета, «Космос».

Вернувшись в часть, в пожарную команду Национального космического центра, я занял должность начальника смены. В то время начальником пожарной команды был прапорщик Виктор Александрович Овчар. После беседы со мной он поставил задачу проводить занятия по противопожарной подготовке со вновь принятыми гражданскими лицами. После двухнедельной подготовки — ​прием зачетов и допуск к несению службы в составе смены. Прошло немного времени, в части — реорганизация, новые штаты и должности, стали контрактниками. Через полгода, согласно новым штатам, мы снова стали служащими. Часть личного состава уволилась, некоторые перевелись в другие воинские части. В команде появился новый начальник Сергей Тимофеев, в прошлом майор внутренней службы пожарной части города Евпатории. Настал переломный период 2014 года, мартовский референдум, Крым возвращается в Россию. В команде вновь новые штаты, мы — ​снова в воинской части на новых должностях. Началось благоустройство здания пожарной команды. Ремонт кровли, помещений, покраска стен, облицовка, замена системы отопления, водопровода и другие работы.

И вновь штатные изменения. Начальником команды стал служащий Виктор Александрович Овчар. По-прежнему проводятся занятия с личным составом по пожарной подготовке и профилактическим работам на объектах, пожарные тревоги с выездом на объекты части, отработка нормативов, проверка объектов перед закрытием сдаваемых под охрану источников водоснабжения (гидранты, водоемы, средства пожаротушения и много другого). Хочется вспомнить и сказать много хороших слов о тех, с кем пришлось работать в эти годы: это Борис Иванов, Андрей Кошевой, Юрий Процишин, Михаил Строчинский, Сергей Саратов, Дмитрий Топузиди, Евгений Тимошкин и другие.

Приходилось выезжать на пожары в населенные пункты. Слаженная команда четко выполняла свои служебные обязанности. Ведь каждый выезд связан с жизнью людей, спасением имущества, техники. Отдельное спасибо хочу сказать начальнику пожарной службы и спасательных работ подполковнику Владимиру Чуниховскому за его заботу о всем личном составе. Он помогал словом и делом, вникал в наши жизненные вопросы и всегда их выполнял. Побольше б таких командиров. Всему личному составу хочется пожелать сухих рукавов, быть в постоянной готовности к выезду для оказания помощи в тушении пожара. Благополучия, крепкого здоровья, всего самого наилучшего.

Пятьдесят три года работы в пожарной команде пролетели быстро и незаметно. Сорок пять лет отдано противопожарной охране. Путь был нелегкий, всякое бывало, но я об этом не жалею.

Записал Игорь ЛИТВИНЕНКО.

Фото из архива Владимира ЯКУБИНСКОГО.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №91 (19214) от 02.12.2016 г.