Есть такая профессия: труд охранять

охрана трудаДепартамент труда и социальной защиты населения администрации Евпатории информирует работодателей по вопросам охраны труда

  1. Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда закона (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 1.05.2016) «О специальной оценке условий труда») заменила аттестацию рабочих мест и обязательна для всех без исключения предприятий, учреждений и организаций. Минтруда России утвердило методику ее проведения в приказе от 24.01.2014 № 33н. Предприятия (правопреемники), у которых есть действующие результаты аттестации, вправе не проводить специальную оценку до окончания срока действия аттестации. Остальным предприятиям необходимо «оценить» условия труда (Федеральный закон от 14.10.2014 № 299-ФЗ «Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — ​Республики Крым и города федерального значения Севастополя»).

Для чего применяются результаты специальной оценки условий труда?

Результаты проведения специальной оценки условий труда в первую очередь могут применяться для:

  • установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций (досрочное назначение трудовой пенсии по старости, повышенная оплата труда, дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени и др.);
  • разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • организации обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.

Какие права и обязанности есть у работника в связи с проведением специальной оценки условий труда?

  1. Работник вправе:
  • присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
  1. Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Как провести специальную оценку условий труда?

Создать комиссию и утвердить график. Перед проведением оценки необходимо издать приказ руководителя, в котором утвердить график проведения специальной оценки и состав комиссии. В состав комиссии входят специалист по охране труда (его функции может выполнять директор), представители профсоюза (если есть), а также другие работники предприятия. В комиссии должно быть нечетное число человек — ​три, пять и т.д. Председателем комиссии назначается руководитель предприятия согласно ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Составить список рабочих мест. Комиссия составляет на основании части 4 статьи 9 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ перечень рабочих мест, на которых необходимо провести специальную оценку, а также список аналогичных рабочих мест. Аналогичными считаются места, где трудятся работники одной и той же профессии, должности, где офисы однотипные, с одинаковыми кондиционерами, оборудованием, отоплением, освещением и т.п. Если такие места есть в компании, оценку можно проводить только в отношении 20 процентов от их общего числа, но не менее чем на двух рабочих местах. Например, если 20 мест аналогичных, оценить можно только четыре.

Заключить договор с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, и передать документы. Рабочие места, которые попали в список, оценивают эксперты специальной организации (ст. 19 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Оценщика можно выбрать из перечня на сайте  и подписать с ним договор. Затем, необходимо собрать и передать экспертам должностные инструкции, техническую документацию, сертификаты оборудования и иные необходимые для оценки документы (п. 4 приказа № ЗЗн). После завершения мероприятий оценочная компания составляет отчет. Его должны подписать эксперты и участники комиссии. Если кто-то из членов комиссии не согласен с результатами оценки, он вправе в письменном виде высказать свое особое мнение, которое прикладывается к отчету (п. 95 приказа № ЗЗн).

Подать декларацию соответствия. В отношении рабочих мест, на которых не выявлены вредные или опасные факторы (не идентифицированы), надо составить декларацию соответствия и подать ее в инспекцию труда по местонахождению (ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ). Срок представления — ​не позднее 30 дней с даты подписания председателем комиссии отчета об оценке. Форма декларации утверждена приказом Минтруда России от 7.02.14 № 80н.

Рабочие места, на которых вредные и опасные производственные факторы не идентифицированы (подлежат декларированию), указываются в заключении эксперта.

Если вредные факторы были идентифицированы экспертом, при этом условия труда по результатам проведения исследований вредных и (или) опасных производственных факторов отнесены к оптимальным или допустимым, декларация не подается на данные рабочие места.

Декларация, как и результаты оценки, действует пять лет. Если в дальнейшем на рабочих местах безопасные условия труда сохраняются, то срок действия декларации автоматически продлевается (ч. 7 ст. 11 закона № 426-ФЗ).

Предусмотрена ли ответственность за непроведение специальной оценки условий труда?

Ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение предусмотрена ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — ​от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.

 

  1. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 1.06.2009 № 290н введены в действие Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — ​Правила).

Данные Правила устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за средствами индивидуальной защиты (далее — ​СИЗ). Его требования распространяются на работодателей — ​юридических и физических лиц, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

На кого возлагаются полномочия по обеспечению работников СИЗ?

В соответствии с Правилами полномочия по обеспечению работников СИЗ возлагаются на работодателей.

Выдача защитных средств работникам производится бесплатно. Основанием для предоставления работникам соответствующих СИЗ служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или результаты специальной оценки условий труда.

Приобретение защитных средств осуществляется за счет работодателя, в том числе во временное пользование (по договору аренды).

Кто имеет право на обеспечение средствами индивидуальной защиты?

Работодатель, в частности, обязан обеспечить приобретение и выдачу защитных средств работникам, занятым на работах:

  • с вредными или опасными условиями труда;
  • выполняемых в особых температурных условиях;
  • связанных с загрязнением.

Как определить количество полагающихся работнику средств индивидуальной защиты и сроки пользования СИЗ?

Количество полагающихся работнику защитных средств (в расчете на период времени) определяется в соответствии с типовыми нормами. Вместе с тем работодателю предоставлено право устанавливать нормы выдачи, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и(или) опасных факторов, особых температурных условий или загрязнения.

Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня их фактической выдачи. Выдача работникам и сдача ими защитных средств должны фиксироваться в личной карточке учета выдачи СИЗ (допускается ведение электронного учета движения СИЗ).

Какими документами подтверждается качество СИЗ?

Выдача работникам защитных средств допускается при наличии декларации о соответствии или сертификата соответствия, а также наличия санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических СИЗ.

Должен ли работодатель заменить СИЗ работнику, если они пришли в негодность раньше срока?

Работодатель должен обеспечить замену или ремонт защитных средств, пришедших в негодность, до окончания срока носки по причинам, не зависящим от работника. Выдаваемые работникам защитные средства должны быть исправными (отремонтированными) и чистыми. При выявлении неисправности или поломке СИЗ работники должны незамедлительно ставить об этом в известность работодателя или его представителя, например, в лице своего непосредственного начальника.

Что делать, если работодатель не выдает положенные СИЗ?

В случае необеспечения средствами индивидуальной защиты работник вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей до момента, пока соответствующие защитные средства не будут ему предоставлены.

Предусмотрена ли ответственность за необеспечение работников СИЗ?

Ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты предусмотрена ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — ​от 20 тысяч до 30 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — ​от 130 тысяч до 150 тысяч рублей.

(Окончание следует).

Н. СЕЛИВЕЙСТРОВА, заместитель начальника департамента труда и социальной защиты населения администрации города.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №37(19160) от 25.05.2016 г.