«ЗВЕЗДА-ПОЛЫНЬ»…НА ГРУДИ И ПОГОНАХ
Майор Иван Захарович АРНАУТ был командирован на ликвидацию последствий взрыва на Чернобыльской АЭС в мае 1986 года – за четкое выполнение трудных задач ему было присвоено звание подполковника, а на кителе появился орден Красной Звезды
Чем ближе тридцатилетие уникальной даты (30 ноября 1986 года был подписан Акт о приемке в эксплуатацию объекта «Укрытие» – саркофага над разрушенным ядерным реактором), чем дольше беседуют юнкоры-экологи с ликвидаторами последствий «атомной катастрофы», тем лучше понимают значение совершенного много десятилетий назад подвига. Герои, совершившие этот подвиг страшно напряженного труда с риском для жизни, – они среди нас. Мы встречаем их на улицах и у касс магазинов, но чаще – в аптеках и возле лечебных учреждений. Они не носят наград, не отмечены особой орденской лентой. Но нам кажется, что очень важно знать наших героев-спасателей в лицо, молодежи нужно услышать их слово очевидцев единственной в мире трагедии такого масштаба. Поэтому юным журналистам Эколого-биологического центра Евпатории интересно было встретиться и поговорить (8 октября 2016 года) с Иваном Захаровичем Арнаутом – ликвидатором-чернобыльцем.
Судьба Ивана Захаровича складывалась до аварии в Чернобыле по-советски обыкновенно. Болгарин по национальности, уроженец Молдавии, третий ребенок из многодетной семьи колхозников (у него было еще ШЕСТЬ братиков и сестричек), после получения аттестата о среднем образовании решил стать ОФИЦЕРОМ и поступил в военное училище в Новосибирске, за тысячи километров от родного села…
Служил офицер Арнаут в военно-строительных частях. Работал и на карьерах в местах добычи радиоактивного УРАНА, и в закрытых городах-научных центрах по созданию ядерного оружия, и на строительстве Ленинградской АЭС. За трудовые заслуги военный человек был награжден «мирным» орденом Знак Почета. В 1986 году Иван Захарович в звании майора служил в Кировоградской области, в основном строил жилье для тех, кто добывал радиоактивное сырье для атомной отрасли страны.
После взрыва на ЧАЭС Иван Захарович (в первых числах мая 1986 года) был вызван в город Днепродзержинск. Его командование поставило перед офицером задачу прибыть с частью в зону ЧАЭС, создать городок для размещения ВОЕННООБЯЗАННЫХ (от медиков и химиков до поварих и связистов в возрасте от 20 до 50 лет) и помочь в работах по дезактивации…
В то время майору было 37 лет, здоровье – отличное, выдержка и самообладание – высочайшие. Иван Захарович поделился с юнкорами впечатлениями от пребывания в Чернобыле. Трава была серого пепельного цвета, деревья погибли, земля имела страшный радиационный фон. Прибыла на место часть военных строителей под командованием Арнаута (250 человек) в ночь с 19 на 20 МАЯ 1986 года.
Пожар на электростанции только что был потушен. Срочно нужно было соорудить в населенном пункте Иванков палаточный городок. Военные строители везли с собой все необходимое – и котлы, и койки. Ночью стали ставить восьмиместные палатки, со своими солдатами рядом размещались их командиры. А в пять утра – подъем и начало опасных и трудных работ. Солдаты у майора Арнаута были сплошь добровольцы «отличники боевой и политической подготовки». В некоторых местах работать можно было не более ПЯТИ минут в сутки – настолько это было опасно! Солдаты, например, загружали вагонетки графитовым наполнителем у самого энергоблока, потом специалисты – шахтеры с вагонетками отправлялись прямо под реактор – необходимо было в кратчайшие сроки устранить возможность стока радиоактивных веществ вглубь земли. Там находились водоносные пески – одна ТРЕЩИНА в фундаменте реактора и ядовитые частицы загрязнили бы и бассейн Днепра, и Черное море…
После каждой смены (хоть пятиминутной в зоне загрязнения) нужно было сдать всю спецодежду – белый халат, «чулки» – их натягивали поверх обуви, перчатки… Постоянно дышали сквозь фильтр «лепесток». Потом – обязательный душ. Далее – проверка дозиметром уровня «набранной радиации».
Нужно сказать, что Иван Захарович отличался отменным здоровьем, и кроме легкого першения в горле его ничего не беспокоило физически… Он даже на свой личный счетчик радиации и не обращал внимания – ему нужно было следить за состоянием 240 человек. Но однажды был случай… его заместитель, Степан Адамович КАРПУК позвал его и сказал, что на его «дневном счету ПЯТЬДЕСЯТ рентген». Сейчас невозможно представить себе чувства командира части, которому нужно было сохранять полнейшее спокойствие внешне, отдавать необходимые распоряжения, и только в свободное время найти минутку обратиться к специалистам-радиологам…
Иван Захарович – очень сдержанный человек, но при рассказе о дозиметре и у него голос слегка изменился. К счастью, все обошлось тогда – прибор оказался выведенным из строя. Но сколько «доз» на самом деле получил офицер в те майские и июньские дни в Чернобыле?
После обустройства лагеря в поселке и выполнения самых срочных задач, Иван Захарович еще несколько раз отправлялся в командировки в Чернобыль – он привозил новых военнослужащих на замену. По его словам, 300 тысяч людей в погонах прошло через этот ядерный «круговорот».
Документальные снимки из архива Ивана Захаровича сейчас хранятся в музее «Звезда Полынь». Чернобылец Арнаут – активный участник работы городской общественной организации «Память Чернобыля». Он с удовольствием согласился рассказать о событиях тридцатилетней давности юным журналистам. Хотя здоровье у ликвидатора уже сильно испорчено. Несколько лет назад Иван Захарович перенес инфаркт. Два года назад не стало его заместителя (во время командировки в Чернобыль) Степана Адамовича Карпука… Он был родом с Волыни, замечательный офицер, преданный долгу. После Чернобыля у него появилось множество проблем со здоровьем.
За отличную службу и работу в сложнейших условиях Иван Захарович получил боевой орден Красной Звезды и новую «звездочку» – стал в 1986 году подполковником. Он уже давно в запасе – полковник Арнаут, настоящий полковник!
Оксана КУДРЕНКО, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории, МБОУ Гимназия имени Сельвинского
Фото А. Бондаря и Анны Красковской, юнкора-эколога (МБОУ СШ №11).