Алексей КОМОВ: «Наша задача – влюблять в Евпаторию»
То, что Евпатория – город детства, знают многие: некогда всесоюзная детская здравница, как-никак. В ближайшем будущем Евпатория станет и городом студентов, и вовсе не в том смысле, что здесь откроют представительства различные вузы. А потому, что учиться и помогать обустраивать в прямом смысле город смогут студенты Московского архитектурного института, о чем, к слову, уже писала «Евпаторийская здравница» («Архитектурная революция», «ЕЗ» № 4 от 22.01.2016). По словам главы администрации города Андрея Филонова, сотрудничество предусматривает запуск учебных и дипломных проектов по актуальным для архитектурной Евпатории темам и методическую помощь городу. О деталях этого многообещающего сотрудничества «ЕЗ» побеседовала с инициатором проекта советником главы администрации Евпатории по вопросам архитектуры, членом Экспертно-консультативного совета при главе Крыма и Совета по градостроительству Союза архитекторов России Алексеем КОМОВЫМ.
Обмен компетенциями
– Алексей Олегович, насколько глубок смысл сотрудничества администрации города с МАрхИ? Да и не представляет ли собой привлечение студентов отчаянную во время кризиса попытку отделаться малой кровью вместо того чтобы задействовать уже квалифицированных специалистов?
– Одно другому не мешает, а дополняет, убыстряет и усиливает с заделом на будущее. МАрхИ – старейший архитектурный вуз в России, а не заезжая проектная организация. Соглашение о сотрудничестве между Евпаторией и МАрхИ предусматривает методическую помощь, прохождение практик, включая обмеры объектов наследия, учебные и дипломные проекты по Евпатории, а также летнюю школу для обмена опытом с крымской молодежью. Кстати, именно МАрхИ уже второй год курирует архитектурную смену на «крымском Селигере» – молодежном форуме «Таврида», и в этом году тема Евпатории продолжит активно там звучать с моей помощью. В эпоху кризиса важны кооперация профессионалов и обмен компетенциями ради большой цели. Компетенция МАрхИ и его интеллектуальный потенциал – в ресурсах его кафедр: от мощнейшей градостроительной до кафедры промышленных зданий, от ландшафта до кафедры реставрации и теории архитектуры и других. Можно продолжать долго ждать у моря погоды, каких-то специалистов, которые нам когда-то что-то сделают, «по свистку» обмерят «Дом с оленем», условно говоря. А можно традиционную летнюю обмерную практику МАрхИ устраивать регулярно и планомерно именно в Евпатории, когда студенты со своими кураторами делают сначала обмеры исторических кварталов и объектов наследия, далее уже свои проекты реставрации, которые потом, с небольшими доработками, могут стать архитектурными предпроектными заданиями, на основании которых в свою очередь формируются технические задания и запускается реальный процесс. Евпатория, как я говорю всегда и всем, – самый архитектурный город Крыма, и мы должны эту планку удерживать. Планомерно, наращивая темпы без потери качества. И взаимодействие с МАрхИ – это прежде всего не только оптимизация цепочек, но и наряду с архитектурными конкурсами реальная возможность единовременно увидеть и предпроектно опробовать разнообразные пространственные и стилевые подходы в решении территории, участка, объекта как результат комплексного мозгового штурма.
