Физика под дулами «шмайссеров»

В наше неспокойное время, когда в некоторых странах обезумевшего, кажется, мира поднимает голову неофашизм, особую важность приобретает каждое воспоминание, каждое свидетельство, каждое исследование, рассказывающие об ужасах нацистской оккупации, которую всего каких-то 70 лет назад пережила наша страна. Чтобы все мы, представители послевоенных поколений, ни на одно мгновение не смогли – не посмели! – усомниться в том, что нацизм в любых его проявлениях – это слезы, боль, разрушения и смерть. И ничего более! Даже когда коричневая чума маскируется под школы, театры и больницы, даже когда она вдруг начинает «возрождать» образование и культуру, – кровавый и деструктивный по своей сути режим не перестает быть величайшим в мире злом. «ЕЗ» предлагает вниманию читателей материал, посвященный малоизученному аспекту истории нашего города – работе евпаторийских школ в годы немецко-фашистской оккупации. Статью учителя истории Екатерины Селимовой подготовил к публикации писатель Евгений Никифоров.

Много лет назад, просматривая в республиканском архиве подшивку коллаборационистской газеты «Голос Крыма» времен фашистской оккупации, в номере за июнь 1943 года я неожиданно (так как цель поисков была иной) наткнулся на небольшое сообщение. Информация сухо извещала о том, что… в евпаторийских школах закончились занятия и прошли церемонии «последнего звонка».

Последний школьный звонок в оккупированной    фашистами Евпатории! Выходит, школы в то время работали? И не только в Евпатории, но и в других городах Крыма. Дети учились, учителя (кто они? где они нынче?) ежедневно ходили на работу. Как следовало из других газетных материалов, в области, оказывается, проходили даже «педагогические конференции». Пропагандистская машина оккупантов старательно имитировала возрождение культурного процесса на территории захваченного полуострова. Открывались публичные библиотеки и кинотеатры, на театральных подмостках выступали заезжие гастролеры и реанимировались старые спектакли. И… работали школы!

Но в Государственном архиве АРК мне тогда было веско сказано, что никаких документов, касающихся работы школ в период оккупации, в архиве не было и нет.

Не раз и не два случалось разговаривать с евпаторийцами, которые – это было видно «невооруженным глазом» – могли бы внести ясность. Но как только до них доходил смысл моего интереса, собеседники тут же настораживались, замыкались, и между нами мгновенно возникала невидимая, но, тем не менее, непроницаемая стена.

Впрочем, что вспоминать события более чем тридцатилетней давности! Совсем недавно стараниями и многолетними усилиями И.М. Слепкан (Шевчук) в двух выпусках был издан замечательный документальный буклет: «Сад детства. Письма, статьи, очерки. (К 130-летию мужской гимназии Евпатории)».

Понятно и потому тем более обидно, что в этой 130-летней хронографии по-прежнему существует историческая лакуна: годы Великой Отечественной войны выпали. Также не отражен этот период и в романе краеведа А.Стомы «Сквозь мутные стекла времени». Поэтому получалось, что 1942-1944 годы в истории культуры нашего города безвозвратно канули в безвестность.

Слава богу, что это не совсем так! И работа учителя истории средней школа №13 Екатерины Селимовой – тому доказательство. Сухие, документально скупые и точные сведения, приведенные в ее работе, заполняют досадный пробел в истории Евпатории и, быть может, сумеют пробить брешь в стене умолчания. Может быть, кто-то из горожан теперь решится поделиться своими воспоминаниями, документами и материальными свидетельствами, оставшимися в домашних архивах. Чем больше мы будем помнить и знать историю своего родного города, тем небезразличнее будет нам наше собственное сегодняшнее существование! Тем более полную историческую картину сможем мы передать своим потомкам.

Евгений НИКИФОРОВ, член Союза писателей России.

Учеба за гранью выживания

31 октября 1941 года в Евпаторию вошли первые части немецкой армии. В городе был установлен тяжелый оккупационный режим, длившийся почти два с половиной года.

В это время в нашем городе насчитывалось всего около 35 тысяч жителей. С начала войны в действующую армию было отправлено более пяти тысяч мобилизованных, из них около тысячи добровольцев. В полном составе ушел на фронт 10-й класс средней школы имени М.Горького №1.

В предвоенный период в Евпатории действовали 18 школ, в которых обучались 7070 человек. Из них – четыре средние школы (№№1, 2, 3, 4), пять неполных средних школ (№№5, 6, 7, 8, 9) и девять начальных школ (№№10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18). Средняя школа №3 и начальные школы №№15 и 16 являлись в то время татарскими, и обучение в них велось на крымскотатарском языке.

Во время оккупации (31 октября 1941 – 13 апреля 1944 года) в Евпатории функционировали пять школ (СШ №1 – ул. Школьная (ныне – ул. Бартенева), 1/3; СШ №2 – ул. Школьная, 2; НШ №10 – ул. 25 Октября (пр-т Ленина), 38; НШ №11 – ул. Привозная (ул. Володи Дубинина), 15; НШ №15 – ул. Цыганская (ул. Заводская), 15), в которых обучалось 805 человек (не считая татарской школы).

Основой преподавания в оккупационный период, как и в предшествующий, была программа средних школ СССР, которой руководствовались до 30 сентября 1941 года. В оккупационный период из дисциплин вышеуказанной программы фашистами были исключены для преподавания Конституция СССР, история народов СССР, экономическая география и литература XX века.

