НАШ ДИРЕКТОР – ДОЧЬ ОФИЦЕРА
В год 75-летия начала Великой Отечественной войны (особенно во время подготовки марша Бессмертного полка на День Победы 9 мая 2016 года) было открыто много тайн семейных архивов…
Юнкоры Эколого-биологического центра из двенадцатой школы Евпатории узнали, что наш директор, Наталья Георгиевна КОТЕНЕВА – дочь настоящего героя – защитника Севастополя, фронтовика Георгия Павловича МЕЙЕРСОНА, кавалера пяти орденов, в том числе главного ордена Советского Союза, – ордена Ленина.
Большая часть информации о событиях прошлого века сохранилась благодаря дневнику – старинной тетради воспоминаний Георгия Павловича Мейерсона. По национальности он был НЕМЦЕМ, дедушка нашего директора жил в Прибалтике, в городе Лиепая (Либава). В молодости Павел Павлович Мейерсон уехал в город Бобруйск, работал мастером на заводе (сохранился снимок в семейном архиве) и женился на белоруске Ольге Ивановне… В те времена и Латвия, и Белоруссия входили в состав Российской империи.
Отец Георгия Павловича умер в 1920 году и мальчик десяти лет от роду остался с мамой и братьями (всего в семье было ПЯТЕРО детей). Вокруг бушевали войны – продолжалась Гражданская война в окрестностях Бобруйска до 1922 года. Жить было не просто сложно – опасно!
Мальчик Георгий с раннего детства хотел стать военным, защищать маму и всех мирных людей. В 1928 году юноша поехал в Минск и поступил в военную пехотную школу. Через три года получил первое офицерское звание и должность командира взвода в Самарском стрелковом полку. Из Белоруссии он переехал на берега реки Волга…
Он был необычным командиром – его заметили, отправили на учебу в Ленинград, и вернулся обратно в Самару (Куйбышев) Георгий Мейерсон уже начальником ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ всего полка! Но и на этом талантливый командир не остановился – в стране развивалась авиация, шел отбор самых умных военных в новый род войск. В 1933 году в авиаучилище города Ейск был командирован пехотинец Мейерсон, и вскоре он стал авиатором – помощником начальника штаба ЭСКАДРИЛЬИ.
В 1940 году судьба связала Георгия Павловича с Крымом. В предвоенный год его перевели в Феодосию, а в МАЕ 1941 года тридцатилетний капитан – уже в Севастополе, на ответственной должности начальника штаба авиабазы!
Война и Севастополь – это отдельная страница истории Великой Отечественной. Героическая оборона, 252 напряженных до предела человеческих возможностей дня, невероятные жертвы, повседневный героизм. Про оборону Города-героя написаны книги, сняты фильмы. Современные люди в Крыму помнят имена Острякова, Денисова, Токарева, Евграфа Рыжова (Герои Советского Союза Токарев и Рыжов похоронены в Евпатории). Для Георгия Павловича они, и десятки других знаменитых военных, были фронтовыми товарищами, для обеспечения их подвигов он работал, почти буквально отправлял в полет с авиабаз, на которых выполнял очень сложную деятельность.
Фронтовой путь Мейерсона был сложным: из Севастополя – в Геленджик, потом на аэродром в районе границы Грузии с Азербайджаном, потом – Скадовск и освобождение Крыма, румынский город Констанца…
Много лет спустя Георгий Павлович на встречах с рабочими, со школьниками делился своими личными воспоминаниями о днях Севастопольской обороны. Сохранились его заметки на пожелтевших тетрадных листочках. Он вспоминал о последних часах ПЕРЕД войной. Девятнадцатого июня в Крыму закончились военные учения, 21-го все праздновали на берегу, даже матросы получили увольнительные до 12 часов ночи воскресенья… И в три часа утра – боевая тревога! К счастью, командование получило предупреждение о нападении вражеской авиации. Самолеты фашистов подлетели к городу вслепую – был задействован режим светомаскировки. А зенитчики-артиллеристы уже готовились встретить самолеты фашистской Германии заградительным огнем.
Во всех своих выступлениях перед школьниками Георгий Павлович рассказывал о примерах героизма защитников Севастополя. Например, семь бойцов Красной Армии отбивались от фашистов, находясь в неглубоком окопе. Врагов было очень много, а помощь – запоздала. Когда советские солдаты пришли, ВСЕ семеро уже погибли в бою. В сумке от противогаза у погибшего бойца Калюжного нашли записку, оборванную на полуслове, со следами крови. Ее потом читали многие защитники Севастополя. В ней было написано: «Родина моя! Я – сын Ленинского комсомола, дрался так, как подсказывало мое сердце… Бил гадов, пока билось сердце. Я умираю, но знаю, что мы победим. Клятву воина я сдержал…» На клочке бумаги не было подписи. Вместе в окопе лежали тела Ивана Еременко, Алексея Калюжного, Григория Доли, Дмитрия Погорелова, Сергея Раенко… Они все своей героической смертью подписались под этими словами записки.
Их надежда сбылась, Крым освободили в 1944 году, 13 апреля вошел в историю и как день освобождения Евпатории от фашистских оккупантов (немецких и румынских). А день 28 августа 1944 года стал знаменательным для офицера Георгия Мейерсона. Он женился на маме нашего директора. Это была фантастическая история любви – студентка филологического факультета университета Тбилиси отправилась к жениху «за край света». Воинская авиабаза, на которой служил Георгий Павлович, уже находилась за границей, в румынском порту Констанца. Наши летчики добивали фашизм в его европейском гнезде. Добраться туда из Советского Союза гражданскому лицу было невозможно. Но только не для настоящих влюбленных. Несколько отчаянных девушек решились на невероятный шаг. Все было спланировано их женихами как военная операция – невесты сначала прибыли в Одессу, потом – в военный порт Измаила, там девушки спрятались в БОЧКАХ от соленой рыбы и в таких «ароматных каютах» они в трюме корабля снабжения наших войск прибыли в Констанцу на западном берегу Черного моря. Ни морские мины, ни вражеские налеты, ни качка не могли остановить влюбленные сердца.
Имена спутниц мамы нашей Натальи Георгиевны мы не знаем, а вот семья нашего директора школы была крепкой, и Золотую свадьбу справляли. Где только не побывала семья военных – в Москве и Владивостоке, на Южном Сахалине и в Риге, много лет назад остановившись в Крыму…
О своей маме, Иде Евгеньевне Гансен, Наталья Георгиевна говорит всегда с восхищением. Наверное, по ее примеру наш директор выбрала профессию филолога, много лет занимаясь педагогической работой по призванию. Во время короткого интервью мы не могли узнать всю историю семьи Натальи Георгиевны – она уже много лет собирает по крупицам информацию. Многие ее родственники живут за рубежом, чуть ли не на другом конце света, многие – в Белоруссии, в Сибири…
Главное, – мы теперь стали лучше понимать, почему в колонне Бессмертного полка шла Наталья Георгиевна с портретом своего отца, кавалера ордена Ленина, двух орденов Красной звезды, ордена Отечественной войны второй степени, ордена Красного знамени. Она – дочь настоящего офицера, всю жизнь служившего ради защиты Родины.
Степан СУВОРОВ, группа «Школы юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории, МБОУ СШ №12
Фото А. Бондаря.