Обеспечить безопасность труда поможет мировой опыт
Одним из приоритетных направлений деятельности Российской Федерации в сфере трудового законодательства, охраны труда представляется использование достижений зарубежных стран. В этой связи чрезвычайно важным представляется изучение как положительного, так и отрицательного мирового опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.
В 2006 году на 95-й Международной конференции труда (МОТ) была принята Конвенция № 187 «Об основах содействия передовой организации охраны труда на национальном уровне» и «Рекомендация об основах содействия передовой организации охраны труда на национальном уровне» № 197.
Суть конвенций заключается в том, что каждая страна — член МОТ постепенно развивает и периодически пересматривает государственную систему обеспечения охраны труда на основе консультаций с представительными организациями предпринимателей и работников. Эта система должна включать законодательные и другие правовые акты; государственные органы или ведомства, отвечающие за охрану труда; механизм для соблюдения требований национальных нормативных актов; соглашения по сотрудничеству между работодателями и работниками на уровне предприятий; национальный трехсторонний консультативный орган, службы гигиены труда и т.п.
Правительство Российской Федерации, с учетом отечественного и зарубежного опыта в обеспечении соблюдения трудового законодательства, организации охраны труда и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, решило использовать концептуальный подход к решению проблем в трудовой сфере и своим распоряжением от 5.06.2015 № 1028-р утвердило «Концепцию повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015–2020 годы)», направленную на повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых aктов, содepжaщих нормы трудового права.
В документе говорится, что в настоящее время модель контрольно-надзорной деятельности в сфере труда требует изменения в части ее приведения в соответствие современным потребностям общества и происходящим технологическим изменениям, что характеризуется комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов.
В том числе при действующей модели надзора Федеральная служба по труду и занятости при имеющихся ресурсах может обеспечить проверку лишь около 1,6% всех подконтрольных субъектов. Вместе с тем, согласно документам МОТ, необходимый охват проверками инспекции труда подконтрольных субъектов должен быть обеспечен на уровне 15–20%. В ожидаемых итогах реализации Концепции упомянуто, что доля объектов надзора, в отношении которых проведены контрольно-надзорные мероприятия, должна увеличиться втрое.
Реализация данной Концепции должна пройти за пять лет, с 2015 по 2020 годы.
Ее целями являются:
- обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования трудовых отношений, основанное на сотрудничестве работников, работодателей и федеральной инспекции труда;
- повышение эффективности государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить определенность, прозрачность и открытость федерального надзора в сфере труда, а также формирование и пропаганду системы внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства;
- создать условия для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников;
- внедрить риск-ориентированные подходы к организации федерального надзора в сфере труда;
- обеспечить развитие потенциала федеральной инспекции труда при осуществлении федерального надзора в сфере труда;
- оптимизировать процессы взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками и работодателями.
Тут хочется выделить первую цель — обеспечение определенности, прозрачности и понятности требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. В рамках решения этого вопроса запланированы следующие мероприятия:
- полная инвентаризация, систематизация и актуализация нормативных документов, которые регулируют трудовое право;
- формирование общедоступного перечня обязательных требований трудового законодательства, соблюдение которых будут проверять инспекции;
- подготовка методических рекомендаций работодателям для самопроверки;
- создание и тиражирование памяток для сотрудников.
Ожидаемым результатом реализации Концепции является обеспечение к 2020 году создания условий для снижения случаев нарушения трудового законодательства, повышения эффективности федерального надзора в сфере труда, улучшения условий труда работников и формирования заинтересованности работодателей в соблюдении трудового законодательства.
С текстом Концепции можно ознакомиться по ссылкам:
Департамент труда и социальной защиты населения администрации города.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №58 (19181) от 05.08.2016 г.