Не было бы счастья, да несчастье помогло
Владимир Константинов: «На днях я призвал в отношениях с Украиной люки не только задраить, но и запаять. Убедился, крымчане на моей стороне».
Эксклюзивное интервью главному редактору «Крымских известий» об испытаниях, наших терпеливых людях, «руке Москвы» и о чем спикера попросила пожилая землячка.
Вторую неделю Крым живет в условиях энергетической блокады, устроенной напрочь утратившей чувство реальности, ослепшей от ненависти киевской верхушкой. Не случилось ничего из того, на что она рассчитывала. Крымчане не деморализованы и мужественно переносят неудобства. Местная, республиканская власть работают в связке, координируя свои действия на ежедневных селекторных совещаниях. К сожалению, «лег» реальный сектор экономики, но в подавляющем числе бизнес проявляет понимание, и даже терпя колоссальные убытки, предприниматели везут в отдаленные села продукты генераторы, топливо к ним, раздают нуждающимся.
«Не было счастья, да несчастье помогло» – так оценивает консолидацию крымского общества Председатель Государственного Совета РК Владимир КОНСТАНТИНОВ, давший эксклюзивное интервью главному редактору «КИ».
– Два вопроса задавали на Руси во времена испытаний – кто виноват и что делать? Политологи называют разных провокаторов. Кто-то припоминает метафоричный спич президента США Барака Обамы: «Мы должны сделать все возможное, чтобы Крым стал обузой для России, настолько тяжелой, чтобы она от него отказалась». Кто-то полагает, Порошенко не контролирует разгулявшиеся по стране банды, и правосеки творят, что хотят…
– Ну что вы, Порошенко как раз все и контролирует, он и его преступный режим – главные заказчики этого подлого проекта. А для воплощения замыслов нанимаются отщепенцы – правосеки, экс-лидеры крымского меджлиса, в чей карман перестали литься денежные потоки, и они готовы служить кому угодно и выполнять самые гнусные команды, чтобы вернуть утраченное. Я убежден – взрыв ЛЭП благословил украинский президент. Правый сектор» проявил инициативу: «Мы хотим взорвать опоры». И он скомандовал: «Взрывайте!», дал идеологический посыл.
– Какую цель он преследовал?
– Прежде всего, отвлечь собственный народ от тяжелейших внутренних проблем – фактической утраты государственности, экономического дефолта, нищеты. Надеется, поговорят украинские обыватели в троллейбусе или на дворовой лавочке, как умыли крымчан, и лягут спать сытыми и умиротворенными. С другой стороны, Порошенко продолжает заигрывать с националистами, идти у них на поводу. Он заигрался до того, что уже американский посол вынужден ему говорить: «Парень, ты притормози немного, дай положительную картинку для Европы». И «парень» собирает опереточное совещание, на котором статисты с озабоченными физиономиями говорят, мол, неплохо бы электроопоры починить. Не надо быть психологом, чтобы понять – делается все это для красного словца. Никто ничего восстанавливать не собирается. Не сдержался министр Аваков, сорвавший маски и с себя, и со своих начальников. Под занавес разговора он предложил разорвать все договоры с Крымом и полностью отрезать нас от всех ресурсов. Нет-нет, эти ребята верны себе и продолжают четко спланированную войну, цель которой – выжженная земля вместо цветущего края. Они ненавидят все русское – культуру, душу, традиции. Как политик говорю, они всегда боялись нашей автономии, ее идеологического ядра, гарантированного Конституцией права на референдум, которое, как ружье в пьесе, могло выстрелить (и в итоге выстрелило). Вспомните, на всех сайтах велась дискуссия, как бы упразднить республику и превратить ее в рядовую область.
– Но крымчанам внушалось, дескать, делается это исключительно для сокращения непомерно раздутого чиновничьего аппарата и перераспределения сэкономленных денег на социальные нужды.
– Циничные киевские соловьи и не такое пели! Допустим, их замыслы воплотились бы, Крым стал рядовой областью. Но русские отсюда никуда бы не делись. А Конституции уже нет, на референдум не сошлешься. Нам создали бы такие условия, что мы с котомками и детьми вынуждены были переправляться через Керченский пролив и бежать без оглядки. Территорию заселили бы этническими украинцами. Разве для нас эти планы – диковинка? Их ведь Киев никогда не скрывал! Помню, во времена майдана возвышали голос харьковчане, Одесса говорила о себе как о части Русского мира. И где теперь эти герои?
– И Глава Республики Сергей Аксенов, и вы неоднократно предъявляли претензии местной власти, да и чиновникам крымского уровня тоже. Медленно учатся, не успевают за стремительным бегом переходного этапа. О слишком короткой кадровой скамейке говорили на совещаниях и «круглых столах». Как сработала команда в условиях форс-мажора?
