Эмилия КАЗОВСКАЯ: «Быть учителем — это титанический труд»
Как часто вспоминаете вы своих учителей? Многие из них за 11 лет обучения становятся настоящими наставниками, к которым потом хочется вернуться и сказать «спасибо». Их советы, искреннее желание помочь, то, с какой отдачей они работают, заслуживают множества добрых слов. В преддверии дня учителя корреспондент «ЕЗ» побеседовал с учителем английского языка Евпаторийского учебно-воспитательного комплекса «Гимназия с углубленным изучением английского языка № 8» Эмилией Казовской, которая трудится на педагогическом поприще вот уже более сорока лет.
— Эмилия Ивановна, почему вы выбрали профессию учителя английского языка?
— Еще с детства я была безумно влюблена в английский язык. Мне было 6 лет, и жили мы в Южно-Сахалинске, я включала радио и слушала английскую речь и музыку. А вот уже с пятого класса, когда у нас в школе начались уроки английского языка, я занялась им серьезно. Мне, на самом деле, очень повезло с учительницей, которая умела заинтересовать учеников. Хотя у меня, как и у всех детей, было много пристрастий: я хотела стать и врачом, как мой брат, и журналистом, как мой папа, и музыкантом, потому что окончила музыкальную школу, но, в конце концов, все-таки остановилась на английском языке. Однако я совсем не думала, что буду работать учителем. Тем более что во времена моей юности эта профессия не считалась престижной. Однако, когда в университете началась практика и я окунулась в школьную жизнь, в планирование и подготовку к урокам. Я увидела, как дети на меня реагируют, как воспринимают мой предмет и ту отдачу, с которой проходили наши уроки, — и тогда пришло четкое осознание, что не зря я выбрала именно педагогику.
— Расскажите о школе, в которой преподаете.
— Я горда тем, что столько лет проработала в этой уже родной для меня школе № 8 (так она называлась раньше, сейчас это гимназия № 8). У нас очень требовательная администрация, поэтому учителя всегда дисциплинированны, подтянуты и готовы к урокам. Всегда стараешься держать себя в форме (прежде всего в интеллектуальной) — не потому, что к тебе на урок могут в любой момент прийти и проверить, а потому, что у каждого педагога присутствует огромная ответственность перед собой и в первую очередь перед учениками.
— Как вы находите подход к детям, ведь все они очень разные?
— Прежде всего, детей нужно любить! Только любовь к ученикам и желание действительно чему-то научить их могут принести положительный результат. Любовь — это показатель уважения к ребенку. Необходимо всегда ставить себя на место ученика, ведь зачастую, только вникнув в проблему, можно разобраться в ней и по-настоящему помочь. Если у ученика что-то не получается, я стараюсь не ставить «двойки», потому что потом виню себя за то, что не попыталась понять ребенка, за то, что не сумела помочь и подтянуть, ведь любая плохая оценка — это травма для школьника.
— Какие достижения есть у ваших учеников?
— Этим мне совершенно не стыдно похвастаться, потому что действительно всегда во всех конкурсах они занимают призовые места. Многие мои воспитанники занимают первые места. И каждый раз, когда они отправляются на олимпиады, я переживаю за них как за своих родных детей.
— Вы поддерживаете отношения со своими бывшими учениками?
— Многие из выпускников приезжают в гости, чтобы поблагодарить и рассказать о своих достижениях, уже во взрослой, самостоятельной жизни. Со многими мы общаемся в Интернете.
— Расскажите, как проходят будни педагога.
— Все время в работе, и только летом можно немного отдохнуть. Но я вышла на работу 23 августа — и началось: рабочие программы, планы, подготовка к урокам, обновление кабинетов, стендов. Все необходимо освежить, подобрать новый материал. Иногда думаешь: не буду искать ничего нового, а потом понимаешь, что необходимо что-то где-то подкорректировать, что-то совсем изменить, чтобы ученикам дать как можно больше и научить их всему, что ты знаешь. Лишь бы бумага была и принтер работал (смеется). Многие коллеги признаются, что устают от такого режима работы, но я, к своему удивлению и, наверное, к счастью, осознаю, что у меня совершенно нет желания уйти, а хочется дать побольше знаний детям. Главное — чтобы и ребенку хотелось получать их.
— Можете дать родителям какой-нибудь совет по воспитанию детей?
— Главное в образовании — это контроль и осознание необходимости изучения какого-либо конкретного предмета. Несмотря на все сложности современной жизни, английский язык очень важен. Им владеют все политики, дипломаты. Английский распространен во всех сферах, будь то торговля, музыка или спорт. Чего стоят только компьютерные технологии. И, несомненно, каждый образованный человек должен знать как минимум два иностранных языка; например, в нашей школе дети изучают немецкий, английский и французский.
— Как члены вашей семьи относятся к тому, что вы большую часть времени проводите в школьных заботах?
— Мне повезло, мой муж полностью меня поддерживает. Да, сначала он не понимал, почему я так могу долго сидеть готовиться к урокам. Но потом признал, что профессия учителя — это на самом деле титанический труд, и он никогда не подозревал, что учителя так много тратят сил и времени на свою работу. Сейчас он понял, что преподавание — это мое, что это моя жизнь, которая приносит мне моральное удовлетворение и радость.
— Бывали моменты, когда хотелось все бросить и уйти из школы?
— Не было. Честно. Главное — чтобы меня на пенсию не отправили (смеется). Я могу еще многому научить детей, потому что люблю их и хочу быть им полезной.
Мария ЯКОВЛЕВА.
Фото из архива Эмилии КАЗОВСКОЙ.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №75 (19198) от 05.10.2016 г.