Дом с легендой

открытка н ХХ вНа одной из дореволюционных открыток с видом Театральной площади запечатлен еще недостроенный дом — ​без лепных украшений, без металлического обрамления балконов, но и в таком виде он поражает своей грандиозностью и величием. Когда же был завершен замысел архитектора — ​дом засиял всей своей красой! Она и сейчас угадывается, несмотря на обветшалый фасад и обрушающуюся лепку.

В 1900-е годы западная окраина Евпатории начинает застраиваться жилыми домами. Под руководством городского архитектора А.Л. Генриха там, где ранее простиралась степь вплоть до Мойнакской грязелечебницы, постепенно стал формироваться архитектурный облик новой городской площади — ​будущей Театральной. С южной стороны площади в 1908–1910 годах возводится городской театр по проекту архитекторов А.Л. Генриха и П.Я. Сеферова, с восточной в 1912–1914 годах строится здание городской публичной библиотеки имени императора Александра II по проекту П.Я. Сеферова, с северной в 1908-м Федор Христофорович Овчинников строит по проекту А.Л. Генриха двухэтажный жилой дом (ныне — ​здание городской администрации). А в 1912 году в северо-восточной части Театральной площади строится трехэтажный жилой дом, самый высокий в этой части города. Архитектурное решение здания дает право предположить, что и оно было построено по проекту городского архитектора А.Л. Генриха. Оно отличалось своей декоративностью, обилие лепных украшений и изящество отделки придавало зданию неповторимый колорит.

Согласно плану города Евпатории 1914 года, здание располагалось в квартале № 105 на углу улицы Дачной (ныне — ​проезд имени А. Ахматовой) и переулка Пешеходного (ныне переулок Театральный). Построен дом из местного камня-ракушечника, крыша первоначально была перекрыта марсельской черепицей. Внутри дома были лепные украшения, парадная лестница с изящным металлическим ограждением, на лестничном пролете — ​овальные ниши, высокие окна и деревянная обшивка с характерным для стиля модерн рисунком (ныне ее почему-то окрасили синей краской). Комнаты имели высокие (более 4 метров!) потолки, паркетные полы, великолепные печи. Подвальное помещение с коробовыми сводами и квадратными колоннами ныне полностью видоизменено. С северной стороны располагался большой внутренний двор, простиравшийся до улицы Пешеходной (ныне — ​улица Лукичева). Во дворе был посажен сад, весной здесь благоухала акация, летом под сенью тополей и раскидистой ивы можно было найти прохладу.

На южном фасаде расположен парадный вход в здание — ​три ступеньки из розоватой мраморной крошки, изумительная резная дверь, украшенная металлической решеткой в виде стилизованной ветви. Сколько гостей и уважаемых хозяев принимали эти двери!.. А ныне они заколочены, выбитые стекла забиты фанерой, облупившаяся краска непонятного цвета проступает сквозь вековую пыль…

Балконы, опирающиеся на фигурные кронштейны, с изящной металлической решеткой и неповторимым рисунком евпаторийского модерна, деревянные окна, которые рьяные новые владельцы торопятся поменять на современный металлопластик, две маски — ​женские головки с загадочной полуулыбкой… В лепном убранстве дома много символов, восточных мотивов и растительных орнаментов. Богатые лепные украшения дома были изготовлены буквально за углом: на улице Пешеходной, за домом Н. П. Зданиковской, была расположена художественная строительная мастерская З. И. Гиммельфарба, которая «одевала» в лепной наряд евпаторийские дома.

Цоколь здания обработан под скалу, стены первого этажа расшиты под квадровую кладку, стены второго этажа обработаны цементным раствором в «набрызг», третьего — ​гладкие. Западный угол здания венчает открытый купол из шести соединяющихся нервюр, обрамленный двумя башенками с шарами. Купол ранее завершался шпилем, но в 2005 году ударом молнии он был разрушен.

«Дом с оленем» — ​так часто называют в городе этот дом. В полуциркульной нише аттика на южном фасаде расположена голова оленя (ныне частично уже утрачена!) с ветвистыми рогами, ниже — ​дата постройки здания «1912». Символика оленя, видимо, не случайно присутствует в обрамлении дома. Как древний символ возрождения и обновления, силы и благородства, это царственное животное всегда наделялось фантастическими чертами, могло творить чудеса. Золоторогий олень у славян сопоставлялся с солнцем, а в мировой геральдике этот «дивный зверь» олицетворял прочность и крепость. Может, поэтому, несмотря на заброшенность и удручающее состояние, он до сих пор привлекает к себе внимание прохожих, завораживает и как бы приглашает соприкоснуться с его историей.

