«Приморский бульвар» в трамвайном депо

Шлягеры Леонида Утесова, Петра Лещенко, советские эстрадные хиты тридцатых–шестидесятых, винтажные хиты на английском, португальском, итальянском языках и, конечно, русский городской романс. И все – живьем! По-другому участники евпаторийской винтаж-группы «Приморский бульвар» не умеют. Официальный музыкальный коллектив местного трамвайного управления без труда мог бы стать муниципальным ансамблем, радовать евпаторийцев и оставлять добрую память в сердцах гостей курорта. Но…

«Больше не нужна и не слышна»

…Чего только не увидишь и не услышишь сегодня на приморских бульварах Евпатории: от торговцев сувениров и свободных художников до наглых деляг, зазывающих сняться с животными, и уличных лабухов, дурными голосами орущих хиты русского рока под гитару (непременно плохо настроенную). А когда-то здесь звучала настоящая музыка, играл духовой оркестр, оживляя все вокруг. Музыка, от которой, по словам поэта Леонида Дербенева, «так хочется жить».

Увы, со времен рубежа веков культура уличной музыки в Евпатории существенно деградировала. Ушли ветераны, легендарный евпаториец Михаил Захарович Пиастро, который и в 80 лет продолжал руководить оркестром, что уже находился в неминуемом состоянии распада. Не стало музыкантов более молодого поколения, из последних сил поддерживавших в городе добрую традицию духовой музыки. Но и их голый энтузиазм наконец отступил перед одноразовыми, но ежегодными «маршами вышиванок» и карнавальными шествиями под фальшивым предлогом «Международного дня курортника». Прежняя городская власть ясно дала понять, что ей такая музыка, выражаясь словами поэта, «больше не нужна и не слышна». Но музыка не перестала быть нужной евпаторийцам и гостям города, среди которых немало ценителей старой эстрады. К несчастью, сегодня эти люди вынуждены довольствоваться сумбурным шумом набережных.
В отличие, скажем, от сакчан и гостей сакского курорта, чей слух этим летом каждые выходные радовал малый состав оркестра  Крымской железной дороги.

3Музыкальный трамвай

Этой весной в Евпатории произошло чудо. В городе, где уже курсировали и «Трамвай желаний», и «поэтический трамвай», неожиданно появился трамвай музыкальный. Открытый спецвагон, используемый для обслуживания путей, выехал из трамвайного управления утром 9 мая. От остановки к остановке неожиданная музыка возвещала семидесятую годовщину Великой Победы. Преодолевая неудобства и неизбежное качание вагона, пять человек исполняли произведение за произведением. Из более чем полувекового трамвая, как из старого радиоприемника, вперемешку со скрипом доносились хорошо забытые звуки. Аккордеон, саксофон, гитара, барабаны, бас-гитара (контрабас не поместился в спецвагон) вызывали изумление прохожих. Но музыкальный вояж закончился, и яркий ансамбль, как и его концерт-сюрприз, скрылся в трамвайном депо. И вот спустя четыре месяца неожиданно выступил вблизи городского театра имени А.С. Пушкина. Свою программу музыканты приурочили к 135-летию российского трамвая!

– Я долгое время жил в Москве и вернулся домой около двух лет назад, – говорит художественный руководитель коллектива Артем Приписнов. – К тому времени идея ребят создать музыкальный проект уже давно витала в воздухе: Георгий раздобыл неплохой контрабас и рвался в бой, Андрей тоже сильно скучал по живым выступлениям. Совершенно случайно встретились на улице с саксофонистом Игорем Яценко, который, оказывается, тоже давно стремился собрать музыкальный коллектив, и у него не было проблем с помещением и аппаратурой! Мы немедленно приступили к репетициям в санатории «Буревестник» (к слову, спасибо завклубом санатория Владимиру Букову). Впрочем, довольно быстро поняли, что и базу, и аппаратуру лучше иметь свою, и теперь репетируем в трамвайном депо, частенько выступаем прямо на маршруте трамвая №1, объезжая с музыкальной программой весь город. Пусть это и не бразильский карнавал, но припомнить еще один город в мире, где по улицам ездит музыкальный трамвай с живым ансамблем, не могу.

