Газовая атака, или Не дайте себя обмануть

150520167087На одном из домов по улице 9 Мая несколько дней назад появилось объявление (см. фото), подписанное «администрацией Евпаторийского УЭГХ ГУП РК «Крымгазсети». Авторы объявления предупреждали, что евпаторийское управление эксплуатации газового хозяйства (УЭГХ) государственного унитарного предприятия Республики Крым (отсюда и аббревиатура ГУП РК) «с 18 мая будет проводить ПЛАТНОЕ техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования дома с прекращением газоснабжения и одновременным заключением со всеми жильцами договоров на техническое обслуживание, ремонте внутридомового газового оборудования». Не касаясь вопросов стилистики и связанных с ними некорректных формулировок в объявлении, не имея намерения подозревать вышеуказанную администрацию в каких-либо злоупотреблениях, всего лишь спешу разобраться вместе с вами в том, как авторы этого алармистского «шедевра» умудрились смешать все в одну кучу.

«Что все?» — ​справедливо спросите вы. А вот что: а) техобслуживание внутриквартирного газового оборудования, причем платное (!), и б) заключение договора о техническом обслуживании, ремонте внутридомового газового оборудования (внутриквартирного газового оборудования и внутридомового газового оборудования в домовладениях) — ​именно так звучит правильное наименование этого документа. Казалось бы, по логике вещей техобслуживание, которое газовики вознамерились совмещать с заключением вышеупомянутого договора, этим самым договором и регламентируется. Проще говоря, есть договор — ​есть предусмотренное им обслуживание. А нет договора, то… что есть? Увы, есть как минимум вероятная попытка навязать населению платные услуги. Дабы не дать облапошить себя, спешу напомнить: платную услугу вы заказываете либо по желанию, либо по нужде. Но чтобы какие-то бравые парни без вашего ведома сначала совершили ряд зачастую неизвестных вам манипуляций с газовым оборудованием, заполнили, храня важное молчание, сомнительную квитанцию, попросили в добровольно-принудительном порядке ее подписать и тут же расплатиться с ними и только после этого предложили подписать договор на техобслуживание оборудования, которое за считанные минуты до этого обслужили (или, прости Господи, только сделали вид, что обслужили), не поставив вас в известность, что это обслуживание — ​платное… это, простите, ни в какие ворота не лезет.

Как бы то ни было, но некоторые евпаторйцы, в том числе мои соседи, сетуют именно на такой ход событий, который они, как говорится, испытали на собственной шкуре — ​и собственном кошельке. В частности, осенью прошлого года, ликвидируя аварию в одной из многоэтажек, в энную квартиру вошел человек, представившийся слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования, мужчина без спецодежды, которого сопровождал другой мужчина в спецодежде с характерной надписью «Крымгазсети» на задней части куртки. Представившийся слесарем господин пояснил с порога, что ему в нагрузку поручили переоформление договоров с абонентами, после чего предложил соседке перезаключить (!) договор на обслуживание газового оборудования. Перезаключить, потому что, мол, предыдущий был заключен еще в годы украинского Крыма. После этого, совершив ряд манипуляций с газовой плитой и подведенными к ней трубами, эти господа, по словам женщины, сунули ей под нос «Акт на выполнение работ/предоставление услуг» и «Квитанцию на оплату услуг газификации и газоснабжения», датированную — ​внимание! — ​следующим днем. То есть получалось так, что де-юре платные услуги, о которых женщина, по ее словам, не просила и узнала в последний момент (перед тем как ее попросили подписать акт и квитанцию), ей оказали завтра. Казалось бы, зачем так? А вот, вероятно, зачем. В вышеупомянутом договоре «слесари», с какого-то перепугу совмещающие обязанности кассиров и операторов абонентского отдела, указали как дату заключения этого договора день своего визита. Соседка призналась, что об оказании ей платных услуг не просила. Что же получается? Есть все основания предполагать, что услуги женщине навязали под шумок, и только потом заключили договор. Но при этом не забыли в квитанции поставить завтрашнее число, дабы согласовать (равно увязать!) свои услуги с договором, который, собственно, и регламентирует их оказание (причем, опять же, по просьбе абонента!). Де-юре придраться не к чему, потому что на бумажках все действия господ, представившихся газовиками, — ​законны. А вот де-факто, как утверждает соседка, ее попросту грубым образом «развели на бабки, воспользовавшись доверчивостью».

