Городскому архиву – 95 лет!
Вехи становления архивного дела
Во всех сферах жизни человека происходит множество разных событий: на арену политической и общественной жизни страны выходят организации, люди, деятельность которых так или иначе влияет на наше общество. В таком непостижимо быстром темпе можно упустить какие-то моменты из виду, дать неправильную оценку происходящему. И только архивные документы способны восстановить былое, отразить ретроспективу всего происходившего независимо от того, захотим мы выяснить что-то через десять лет или наши потомки – через сто лет.
Ответы на многие вопросы, касающиеся становления архивного дела в Евпатории, хранятся в документах Государственного архива Республики Крым.
22 мая 1919 года Нарком просвещения Крымской ССР утвердил представленный Б. Д. Грековым, профессором Таврического университета, проект устройства Таврического центрального архива – Крымцентрархива.
Дата официального открытия Крымцентрархива – 13 июня 1919 года, по сути, совпала с прекращением его деятельности. К концу июля весь Крым был под властью временного правительства генерала А. И. Деникина. Новая администрация, налаживая управление на занятых территориях, отменила все законодательные акты большевистского правительства. Только после окончательного установления советской власти на полуострове в конце ноября 1920 года отдел народного образования поручил профессору Грекову работу по восстановлению Крымского архивного управления.
В первые годы деятельность Крымцентрархива была направлена в основном на концентрацию документов ликвидированных дореволюционных учреждений, а также организацию и контроль архивного дела в уездах.
История организации архива в Евпатории имеет и авантюрный момент, что не совсем вяжется с сутью и сферой деятельности такой структуры.
Речь идет о неком Покровском – инструкторе Крым-Окрподзагса, который в январе 1921 года находился в Евпатории в командировке и по просьбе заведующего Крымцентрархивом «занялся выяснением положения архивов при местных правительственных, общественных, сословных и других учреждениях». Покровскому удалось выяснить, что архивы находятся в Полиграфическом подотделе, а тот «за недостатком писчей бумаги широко стал пользоваться чистыми листами ея, вырезая таковые из дел архивов», а это был прямой путь к полному их уничтожению. Покровский решил действовать немедленно. Отсутствие мандата и каких-либо рекомендательных писем его не остановило. Назвав себя представителем Крымцентрархива, Покровский встретился с заместителем председателя уревкома (уездный революционный комитет).
Видимо, способностями ораторства и убеждения Покровский обладал в полной мере, поскольку его не только приняли за чиновника Центрального архива, но и поручили организовать при Уездном отделе народного образования (Наробраз) архивную комиссию, еще и наделив при этом правом решающего голоса.
Через заведующего отделом народного образования Покровский получил список лиц из местных учителей, имеющих отношение к истории, архивной деятельности, которые могли бы организовать и вести архивное дело в Евпатории.
Первое заседание комиссии состоялось 13 января 1921 года. В протоколе заседания были обозначены полномочия и обязанности комиссии, заключающиеся в учете, концентрации и обеспечении сохранности архивов.
Из описанной ситуации видно, что все действия относительно организации Архивной комиссии в Евпатории были проведены без ведома Крымцентрархива. Только 29 января 1921 года в своем письме заведующему Центрархивом Покровский сообщил о случившемся факте.
Возможно, именно это обстоятельство стало причиной определенных трудностей комиссии во взаимоотношениях с Крымцентрархивом в первые месяцы работы. Не имея в руководстве ни нормативной базы, ни каких-либо распоряжений высших архивных органов, реализовывать возложенные на комиссию задачи по сохранности и формированию архивных фондов было нереально. В условиях абсолютного дефицита бумаги ситуация стала просто критической.
Становление архивного дела действительно было сопряжено с огромными трудностями, и не только в Евпатории. Организация делопроизводства и формирование архивных фондов держались на личном энтузиазме архивистов, особенно если учесть тот факт, что это была не основная их работа, а работа по совместительству, которая зачастую не оплачивалась.
Заседание Архивной комиссии 6 сентября 1921 года было, по-видимому, последним. Из докладных Владимира Федоровича Штифтара, председателя комиссии, следует, что работа по учету архивов проводилась им одним, что в значительной мере сказывалось на ее объемах.
Отправной точкой в более систематизированной работе архивов стало Временное положение об окружных архивистах, утвержденное Коллегией НКВД Крымской АССР 30 мая 1923 года. Согласно положению, должность архивиста утверждалась при окружном исполкоме. Наконец были четко обозначены обязанности окружных архивистов, нормы труда и плата работников.