Это позволяет решать сразу множество задач, причем, подчеркиваю, наглядно и в блицрежиме. Учебный проект – два месяца, дипломный – полгода. Но сразу уточню: это не значит, что вузовский проект будет сразу запущен в реализацию. Студенты МАрхИ находятся под патронажем своих руководителей, профессоров, доцентов – продолжателей большой академической и одновременно современной архитектурной российской школы. Сотрудничество с НАПКС (Национальная академия природоохранного и курортного строительства. – «ЕЗ») только приветствуется. Со СМАК (Союзом молодых архитекторов Крыма. – «ЕЗ») оно уже идет! Также надо понимать, что архитектурное сообщество – это прежде всего ресурсообменный интеллектуальный живой организм. Ситуация крайне сложная для «крымской архитектурной школы и сообщества», учитывая по сути ликвидацию КрымНИИ, непростые условия у Союза архитекторов Крыма и ситуацию в том же НАПКС. Необходимо объединяться крымским зодчим-профессионалам, по крупицам выстраивать структуру, модернизированный, справедливый аналог по сути того же КрымНИИ. Но и без внешнего ресурса никак не обойтись. МАрхИ хорош тем, что это независимая федеральная платформа, через которую можно вести живой профессиональный диалог, быть услышанным и получать методическую помощь. Не вместо, а вместе.
– Известно, что в рамках сотрудничества планируется реализация проекта квартала с интригующим названием «Гжель».
– Это пилотный проект, есть инвесторы, причем достаточно серьезные, поддержка федерального уровня, самого высокого. Это как раз заслуга руководства Евпатории: то, что этот проект, который изначально был ориентирован идеологически на Москву и Санкт-Петербург, привлечен в Крым и именно в Евпаторию. Не какие-то очередные унылые жилые массивы, не слепой девелоперский проект: «Даешь бездумно на-гора квадратные километры вверх и вширь!» – нет, это в хорошем смысле актуальный идеологический проект. Сейчас, в эпоху кризиса, извините, тупо продавать или покупать квадратные метры уже не получится. Проекты концепций должны быть идейные, должна быть заложена энергетика развития внутреннего смыслового ядра. Людям нужна интересная история на фоне тысячелетней традиции. Для проекта мы составляем, обкатываем программу, в которой заложены не только и не просто инфраструктурные, но и общественные, культурные объекты, то, чего городу не хватает: концертные залы, художественная галерея, политехнический музей курорта, кинотеатры, не говоря уже о ледовых площадках и современных торгово-развлекательных центрах. Новый центр, который не вторгается, как слон в посудную лавку, в существующую ткань города (которой тоже надо заниматься), не подавляет его. Мы пытаемся без всяких иллюзий, понимая ситуацию, запустить новую историю, потому что уникальная градостроительная традиция Евпатории в веках в том, что новые формации не стирали предыдущие, они подстраивались друг к другу. Поэтому город такой разнообразный и действительно имеет ценность как музей градостроительства. Скоро, 8 февраля, будет большая моя лекция в МАрхИ, посвященная Евпатории, для всех ребят, кто будет заниматься городом, и для каждого, кому интересна крымская архитектурная традиция, а интерес большой, поверьте. Я много где выступаю, и залы – битком. Урбанистика сегодня для творческой молодежи – это своего рода «архитектурный рок-н-ролл», который вовлекает и заводит молодых, не оставляя их равнодушными к среде. А моя задача – влюблять в Евпаторию для того, чтобы делать шаги движения к ее развитию. Это чудовищно тяжело: легко привлечь, но дальше – непросто, но безумно интересно.
«Никаких чайников-избушек»
– Некоторые СМИ, сообщая о проекте квартала «Гжель», даже ошибочно написали о том, что это будет квартал, построенный «в стиле гжель». Каким все-таки будет планируемый квартал?
