ЗНАЕМ, ПОМНИМ, НЕ ЗАБУДЕМ
Тридцатилетие Чернобыля и его трижды герои
Юные журналисты Эколого-биологического центра Евпатории в субботу перед тридцатой годовщиной техногенной катастрофы пришли в сквер Чернобыльцев. В нашем городе находится целый комплекс уникальных объектов – офис организации «Память Чернобыля», чернобыльский музей «Звезда Полынь» и памятник с особой капсулой в его фундаменте… В этом году мемориальный список, хранящийся в капсуле, увеличился еще на ДВЕНАДЦАТЬ фамилий.
Мы увидели субботник, который может служить примером – в сквере Чернобыльцев проводили тщательную уборку территории люди разных возрастов и профессий. Городская организация «Память Чернобыля» – очень сплоченная, в нее входят и ликвидаторы, и военные, и переселенцы, и дети пострадавших от последствий аварии на атомной станции. Такой единой для всех организации (с представителями даже из Армянска и Красноперекопска) нет в других городах.
Евпатория связана тысячами нитей с ЧАЭС – и в первые дни после катастрофы 26 апреля 1986 года в наши здравницы прибывали ребятишки (только первый состав включал в себя 16 вагонов с детьми), и в год тридцатилетия со дня взрыва четвертого реактора должны приехать ДВЕСТИ школьников из Брянской области, пострадавшей от радиации… Сколько десятков тысяч чернобыльцев из разных населенных пунктов Белоруссии, Украины и России побывало у нас за прошедшие десятилетия – не сосчитать! Ликвидаторы, переселенцы, медики и евпаторийцы многих других профессий, помогавших пострадавшим – вокруг нас. И в числе юнкоров есть дети чернобыльцев. Просто чудо героизма состоит в том, что «чернобыльцами», пострадавшими от облучения, не стали мы ВСЕ!
Юнкоры поговорили с одним из участников субботника – уговорили на несколько минут отложить инвентарь, чтобы рассказать юным корреспондентам, что именно находится под стеклом одного из стендов общественного музея «Звезда Полынь».
Анатолий Николаевич ПЕКАРНИКОВ отправился в зону аварии на ЧАЭС ДОБРОВОЛЬНО и в зрелом возрасте. Он оставил дома детей и жену и пошел в военкомат, очень хорошо зная, что на самом деле случилось на атомной электростанции. Еще обучаясь в седьмой школе Евпатории, он приобрел знания на уроках начальной военной подготовки по специальности «химзащита». Позже, в рядах армии, Анатолий Николаевич получил специальность «химик-разведчик» и понимал как профессионал, чем грозит радиация.
Вместе с ним мы осмотрели экспозицию музея. К созданию этого единственного в Крыму музея причастны и сам Анатолий Николаевич, и его сыновья. Даже младший, Артем, и на стройке помогал, и сейчас плечом к плечу с отцом работал на субботнике, рассказал нам что у них организация специально делает это.
Когда о сгоревшем Рыжем лесе рассказывает человек, проработавший среди радиоактивных деревьев и сооружений ДВА месяца – получаешь совсем особое впечатление. Серый, мышиный костюм-комбинезон весом в три с половиной килограмма, множество приборов, закрепленных на теле (в их числе – уникальные отечественные и заграничные разработки баснословной цены, в единственном экземпляре) и пот, до краев заполнивший прорезиненные сапоги… В жару летней поры Анатолий Николаевич и еще четверо крымчан в составе взвода разведки (в громоздких костюмах-скафандрах) должны были проложить тропы для вывода людей из зоны радиоактивного поражения. Это была очень ответственная работа – «пятна радиации» лежали на земле неравномерно. В двух шагах от безопасной тропы можно было за минуту получить смертельную для человека дозу. Что-то оставалось сравнительно безвредным – а соседнюю вещь даже трогать было опасно. Анатолий ПЕКАРНИКОВ и два его товарища – Сергей ГРИНЕНКО из Армянска и Сергей КАРМАНОВ из Красноперекопска ежеминутно рисковали своим здоровьем, чтобы помочь сотням людей.
Мы рассмотрели радиометры, похожие на флешки – они создавались для боевых условий, нужные для работы в зоне ЧАЭС приборы только создавали, учитывая опыт работы Анатолия Николаевича и его товарищей по взводу… Он вспоминает, что часто их комбинезон-скафандр был покрыт разными датчиками (советскими, американскими, японскими) – как «елка новогодняя». Повредить или потерять датчики было НЕЛЬЗЯ. От исследований разведчиков и наблюдений за состоянием их здоровья зависело, когда создадут ученые различные необходимые приборы.
Обо всех экспонатах нашего музея рассказать невозможно. В музей обязательно нужно прийти, например, со своим классом. Для этого нужно всего лишь связаться по телефону с председателем общественной организации «Память Чернобыля» Сергеем Николаевичем Васильевым. Нам особо подчеркнули – экскурсия бесплатная.
Здесь, в зале музея, находятся и действующий макет станции, и настоящие вещи, и документы, и иллюстрации-картины евпаторийского замечательного художника Ивана Ивановича Кудрявцева… В фильме о Чернобыле демонстрируется песочная анимация Ксении Симоновой…
Чернобыльцы – трижды герои. Они остановили радиационное загрязнение планеты, за полгода над энергоблоком соорудили «САРКОФАГ», ставший спасением для (я так думаю) всего человечества. Кстати, он был рассчитан на тридцать лет службы. Все последующие после катастрофы годы чернобыльцы не сидели «сложа руки» – они действовали! И это – второй их подвиг. Они боролись и со своими недугами – Анатолий Николаевич, например, уже четыре операции перенес… Главное – чернобыльцы добились того, что катастрофа стала уроком, который учат последующие поколения. Они заплатили за это огромную цену!
Третий подвиг – чернобыльцы смотрят в будущее. Они не погружены в свои проблемы, которых очень много в их жизни. Сейчас Анатолий Николаевич и его единомышленники выступают с инициативой провести субботник в помощь строительству Керченского моста. Активная жизненная позиция чернобыльца-добровольца – его характерная черта. Начиная рассказывать о Керченском объекте, Анатолий Николаевич не мог не вспомнить свой юношеский студенческий стройотряд на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и мостах в Бурятии…
О событиях на жизненном пути Анатолия Николаевича Пекарникова можно написать не только заметку – целую книгу. И таких замечательных своей смелостью, самоотверженностью и другими качествами настоящих героев в Евпатории – множество! Поэтому и находится именно в нашем городе уникальный музей и сквер с памятником… А в подножии памятника – капсула с именами, которые нельзя забыть. За прошедший год в этот скорбный список добавилось двенадцать фамилий. Но организацию «Память Чернобыля» должны пополнять новые люди – все, кто знает, кто помнит, кто ценит подвиг!
Маргарита КНЫШ, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра, МБОУ СШ №12
Фото Анны Красковской, юнкора-эколога (МБОУ СШ №11) и А. Бондаря.