2Культура на местах

– Лет семь назад я с нашим нынешним барабанщиком Леней Островским собрал духовой оркестр, двенадцать человек, нам Валентина Шахно, вдова замечательного аранжировщика и трубача Игоря Шахно, подарила выполненные им аранжировки произведений, целое достояние республики, – омрачает рассказ коллеги саксофонист, военный пенсионер Игорь Яценко. – И мы два года убили на то, чтобы оркестр зазвучал. А в итоге оказалось, что он никому не нужен вообще. И к мэру тогдашнему мы ходили, ко всем. И все говорили: «Да, мы любим музыку, какая это красота: духовой оркестр!» Но никто пальцем о палец не ударил. А ведь в былые времена в Доме культуры, позже ставшем Центром досуга, существовал оркестр. Более того, в 70-е годы оркестр насчитывал более сотни человек и занимал призовые места на всеукраинских и всесоюзных конкурсах! На словах сегодня все активно поддерживают инициативу создания в городе эстрадно-духового коллектива, который бы мог прийти на смену оркестру. Так же активно, как поддерживают озеленение улиц, благоустройство дворов и так далее. И правильно: это сохранение определенных традиций и нравственных устоев. Одно дело, когда в ночных клубах людям в ухо долбит «унца-унца», и совсем другое – музыка, на которой воспитывались наши деды, отцы, мы сами и которую у нас в клубах не играют, потому что все наши клубы ориентированы на молодежь.

И ведь дело не в молодежи и уж тем более не в желании музыкантов осваивать
какие-то бюджеты. Это здоровая обеспокоенность людей за будущее родного города. Здоровое желание вернуть в курортный мир Евпатории «гармонии божественный исток». Здоровый энтузиазм самодостаточных творческих людей, для которых благоустройство города не заканчивается количеством урн, скамеек и молодежным «экопатрулем» в курортной зоне летом. Здоровое стремление благоустраивать и ноосферу родного города.

4– Духовой оркестр, играющий летом в парке, к примеру, на ротонде, – это признак и яркий символ любого приморского курортного города, его лицо, – продолжает Артем Приписнов. – Нынешнее же лицо бывшей всесоюзной здравницы – ходули. Возможно, я перегибаю палку, но когда мы в управлении культуры попросили разрешения выступить на улице Караимской и предоставить хотя бы розетку, нас никто и слушать не стал: хотите, мол, играть – играйте возле… церкви! Мы все, конечно, лишены предрассудков, но играть польки и фокстроты по соседству с православным и мусульманским храмами было бы по крайней мере легкомысленно.

По словам музыканта, «Приморский бульвар» играет винтажную музыку 30–60-х годов прошлого столетия – свинг, фокстроты, вальсы, самбу и латино.

– Это осознанный выбор, если хотите, возрождение традиции, прерванной еще в брежневские времена, – поясняет он. – Такой музыки сейчас катастрофически не хватает, ее незаслуженно забыли, а молодежь даже не представляет, как здорово и энергично могут звучать саксофон, аккордеон, контрабас. Причем мы не стали изобретать велосипед, ведь эта музыка была очень популярна в пятидесятых–шестидесятых, в том числе в нашей стране. Особенно ярко блистал тогда знаменитый джаз-квартет Бориса Тихонова. Нынешнее поколение знает его, пожалуй, только по мелодиям из мультфильма «Ну, погоди!», а когда-то без этой музыки в стране не обходились ни одни танцы. Мы включили в репертуар и его произведения, и Владимира Дмитриева, и собственные обработки мировых инструментальных хитов. Кстати, даже в лучшие времена эта музыка особо государством не поощрялась, а Борис Ермилович лично обращался в Министерство культуры СССР с призывом развивать на местах небольшие инструментальные коллективы. Действующая тогда филармоническая система была заточена на создание и поддержку крупных академических ансамблей областного или республиканского масштаба, а на местах любое музицирование, по сути, было отдано на откуп самодеятельности. Местами и вправду повышался уровень самодеятельного творчества. Но Тихонов просил поддержать местные клубы и коллективы, посадить самодеятельность «на оклад», и тогда, считал он, в каждом городе и поселке будет свой небольшой, но профессиональный оркестр или ансамбль, а людям не нужно будет ехать «за культурой» в областной центр. Увы, призыв Тихонова, несмотря на всенародную любовь и признание его ансамбля, так и не услышали.

Алексей ВАКУЛЕНКО
Фото из архива Артема ПРИПИСНОВА и Игоря ЯЦЕНКО

Состав «Приморского бульвара»:

 

  • Артем Приписнов (аккордеон, гитара, вокал),
  • Игорь Яценко (саксофон),
  • Андрей Коновалов (гитара, вокал),
  • Георгий Яшаев (контрабас),
  • Леонид Островский (барабаны).