«Пушкин и Гончарова»: быть или не быть?
«У папы однажды спросили: «А почему у всех памятников Комова такая непростая судьба?» Отец рассмеялся: «Это вы не у меня спросите, а у чиновников», – вспоминает архитектор Алексей Комов, сын выдающегося советского и российского скульптора Олега Комова. «Неисповедимый рок» преследовал работы мастера при жизни и, увы, продолжает преследовать после его ухода в мир иной. Тому примером история с одной из его последних работ «Пушкин и Гончарова», которая за более чем четверть века так и не воплотилась ни на просторах родной скульптору Москвы, ни в тихих скверах курортной Евпатории.
Пушкин, да не тот
Осенью 2008 года исполнительный комитет горсовета Евпатории принял решение установить в городе на благотворительные средства памятник великому поэту Александру Пушкину. Решению предшествовала инициатива местных литераторов, в том числе членов литературного объединения имени Ильи Сельвинского. Тогда городские власти «благословили» установку памятника, сославшись на то, что в городе много объектов носит имя поэта: и театр, и Центральная городская библиотека, и улица, и Поляна сказок в парке имени Фрунзе. В августе 2009 года на Театральной площади открыли закладной камень с обозначением места планируемой установки.
В 2012 году евпаторийские литераторы узким кругом отметили 175 лет со дня смерти классика и 75-летие присвоения имени Пушкина городскому театру, Центральной библиотеке и одной из улиц (она была переименована в 1937-м, в столетнюю годовщину со дня смерти поэта). Тогда же некоторые из них указывали, что еще одним звеном, связующим Пушкина с городом, является… перстень-печатка, который евпаторийский городской голова Сима Бобович подарил генерал-губернатору Новороссии графу Михаилу Воронцову, чья супруга позже преподнесла драгоценность в дар Пушкину. В том же году инициаторы установки памятника вблизи городского театра, по соседству с памятником Дувану (и соседству, надо сказать, непростительно близкому), лучше выдумать не могли, чем предложить «переместить» будущее творение к Центральной городской библиотеке. Предложение о переносе даже поддержал общественный совет при горисполкоме. Казалось, инициаторы переноса неожиданно прозрели, согласившись с тем, что Театральная площадь и так перегружена скульптурами: на ней уже установлены памятники герою Великой Отечественной войны Николаю Токареву и городскому голове Семену Дувану. Вот только слона, выражаясь словами современника Пушкина выдающегося баснописца Ивана Крылова, не приметили. А точнее, скульптурных львов, рядом с которыми будущему бронзовому Пушкину (так же, как и Дувану, и Токареву – с ним) было бы весьма и весьма тесно. Впрочем, затея не удалась, поскольку инициаторы переноса перенесли не только место установки памятника, но и дату (монумент планировалось открыть в рамках VI Международного фестиваля «Великое русское слово», что проходил на полуострове с 6 июня, дня рождения классика, до 12 июня – Дня России).
В следующем году храбрые в своем пусть и благородном, но все-таки безумстве ревнители памяти Пушкина объявили конкурс на лучший проект «бюста поэта». Оценивать работы, поданные на конкурс анонимно, должна была комиссия, в состав которой вошли представители исполкома городского совета, Евпаторийского краеведческого музея, а также члены общественных советов. Причем в прессе отмечалось, что при выборе жюри «будет акцентировать внимание не только на архитектурно-художественном уровне проекта, но и на экономичности его решения». Надо ли объяснять, что «экономичность решения», мягко говоря, никак не определяет художественность той или иной работы. Итоги конкурса собирались подводить в январе 2014-го. Подвели или нет – теперь уже не важно. Предполагаемые сердитость в паре с дешевизною отступили на второй и третий планы перед тектоническим сдвигом новейшей истории Крыма, имя которому – «Крымская весна».
Классик от классика
Впервые к образу Пушкина Олег Комов обратился в 1965 году, когда создал миниатюрную бронзовую статуэтку «Пушкин и Пущин». Затем в творческой биографии скульптора были связанные с поэтом памятники в Молдавии (1972 г.), в Твери (1974 г.), Болдине (1979 г.), в Пскове (1983 г.). «Работая над каждым из них, я старался взглянуть на поэта под разным углом, а это очень сложно, – признавался скульптор. – Когда я закончил свой четвертый памятник Пушкину, с няней, мне думалось, что я высказался до конца. И только теперь понимаю, что еще не все сказал, что мой Пушкин впереди и я только на подходе к нему». Как видим, пушкинская история в творческой жизни мастера играла особую роль.