А кроме преподававшихся в советское время дисциплин были введены логика и латинский язык. Преподавание велось, за очень небольшим исключением, без всяких учебников. Пользоваться учебниками, изданными после 1917 года и не просмотренными немецкой комендатурой, категорически запрещалось не только ученикам, но и учителям! А небольшим количеством имевшихся в то время учебников по математике, физике, просмотренных комендатурой, можно было пользоваться только во время урока. Доходило до того, что даже таблицами логарифмов учащиеся могли пользоваться только на уроках. В целях закрепления сообщаемого на уроках материала ученикам приходилось много конспектировать. Это сильно тормозило работу и учителя, и учащихся

К тому же, постоянное ведение конспектов неизбежно отражалось на почерке учеников, которые привыкали к спешности и небрежности. Добросовестно и детально проверять подобные «конспекты» не успевали даже самые преданные своему делу преподаватели, поскольку и в квартирах, и в самой школе очень часто отсутствовало электрическое освещение. А вместо тетрадей ученикам приходилось использовать различные клочки бумаги, поэтому хранить подобные «конспекты» было затруднительно.

Вторым фактором, который тормозил работу школы в оккупационный период, были частые перерывы в занятиях, вызываемые различными причинами. Так, если первая четверть 1943-1944 учебного года в этом отношении прошла более или менее благополучно: длительных перерывов, более двух-трех дней, не было, то начало второй четверти значительно задержалось из-за паники, связанной с событиями на фронте.

Комендатурой было приказано не только прекратить занятия в школе, но и сжечь всю деловую переписку и даже газеты. В третьей четверти занятия прерывались из-за почти полного отсутствия стекол после бомбардировок. То и дело школьные помещения отводились под постой войсковых частей.

Зимой из-за почти полного отсутствия отопления в школах учащимся и учителям приходилось работать в верхней одежде, головных уборах и галошах.

Несмотря на все перечисленные трудности, четвертные планы прохождения учебного материала выполнялись. Требования, предъявляемые к учащимся, снижались, школьники, в свою очередь, старались добросовестно относиться к учебной работе, чувствовалось, что они хотят учиться; сильные духом жаждут знаний, надеясь, что наступит момент, когда все эти трудности останутся в прошлом.

 

После оккупации

(На основе «Докладной записки о состоянии школ, детсадов и политпросветучреждений г. Евпатории после оккупации»)

В апреле 1944 года евпаторийский отдел народного образования, преподаватели и учащиеся приступили к очистке школ от внешней грязи и мусора, который оставили оккупанты во время постоя войск. Наркомпросом была поставлена задача: в кратчайшие сроки, оставшиеся до конца учебного года, дать намеченный на четвертую четверть материал и, кроме этого, наверстать то, что не было допущено к преподаванию оккупантами. Начать работу после минимального ремонта могли одиннадцать из восемнадцати школ, действовавших в Евпатории в предвоенный период.

В период оккупации в каменном двухэтажном здании неполной средней школы №5 на ул. Гоголя, 5, помещалась управа. Это и помогло сохранить школу в хорошем состоянии. После освобождения города в ее здании временно располагался городской совет.

Функционировала во время войны и средняя школа №2. Каменное двухэтажное здание, мебель и наглядные пособия хорошо сохранились, хотя во время бомбежек были выбиты стекла, пострадали надворные постройки. Директор же этой школы бежал вместе с немцами. Через неделю после освобождения города – 20 апреля 1944 года – школу вновь открыли. Новым директором был назначен один из преподававших здесь учителей.

Хорошо сохранилось одноэтажное здание неполной средней школы №6, располагавшейся на ул. Пролетной (Просмушкиных), 6. В период оккупации здесь работала восьмиклассная татарская средняя школа, а с 20 апреля 1944 года начала функционировать советская татарская средняя школа. Школа была оборудована мебелью и наглядными пособиями.

В прекрасном состоянии после окончания войны находилось одноэтажное здание начальной школы №10, которое в период оккупации было занято немецкой школой. На территории школы находилась охрана, поэтому здание было абсолютно готово к занятиям – не хватало только парт.

Начальная школа №14 (ул. Дачная, ныне – ул. Буслаевых, 1) тоже охранялась, поэтому сохранилась в хорошем состоянии: в небольшом каменном одноэтажном здании мебелью были оборудованы два класса.

Сохранилось и одноэтажное здание начальной школы №11, которая функционировала в период оккупации. С 20 апреля здесь была открыта советская начальная школа, в которой обучались 200 учеников.

Начальная школа №15 в период оккупации также работала. Сохранилось одноэтажное каменное здание. С 21 апреля 1944 года здесь начала работать советская начальная школа. Число учеников – 120, штат учителей – пять человек.

В период оккупации работала и начальная татарская школа №16 (ул. Базарная, ныне – улица Матвеева, 28). Сохранилось каменное одноэтажное здание. С 21 апреля 1944 года здесь открыта советская татарская начальная школа, в которой обучались 100 человек.

Сохранилось каменное одноэтажное здание начальной школы №17 (ул. Интернациональная, 44). Во дворе учебного заведения в помещении армянской церкви размещался городской архив.

Для занятий – после ремонта и остекления – могла быть использована и неполная средняя школа №8 (ул. 25 Октября, 14). Она считалась новостроем: двухэтажное здание было введено в эксплуатацию в 1939 году.

В нормальном состоянии для начала работы находилась начальная школа №13 (ул. Революции, 53), однако, несмотря на то, что школа охранялась, мебель была расхищена. В каменном одноэтажном здании были выбиты стекла, разрушены надворные постройки.

Остальные учебные заведения требовали существенных восстановительных работ.

 

Екатерина СЕЛИМОВА, учитель истории МБОУ «Средняя школа №13».

Фото с сайта evpatoriya-history.info