– Нет никакого «стиля гжель» в архитектуре. Это название «проекта района». Никаких литературных сине-белых чайников-избушек. Новый район в границах города, но на периферии. Район находится на федеральной трассе, что идет в сторону поселка Черноморского. На самой высокой точке. Это своего рода еще одна визитная карточка, вкупе с традиционным «Малым Иерусалимом». Здесь речь идет о концептуальной разработке кварталов в ходе учебного проектирования на основе морфотипов «евпаторийского стиля», о развитии идентичности посредством архитектурного языка. Тонкий ремесленный образ Гезлева, античный полис, самодостаточный город-государство Керкинитида, фантастическое изящество имперского курорта, единство противоположностей курортограда – все это рукотворность и гуманизм исторического ландшафта Евпатории, где нет стилевых противоречий в своем разнообразии. Район по определению не затрагивает ни центральную часть, ни любую другую застройку или массив, ни одного памятника наследия, вообще ничего – ровное место. А учебные и дипломные проекты – не конечная проектная документация, а предпроектная практика. Возможность получить первое приближение-сканирование концептуальной задачи. Только по направлению «Гжель» планируется задействовать около ста молодых архитекторов МАрхИ. Все проекты ждет жесткий разбор, и только те, кто его выдержит, продолжат дальше разрабатывать тему на дипломах после летней практики. Более того, мы будем вывешивать проекты в Сети, и крымские профи смогут смело «мочить» их по заслугам, разбирая по косточкам. Абсолютно открытая и совместная история. Иногда дипломный проект у архитектора – самый грандиозный и лучший проект за всю жизнь: он выкладывается, ему нужно заявить о себе. Градсоветы зачастую – это просто междусобойчик по сравнению с комиссией, которая «судит» в МАрхИ дипломные проекты. Нужно доказать, что твой проект, твое предложение единственно правильные. Плюс мы студентов тут же влюбляем в Евпаторию: он ведь не просто почертил – и все, у него уже ассоциируется, что первый и главный проект в жизни был о Евпатории. Может, он не будет тут никогда ничего строить, но он обязательно сюда приедет, с семьей, друзьями. Это еще и пропаганда Евпатории в хорошем смысле, в самом интеллектуальном и высоком (улыбается).
– Работа со студентами имеет свои не только педагогические, но и методические особенности. Каким образом, в какой последовательности планируется организовать евпаторийскую практику студентов МАрхИ?
– На следующий год они все выходят на защиту дипломных работ, где мы выбираем лучших, которые отличились за этот семестр. Вы еще увидите ребят на улицах Евпатории этой весной и летом. И это мы коснулись только проекта «Гжель». Вместе с МАрхИ мы запускаем проекты по урбанистике дворовых пространств 9-го микрорайона, со специалистами кафедры теории и истории архитектуры готовим атлас по имперскому модерну Евпатории, дипломные проекты по развитию технопарка, маршрута «Малый Иерусалим», а также античного кластера «Городище «Чайка» в Заозерном и многое другое, включая даже научно-познавательный космический центр. Мы запускаем, как я сказал, исследование с выходом на проектирование пространств в микрорайонах. Потому что одно дело – то, что мы на набережной Горького делали, занимаясь благоустройством. Это – вовне, для привлечения туристов, курортных жителей. Но нельзя забывать и о том, что есть не охваченный нами гигантский массив, который проседает, потому что у него вроде как нет туристической привлекательности, но ведь там живут люди! «Главным ресурсом территории являются именно люди» – это правило. Именно внутреннее пространство: дворы находятся в ужасном состоянии, ребенка не отпустишь – вдруг его машина собьет. Девятый микрорайон рассматриваем как самый тяжелый и интересный. Есть проекты, есть инициативы, есть мероприятия. Более того, в этом году, еще до подписания договора о сотрудничестве, по моей инициативе уже запущены проекты по Евпатории и в других вузах, делаются дипломы в Строгановской академии (Москва) по оборудованию пляжей. И если МАрхИ – это самый главный архитектурный вуз, то Строгановка – это старейший вуз, который готовит именно промышленных дизайнеров. В Казанском строительно-архитектурном университете готовятся три потрясающих диплома по Старому городу. Прошлым летом в Евпатории у нас в отделе (отдел архитектуры и градостроительства администрации Евпатории. – «ЕЗ») как раз была группа талантливых казанских студентов на практике. Они напрочь влюбились в город. Все так и продолжается, а мы запускаем новые истории!
Беседовал Василий АКУЛОВ
Фото Нияры Абсеметовой и из личного архива Алексея Комова