– Я не идеализирую местных чиновников. Были всякие ситуации. Однако в целом команда справилась. Мы вновь удивили Россию, потому что ни один из ее регионов не переживал период, когда бы ему обнулили поставку энергоресурса, нам толком никто ничего не мог посоветовать. Простейший пример. По линии МЧС в село доставляется генератор, но без топлива он – груда металла. Кинулись разбираться. По инструкциям заправлять его должны в МЧС, но не сделали этого. Если сельсовет потратит на бензин бюджетные деньги, придет с вопросами прокуратура. Как быть? И таких запутанных узлов завязывалось множество. Тем не менее, вопросы решаются. Самая сложная обстановка сложилась в Керчи. Пять суток город находился без электроэнергии (это очень тяжело в современной системе жизнеустройства), сейчас там все нормализуется. Я очень благодарен керчанам за терпение – никто не митинговал и не добавлял сутками работающим специалистам головной боли; депутатам и местной власти – за четкость и слаженность действий. Сейчас меня очень тревожит Белогорский район. Там свет подается по графику, но график очень тяжелый – всего на два часа в сутки. При отсутствии газа, большой удаленности сел друг от друга это непростое испытание. Сегодня туда отправился усиленный депутатский десант, чтобы ни одно село не осталось без внимания. Чем опасна чрезвычайная ситуация? Она может обостриться в любую минуту – система работает на пределе, где-то произойдет порыв кабеля, где-то поломка оборудования. Поэтому никому нельзя расслабляться.
– Во времена «Крымской весны» был чрезвычайно популярным лозунг «Россия своих не бросает». Ощутили ли вы это и в ноябре 2015-го?
– Вслед за президентом Владимиром Путиным скажу, для нас роковая ночь с пятницы на субботу 21 ноября тоже стала «ударом в спину». Провокаторы специально сделали это в ноль часов, чтобы проснувшиеся утром люди были дезориентированы, запаниковали. Не вышло. Вся необходимая помощь из Российской Федерации оказывается в полной мере. В том числе и через неформальные каналы – поставляются генераторы, выезжают специалисты. Да и мы сами поняли, что справимся с временными сложностями. Главные усилия центра сконцентрированы на строительстве первой очереди энергомоста. Люди работают там сутками. В ближайшее время его запустят, потечет электроэнергия с материка и станет реально легче.
– Появилась информация, что в некоторых регионах обострились конфликты между славянами и крымскими татарами.
– Я бы не преувеличивал страшилки. Есть локальные проблемы на бытовом уровне, и я призываю крымчан хранить межнациональный мир и согласие, не допускать того, что ждет от нас Порошенко с камарильей. Не крымские татары – причина нынешнего форс-мажора. Киевские политиканы донецких стариков лишили пенсии. По их указке разобраны рельсы и шпалы, ведущие в Крым. Они блокировали доставку сюда продуктов. К их поступкам нельзя применять обычные мерки. Это безумные, неадекватные люди, которых будут судить международным судом. Я много езжу по Крыму. Подходит бабуля. Я думал, начнет ругаться или жаловаться, а она строго отчитала: «Сынок, не берите у Украины электроэнергию, не унижайтесь. Даже если в Чаплынке линию починят, не берите. Лучше мы перетерпим, но будем жить без подачек фашистов». Для меня эти слова прозвучали как урок – я еще раз удивился патриотизму, чувству достоинства наших людей. На днях я призвал в отношениях с Украиной не только задраить люки, но и запаять. Вижу, народ на моей стороне.
– Не могу не задать еще один вопрос, волнующий наших читателей. Топ-новостью минувшей недели стала не только крымская ситуация, но и резкая смена тональности во взаимоотношениях с Турецкой Республикой из-за сбитого российского истребителя. Президент подписал соответствующие документы об экономических санкциях против этого государства. Россиянам не рекомендовано там отдыхать, идет речь о прекращении авиасообщения и введении виз. А мы совсем недавно в Госсовете принимали делегацию турецких инвесторов, подписано немало соглашений о сотрудничестве. У многих крымчан бизнес неразрывно связан с этой страной, да и родственников у крымских татар там немало. Я сама не раз бывала в Стамбуле на медиатусовках, да и о пантюркизме писала с симпатией…
– Межгосударственные взаимоотношения выстраивает Москва, наше дело – беспрекословно подчиниться выработанной ею официальной линии и проявить солидарность с президентом Путиным. Власти Турции подтвердили факт совершенного государственного преступления. Никто не предпринял попытки извиниться. Как должен был действовать президент? По-моему, предельно жестко, что он и сделал. Вот он весь твой пантюркизм в чистом виде. Мы Турции деньги даем развиваем ее, планируем строить Турецкий поток, везем миллиарды долларов в летний сезон, а она без предупреждения выпускает ракету в наш самолет и убивает российских граждан… Сейчас надо охладить пыл и пересмотреть нашу политику. Турция веками была соперницей России – мир с ней чередовался с войной. Сейчас правящие там ребята заигрались во власть, решили, Сирия – их территория, она все равно распадется, так почему бы от этого слона не отхватить себе часть? Меня удивляет президент Эрдоган. Я считал его умным человеком, и вдруг он совершает явную глупость. Прежних отношений у России с Турцией уже не будет
– Но Эрдоган вроде бы как пошел на попятную и к концу недели смягчил риторику.
– Представьте, что вы в лавке из кассы украли деньги и, когда вас схватили за руку, стали извиняться – я все сейчас верну. Вы уже никогда не восстановите статус честного человека. Что касается крымского бизнеса и частных отношений, так у нас и с Украиной были бизнес и частные отношения. И где все это теперь? Давайте больше заниматься Крымом и крымчанами. Пользы больше.
Беседовала Ирина ИВАНЧЕНКО