Отдельно надо сказать, что с одной работой Комова вольно или невольно знакомы все, кто хотя бы раз в жизни держал в руках банкноту номиналом тысяча рублей. На ней изображен его памятник князю Ярославу Мудрому. Кстати, скульптор воспользовался реконструкцией лица князя, по чьему черепу ее создал известный скульптор и антрополог Михаил Герасимов. С последним Олег Константинович работал с 18 лет, ассистировал ему, участвовал во всех знаменитых восстановлениях по черепам и, разумеется, держал в руках череп самого великого князя киевского Ярослава Владимировича. Герасимов даже прочил Комова в свои преемники.
Заказ на памятник Пушкину и Наталье Гончаровой, по словам сына скульптора Алексея Комова, его отец получил от Министерства культуры Советского Союза в 1989 году. Одно из последних своих произведений мастер создавал для имения Гончаровых «Полотняный Завод» в Калужской области. «А в 92-м грянули кризисы, и стало уже не до памятника, – рассказывает Алексей Комов. – Его рабочая модель выставлена в Литературном музее Пушкина на Пречистенке. И все, кто видел рабочую модель, в один голос говорили: «Ну что же это такое: прекрасный памятник, давайте уже его поставим. Не получается в Калуге, давайте где-нибудь еще». Пушкинская общественность была за то, чтобы поставить памятник в Москве. Ответ был такой: нецелесообразно, денег нет. А на словах передавали: ну зачем Москве столько Пушкиных? А буквально через месяц выясняется, что и у Никитских ворот, и на Арбате будут стоять Пушкины, и оба с женами. Только не Комова. Хотя здесь ни о каком гонораре речь уже не шла: мы собирались Пушкина с Гончаровой передать городу в дар. Знаете, что нам сказали некоторые наши знакомые: «Вот потому и не вышло, что бесплатно хотели отдать. О людях-то не подумали, все только о себе».
Вряд ли потомок выдающегося скульптора мог представить, что спустя десятилетия Крым (а с ним и дорогая его сердцу с детства Евпатория) воссоединится с Россией, а сам он станет замглавы Евпаторийской городской администрации, затем продолжит работу на благо Евпатории в качестве советника главы администрации, да и всей республике послужит в составе экспертно-консультативного совета при главе Крыма. Но воссоединение полуострова с Россией произошло, и уже осенью 2014-го Комов заявил о готовности передать в дар Евпатории работу отца. Даже место для установки предложил: сквер Гоголя на одноименной улице. Однако оказалось, что в Евпатории отсутствует единый порядок принятия решений об установке тех или иных памятников. Вскоре при участии Алексея Комова было разработано «Положение о порядке установления памятников, мемориальных досок известным гражданам и событиям, присвоения наименования общественным местам, улицам муниципального образования городской округ Евпатория». Согласно документу, среди критериев, являющихся основанием для принятия решений об увековечении памяти, – в частности, «наличие официально признанных достижений» «в литературе, искусстве, культуре и спорте». Разве что последний малахольный усомнится в колоссальном вкладе Александра Пушкина в развитие отечественной литературы и русского языка.
Очевидно, что не только на изготовление самой композиции высотой более двух метров, но и на оформление отвода земельного участка, создание фундамента на месте установки работы и благоустройство территории сквера Гоголя необходимы деньги. Народные, убеждены местные общественники, поспешившие объявить очередной сбор средств для установки теперь уже вполне конкретной скульптурной композиции выдающегося мастера вместо абстрактного малобюджетного бюста. Вот только опыт прежних лет наглядно показывает пока бесперспективность попыток сброситься всем миром. Даже на небольшой бюст с «экономичным решением». Алексей Комов считает иначе: «Только инвесторы могли решить задачу сразу. И только если это действительно знаковое вложение». «Приглашение инвестора – в данном случае это совершенно не обязательно дело властей, от которых требуется только административная поддержка, – признается сегодня он. – Я так и написал в письме дарения, что привлечение ресурсов – мои «вахта и крест», чтобы довести дело до конца. Инвесторам необходимы гарантии: документально подтвержденные разрешения на участок для установки композиции. Дарение фиксируется документально как пожертвование, что не предполагает в свою очередь никаких налоговых и прочих обременений для бюджета. Пушкин плюс Олег Комов – такое сочетание открывало бы еще пару лет назад перед Евпаторией перспективу получить достопримечательность – без преувеличений! – уровня Свято-Никольского собора».
Что ж, не будем терять надежды, что вопрос установки скульптурной композиции – благодаря инвесторам, власти или общественности, а может, и их согласованным действиям – все-таки решится положительно, и вскоре мы сможем побывать на открытии в нашем городе памятника великому русскому гению.
Алексей ВАКУЛЕНКО.
Фото из архива Алексея КОМОВА.