Точные данные о владельце дома, к сожалению, не сохранились. По одной из версий, это был доходный дом землевладельца Христофора Захарьевича Овчинникова. «Дом чабана» — ​так говорят о нем старожилы в городе. Эту историю об олененке, которого подобрали чабаны и оставили в отаре, рассказывает каждый, кто живет в доме. Однажды олененок в степи провалился под землю, как потом оказалось — ​в античный склеп… По другой версии, скорее даже легенде, владельцем дома был человек по фамилии Общий. Один из краеведов сохранил в памяти давно услышанный рассказ о Тане Общей, отец которой до революции нашел «котел с золотом» — ​клад золотых украшений античного времени. Продав их и разбогатев, он построил себе грандиозный дом и стал жить на широкую ногу. Вкус богатства вскружил ему голову! Но продлилось это недолго — ​революционные события сломали судьбы многих… Потеряв свои богатства, он простился с жизнью.

Евпаторийцы называли этот дом еще и «Домом летчиков»: здесь жили семьи авиаторов. В 1916 году Управление Военного воздушного флота России перевело Киевскую школу летчиков-наблюдателей и Одесскую школу воздушного боя в Евпаторию. Более 300 членов летного состава прибыло в Евпаторию из Киевской летной школы в сентябре 1917 года. После окончания Гражданской войны авиацию начинают использовать для грузовых и пассажирских перевозок. В 1925 году из Одессы в Евпаторию перебазировался 50-й отдельный истребительный отряд под командованием Павлушева, а через год из Харькова был переведен 48-й отдельный истребительный отряд, которые образовали в 24-ю истребительную эскадрилью, ставшую в 1938 году 32-м истребительным полком. В городе было несколько зданий, где компактно проживали семьи летчиков, но в лексиконе евпаторийцев «Домом летчиков» всегда называли этот дом у Театральной площади. В послевоенное время здесь также жили семьи военнослужащих.

В дни отдыха офицеры часто собирались в тихом уютном дворе под сенью большой ивы в беседке за большим столом и играли в шахматы, домино. Афанасьев, Гагарин, Осипов, Дехтерев, Рубчевский, Треков, Нохрин — ​фамилии военных глубоко запали в память Александре Васильевне Гамоте, жене стрелка Владимира Петровича Гамоты, получившего здесь квартиру в 1958 году. Потомственный военный, он родился и вырос в Севастополе, прошел всю войну с августа 1941-го по май 1945 года в составе 2-го мотострелкового полка, затем — кавалеристом 968-го отдельного ветеринарного лазарета. Тетя Шура — ​так звали его жену соседи — 33 года проработала медсестрой в санатории имени Розы Люксембург и любезно рассказала о своей жизни в этом доме.

В 1952 году в доме поселилась семья Афанасьевых. Техник Иван Иванович Афанасьев, 1915 года рождения, прошел советско-финскую и Великую Отечественную войны, награжден орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Севастополя» и многими другими, служил на Каче.

Сколько еще имен скрывает история этого дома? Откликнитесь, евпаторийцы, допишите забытые имена, они достойны памяти!

Летом детей этого и соседних домов каждое утро звуки пионерского горна собирали на детскую площадку. Высоко взлетал на флагштоке красный вымпел с серпом и молотом, после чего начинался обычный распорядок дня: разучивание песен и игры, походы на Мойнаки и к памятнику морякам-десантникам, общий костер и неимоверно вкусная печеная картошка… С детворой весь день, пока родители были на службе и работе, занимались комсомольцы, учащиеся близлежащей школы (ныне — ​гимназия имени И.Сельвинского). А вечерами по выходным во дворе дома показывали кино: над входом в подъезд вешали экран, из квартир выносили стулья, табуретки, и кинопередвижка крутила любимые всеми фильмы. Все были вместе как одна большая дружная семья.

Об этом памятнике архитектуры писали многие авторы — ​Виктор Драчук, Вадим и Марина Кутайсовы, ни одна книга о нашем городе не обходилась без фотографии этого необычного дома. Упоминал Дом летчиков и писатель Борис Балтер в повести «До свидания, мальчики!».

Пройдут годы, и настанет день, когда на отреставрированном фасаде дома с богатой историей откроют памятную доску с именами летчиков и техников, офицеров России, защитников Отечества.

Надежда ПАВЛЕНКОВА.

Иллюстрация из архива автора.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №48 (19171) от 01.07.2016 г.