Непризнанный герой
Великая Отечественная разрушила множество судеб, забрала миллионы жизней… Но вместе с тем она принесла понимание: наши деды и прадеды были героями. Все: те, кто вернулся с войны, и те, кому повезло меньше. В каждой семье есть свои герои.
Семья Максима Забияки была самой обычной, да что там – она только становилась настоящей ячейкой общества. Папа, мама и маленький сынишка Леня. У Максима было множество планов на жизнь, он был военнослужащим Военно-морского флота, считал себя настоящим главой и защитником семьи, а любимую жену Зинаиду и сына шутливо и ласково называл «мои дети». Возможно, хотел завести в будущем еще не одного ребенка, вот только жизнь распорядилась иначе. Началась война, и он отправился на фронт.
В архивах многих семей участников войны сохранилось множество открыток и писем от защитников Родины, а вот Забиякам с этим повезло меньше. Как-то так сложилось, что к ним пришла одна-единственная открытка – открытое письмо на небольшом типовом бланке. Самое обычное коротенькое послание, пожелтевшее от времени, прочитанное тысячи раз и потому уже заученное наизусть… В нем Максим интересовался у жены, почему та не встретила его на железнодорожной станции, когда он проезжал их город по пути на фронт, а далее сообщал о судьбе некоторых из их вещей, рассказывал, как поступить с квартирой. Заканчивалось послание до боли простой фразой: «Если буду жив, жди меня после войны».
В этом тексте кроется еще одна трагедия семьи Забияк. У Зинаиды и маленького Леонида был шанс еще раз увидеть мужа и отца, встретив его на железнодорожной станции, когда поезд следовал через их город. Но телеграмма, в которой Максим сообщал родным о дате приезда, задержалась и пришла слишком поздно.
Дождаться его возвращения с войны Забиякам так и не удалось. Больше от него не пришло ни одной весточки, Максим пропал без вести. И установить, где именно, когда и как он пропал – не представлялось возможным.
Леонид Забияка не смог оставить это без внимания. Ведь это его отец пропал, его любимый папа… Он отправлял письма куда только мог, пытался найти хоть какие-то сведения о том, как служил его отец, что с ним произошло. И на одно из посланий пришел ответ, который сейчас уже тоже пожелтел от времени, а чернила кое-где стерлись. Сослуживец мичмана Максима Забияки Николай Шелудько писал о том, что отец Леонида был настоящим защитником Родины и что погиб он так, как мог погибнуть только истинный герой. В письме рассказывалось, что в одном из боев на Можайском шоссе под Москвой, когда на роту советских солдат лавиной пошли немецкие танки и стало понятно, что отступать некуда, наши бойцы, а вместе с ними и мичман Забияка, бросились под танки с гранатами. Тогда удалось подорвать много единиц вражеской техники, но и наши потери были немалыми. Не досчитались и мичмана. Максим погиб, но поступить иначе он просто не мог.
Это, собственно, и все сведения о Максиме Забияке, которые удалось найти его родным. Шли годы, Леонид Максимович сам стал военнослужащим, женился, в семье появились дети, затем внуки… Все, вроде бы, шло чудесно, вот только его постоянно грыз какой-то червячок: отец погиб как герой, защищая Родину, но героем его так и не признали. Ведь по документам он пропал без вести, а письмо сослуживца в этом случае оказалось недостаточным доказательством – мало ли кто его написал. А сыну так хотелось, чтобы отважный поступок отца был оценен по достоинству, пусть и посмертно…
Но все не так просто: чтобы человека официально признали героем, необходимо представить доказательства его подвига в соответствующие органы. А где их уже найдешь, эти доказательства? Очевидцев тех событий не осталось в живых. И ведь на самом деле героями были все, кто защищал нашу Родину в Великой Отечественной войне. Свою смелость и самоотверженность они проявили тогда, когда ушли на фронт, – и это главное свидетельство их доблести. Поэтому нет никаких сомнений в том, что Максим Забияка, как и многие пропавшие без вести, тоже герой – прежде всего в наших сердцах, а не на бумаге.
Людмила ПУШКИНА.
Фото из архива семьи Забияк.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» № 26 (19149) от 13.04.2016 г.