Нормативная база активно пополнялась новыми разработками. «Правила о постановке архивной части действующих учреждений» в значительной мере облегчили работу окружных архивистов в сфере разъяснения организациям правил ведения делопроизводства и ведомственного хранения документов.
Из отчета Владимира Федоровича за 1924–1925 годы мы узнаем, что «общие условия работы не вполне удовлетворительные. Приходится работать в неотапливаемом и тесном помещении, что сильно тормозит работу по разбору материалов».
О том, что у Евпаторийского архива появилось еще одно помещение, мы узнаем из отчета Крымцентрархива Главному архивному управлению за 1927–1928 годы. Правда, где оно находилось, в отчете не указано. Мы полагаем, что речь шла о здании Армянской церкви.
Акт о передаче Евпаторийского архива из ведения исполкома в ГО НКВД от 16 декабря 1939 года – единственный найденный нами документ, в котором полностью описано состояние архива: месторасположение, состояние здания, количество и состояние архивных фондов, их названия, имущество, кадровый состав. Согласно данному документу, райгорархив находился на ул. Интернациональной, 44, в здании Армянской церкви.
В период оккупации Евпатории немецко-фашистскими войсками архив не функционировал. Поскольку архивные документы не успели эвакуировать, их свалили со стеллажей в одну большую кучу посредине архивохранилища, здание закрыли.
После освобождения Евпатории советскими войсками 13 апреля 1944 года учреждения города стали возобновлять свою деятельность. Организовать полноценную работу было сложно. Относительно потерь Евпаторийского архива сведения имеются диаметрально противоположные. Из воспоминаний Светланы Анисимовой, работавшей с сотрудниками, которые закрывали архив перед оккупацией и восстанавливали его работу после войны, следует, что документы были не тронуты и после освобождения города работники архива застали ту же кучу документов. Из отчетов Крымгосархива Главному управлению получаем иную информацию: «…В Евпаторийском архиве была открыта мастерская по изготовлению тетрадей, бумагу для которых извлекали из архивных дел. В настоящее время архив обслуживается одним работником».
В послевоенные годы, вплоть до 1955 года, работники архива, а их было только два – заведующий и инспектор, восстанавливали архивные фонды довоенного периода, составляли научно-справочный аппарат к ним. В этих материалах была задокументирована история Евпатории в довоенный период, и это определяло их востребованность у исследователей. Кроме исторической ценности фонды Евпаторийского архива представляли огромное социальное значение. После вступления в силу Закона о государственных пенсиях, принятого 14 июля 1956 года, выдавалось до 2,5 тысячи справок в год о заработной плате и подтверждении трудового стажа.
Ежегодно архив пополнялся новыми фондами. Места для их размещения хватало, вот только условия работы оставляли желать лучшего. Напомним, что архив располагался в здании Армянской церкви, которое очень пострадало в годы войны: в куполе здания и стенах имелись трещины, через которые залетали птицы, попадала дождевая вода. Отопить такое помещение не представлялось возможным – была только одна печка. Зимой в хранилище замерзала вода.
Решением исполнительного комитета Евпаторийского городского совета от 7 февраля 1978 года предоставлялось помещение на ул. Демышева, 100а, где и по сей день находится Евпаторийский архив. Данное помещение проектировалось именно под архив, с учетом всех требований и норм.
25 сентября 2009 года для усовершенствования организации архивного дела в городе решением Евпаторийского городского совета путем объединения двух отделов исполкома – архивного и отдела по работе с трудовым архивом 1 декабря был создан Архив Евпаторийского городского совета.
После вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации постановлением администрации Евпатории от 11.12.2014 № 16-п на базе ликвидированного Архива Евпаторийского городского совета создано муниципальное бюджетное учреждение “Архив города Евпатории”.
Ежегодно на прием в архив приходит более тысячи граждан. По заявлениям юридических и физических лиц выдается до шести тысяч архивных справок, выписок, копий.
Прием граждан и юрлиц осуществляется во вторник и четверг с 8 до 16 часов.
С момента первого заседания Евпаторийской архивной комиссии и до наших дней прошло 95 лет. Во временном аспекте – это внушительный период. Можно подытожить свою работу за это время и выдать на всеобщее обозрение внушительное количество принятых на хранение дел, составленных исторических справок и описей, подготовленных архивных справок. Но это будет всего лишь статистика. Важнее осознать, что архив, будучи хранителем памяти целых поколений, играет огромную роль в формировании нашего мировоззрения, национальной сознательности и толерантности.
Елена Домрачева, директор МБУ «Архив города Евпатории»