Чтобы уберечь читателей от риска наступить на эти же грабли, спешу напомнить: проверка оборудования производится предприятием газового хозяйства не реже одного раза в полугодие, и поскольку обязанность ее проведения возложена на поставщика газа постановлением правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (см. пункты 55–62 в подверстке), она должна осуществляться на безвозмездной основе! Что касается абонентского обслуживания газового оборудования, то в целом заключение такого договора законом не запрещено, однако навязывать техобслуживание поставщик газа не имеет права (см. статью 16 Закона «О защите прав потребителей»). Таким образом, вы можете отказаться от оплаты любых дополнительных платежей, кроме собственно стоимости потребляемого газа. В качестве примера из судебной практики юристы приводят постановление Федеральной антимонопольной службы Северо-Кавказского округа от 3.08.2011 по делу № А61–2265/2009. В соответствии с ним суд посчитал, что подобные действия поставщика газа возлагают на население дополнительные расходы по оплате услуг сверх регулируемых государством цен, что является неправомерным и нарушает права неограниченного круга граждан. Для защиты своих прав вы можете обратиться с жалобой в территориальное управление Роспотребнадзора, а также в Федеральную антимонопольную службу с просьбой о привлечении организации к ответственности по статье 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кроме того, статья 26 Закона «О газоснабжении в РФ» гласит, что организациям — ​собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать такие действия, как а) навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров (имеется в виду навязывание дополнительных услуг помимо собственно газоснабжения); б) включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; в) нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

Что же касается самого договора о техническом обслуживании, ремонте внутридомового газового оборудования (внутриквартирного газового оборудования и внутридомового газового оборудования в домовладениях), то необходимость его заключения регламентирована постановлением правительства РФ № 549 «Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» от 21 июня 2015 года и постановлением № 410 «О мерах обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» от 14 мая 2013 года. Заключение договора — ​на дому ли, в офисе ли поставщика газа — ​по определению не может являться услугой, связанной с техобслуживанием внутриквартирного газового оборудования.

Анастас КОНДОПУЛО.

Фото автора.

Из постановления Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (с изменениями и дополнениями).

Порядок проведения проверок

  1. Поставщик газа проводит проверки не реже одного раза в полугодие, а также в случае поступления от абонента соответствующей заявки.
  2. Проверка проводится с предварительным уведомлением абонента о дате и времени ее проведения.

Уведомление о проведении проверки направляется абоненту любым способом, обеспечивающим его получение не позднее чем за 7 дней до дня проведения проверки и позволяющим достоверно установить его получение абонентом.

  1. В проведении проверки могут принимать участие представители государственной жилищной инспекции и специализированной организации, осуществляющей по договору с абонентом техническое обслуживание внутридомового или внутриквартирного газового оборудования.
  2. Лица, участвующие в проведении проверки, обязаны предъявить абоненту (его представителю) служебные удостоверения, а по требованию абонента (его представителя) — ​также основной документ, удостоверяющий их личность.
  3. Результаты проверки отражаются в акте, в котором указываются следующие сведения:

а) дата и место проведения проверки;

б) сведения об абоненте, у которого проводится проверка;

в) сведения о гражданах, присутствующих при проведении проверки, и реквизиты документов, удостоверяющих их личность;

г) показания приборов учета газа;

д) описание технического состояния пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу;

е) описание нарушений с указанием конкретного пункта договора, который нарушен, а в случае их отсутствия — ​соответствующая запись.

  1. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается гражданами, присутствовавшими при проведении проверки и оформлении акта, по одному экземпляру для каждой из сторон договора. В случае отказа абонента от подписания акта об этом делается отметка в акте с указанием причин отказа. Абонент вправе изложить в акте особое мнение, касающееся результатов проверки, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте проверки. Второй экземпляр акта проверки вручается абоненту (его представителю), а в случае его отказа принять акт — ​направляется по почте с уведомлением о вручении и описью вложения.
  2. В случае если в процессе проверки установлено, что абонент, объем поставки газа которому определяется в соответствии с нормативами потребления газа, не сообщил поставщику газа об изменении обстоятельств, влияющих на определение объема потребляемого газа, произошедших после заключения договора, либо сообщил сведения, недостоверность которых подтверждается уполномоченными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, поставщик газа вправе пересчитать объем поставленного абоненту газа и размер платы за него за период со дня проведения предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев.
  3. В случае если абонент, объем поставки газа которому определяется по показаниям прибора учета газа, не допускает представителей поставщика газа для проведения проверки, это фиксируется в акте проверки и является основанием для перерасчета объема газа, поставленного этому абоненту, в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения предыдущей проверки до дня, следующего за днем проведения проверки по заявке абонента.

 

От редакции

Чем слесарь отличается от кассира и почему не надо (или все-таки надо?) платить за заключение договоров на поставку газа и обслуживание внутридомового или внутриквартирного газового оборудования? Чем помимо стоимости либо отсутствия оной отличаются бесплатные услуги газовщиков от платных и как правильно абоненту отказаться от предоставления последних в случае их навязывания? Если вдруг в администрации Евпаторийского УЭГХ ГУП РК «Крымгазсети» сочтут необходимым публично и популярно ответить на эти вопросы, наше издание готово данные ответы опубликовать.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №38 (19161) от 27.05.2016 г.