ЧЕРНОБЫЛЬ: РЕЛЬСЫ – «В РЕЙСЫ»
Воскресное интервью юнкоров Эколого-биологического центра, состоявшееся 30 октября, было исключительным – мы встретились и побеседовали с настоящим генералом
Владимир Васильевич Каковкин еще в детстве мечтал стать военным, его вдохновляли рассказы старших братьев о военной службе. Уроженец Саратова, он окончил военное училище и стал офицером железнодорожных войск. В 1986 году уже был генерал-майором, работал заместителем начальника железнодорожных войск СССР в Москве, в Главном управлении Минобороны СССР.
О самой аварии, ее действительных последствиях московский генерал узнал в семь утра 27 апреля – по закрытым каналам связи… Более других граждан страны Владимир Васильевич представлял себе масштаб трагедии. Поэтому в 1987 году, когда молодой генерал возглавил Четвертый Железнодорожный корпус Вооруженных Сил Советского Союза (его штаб находился в Киеве), ему было понятно, какая важная задача поставлена перед подразделением армии, войска которого «раскинулись» от северного Мурманска до границы СССР с Афганистаном…
Юнкорам впервые удалось встретиться с человеком, отвечавшим за выполнение государственного задания огромной сложности и всесоюзного значения. Владимир Васильевич командовал десятками тысяч людей – его солдаты (лишь СОРОК процентов из них были «взрослыми» людьми, призванными из запаса, более половины – «мальчики» срочной службы) должны были в самые короткие сроки СОЗДАТЬ разветвленную железнодорожную сеть в районе Чернобыля. Туда должны были поступать вагонами и цистернами необходимые грузы – никакие автопоезда не могут сравниться по ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ с обычным железнодорожным составом… Тысячи тонн материалов, тысячи специалистов обязательно должны были быть в срок переправлены в Чернобыль.
За выполнение невероятно трудного задания Владимир Васильевич был награжден орденом Октябрьской Революции – одной из высших наград СССР. Но здоровье его сильно пострадало…
Первый раз генерал-майор Каковкин побывал в Чернобыле в середине января 1987 года, а потом приезжал в зону проведения работ каждую неделю в этом и в 1988 году. Ему подчинялись десятки тысяч человек. Они делали железнодорожные развязки, укладывали рельсы – каждый длиной 12 с половиной метра, шпалы… Это было необходимо для создания густой сети путей – если к станции подходило пять-шесть железнодорожных путей, то нужно было – ШЕСТНАДЦАТЬ и даже больше! Они «расширяли» станции Ямов, Неданчичи, Зеленый Мыс, Вильча…
Это была очень трудная работа. Чрезвычайно опасная для здоровья… Его удивляла тишина, безлюдье в городах, и то, что леса из-за радиации стали коричневыми (РЫЖИМИ). Один из случаев на работе чуть не стал роковым: в середине мая 1987 года не по вине железнодорожных войск сошел с рельсов целый вагон с 12 тоннами радиоактивного урана. Если бы вагон не только накренился, но и разрушился бы при опрокидывании, беда могла произойти КОЛОССАЛЬНАЯ…
Командующий лично прибыл на место ЧП и всю ночь под его руководством проходила операция по возвращению тяжелого вагона на рельсы. Рискованная работа продолжалась СЕМЬ часов… Это ЧП нанесло большой вред его здоровью. Через несколько лет ему пришлось перенести операцию на сердце. За время работы Владимира Васильевича было построено 56, 5 километров железнодорожных путей. Это – не просто расстояние от Евпатории до Симферополя – чтобы по новой ветке путей пустить поезда с людьми, нужно провести изыскательные, проектные, подготовительные работы, наладить сервис и обслуживание железной дороги, требуется электричество, например…
В Чернобыль всегда завозили полные вагоны, а вывозили почти всегда пустые, так как ничего не разрешалось вывозить. За время воинской службы Владимир Васильевич получил около тридцати государственных наград, но орден за ликвидацию последствий катастрофы на ЧАЭС – особенный. Это – признание заслуг замечательного организатора и ответственного за свои решения командира!
В 1999 году Владимир Васильевич переехал из Киева в Евпаторию. В течение пяти лет он руководил здравницей железнодорожников в Заозерном – санаторием «Лучистый». Под его управлением коллектив «Лучистого» достиг больших успехов.
Мы впервые встретились с настоящим чернобыльцем – генерал-майором, который командовал десятками тысяч людей и обеспечивал координацию работ огромного масштаба. На нас интервью с Владимиром Васильевичем произвело сильное впечатление. Главное – никогда не падать духом при решении задач, на первых взгляд – нерешаемых!
Артемий КАЛИНИЧЕНКО, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра, ЕУВК “Интеграл”
Фото А. Бондаря и из архива В. Каковкина.
Я проходил срочную службу в штабе 26 бригады в г. Днепропетровске в 1979-81 гг. Каковкин В.В. был в то время командиром бригады.Первая моя встреча с командиром произошла ,если можно так сказать, с конфузом.Я ,молодой солдат роты обеспечения отслуживший целых полтора месяца ,заступил в один из дней дежурным по штабу(обычно дежурными по штабу ходили сержанты-срочники). Моим непосредственным начальником во время несения службы дежурного по штабу являлся оперативный дежурный( как правило из числа офицеров не ниже капитана) и помощник оперативного дежурного ( из числа прапорщиков ). К первому своему дежурству я готовился основательно, назубок выучил устав, накануне прошёл инструктаж у командира роты .Первым делом я должен проверять документы у входящих в штаб невзирая на звания и должности ( так меня проинструктировал командир роты т.е. все должно быть по уставу. Утром в штаб начали прибывать офицеры и другие служащие. Я становлюсь у входа наполовину закрывая его, представляюсь дежурным по штабу и прошу предъявлять документы входящим в штаб. Большинство смотрели на меня недоуменно. Я повторял своё требование. И вроде процесс пошёл. И вдруг вижу подходит группа полковников. Впереди полковник Каковкин – командир бригады ( в тот момент я никого не знал в лицо). Я к нему обратился: ” Товарищ полковник , дежурный по штабу рядовой Балаев , прошу пред’явить документы! ” Он как-то замешкался, и в это время оперативный дежурный – майор кричит :” штаб смирно!” , подходит строевым шагом и начинает докладывать.После команды “вольно” оперативный дежурный подаёт мне знаки чтобы я пропустил командира. Получилось так ,что оперативный и его помощник прозевали приезд командира, а я оказался у него на пути со своим “предъявите документы”. Но полковник Каковкин меня похвалил и сказал , чтотак надо нести службу.