«Евпаторийская гимназия имени императора Александра I»
На фасаде читального зала Пушкинской библиотеки Евпатории в последние годы можем прочитать: библиотека имени Александра II. Да, Министерство народного просвещения России сочло возможным дать нашей городской библиотеке, счастливому детищу С. Э. Дувана, имя одного из императоров Дома Романовых в честь, как тогда формулировалось, 50-летнего юбилея «великого акта освобождения крестьян от крепостной зависимости». Был в Евпатории и проспект Александра II.
А ведь в городе могла быть и гимназия, но имени другого Александра – Александра I, Благословенного.
9 февраля 1912 года на заседании педагогического совета Евпаторийской мужской гимназии педагоги ознакомились с документом вышестоящего руководителя – попечителя Одесского учебного округа о «присвоении учебным заведениям, библиотекам, читальням, другим просветительским учреждениям наименования лиц, особо прославленных в Отечественной войне 1812 года».
Это было время, когда Россия готовилась торжественно отметить 100-летний юбилей исторической победы над французами. И, конечно, воздать должное её героям. Но для получения «имени лиц, особо прославленных», следовало обосновать свои притязания. Так что педагоги гимназии на педсовете обсуждали своё право на имя Александра I, Благословенного. Уже сам факт «притязаний» на получение имени монарха говорил о многом. Безусловно, и в образовательном плане, и в воспитательном Евпаторийская гимназия была на хорошем счету. Юноши были, например, участниками Высочайшего смотра потешных полков, и, как передавал Попечитель из Одессы, Монарх, наряду с другими, благодарил и евпаторийских педагогов за образцовую организацию команды.
В обсуждении этого вопроса педагоги находили, как минимум, два основания для присвоения гимназии имени Александра I. Во-первых, согласно решению городской думы, уже с весны 1912 года предстояло начать постройку нового здания для гимназии. А планы были наполеоновские! И поныне стоящее здание мужской гимназии (одно из зданий гимназии имени Ильи Сельвинского) уже не удовлетворяло потребности учебного заведения, насчитывающего около 400 учащихся. Заметим в скобках, что через полвека, согласно отчёту на 5 сентября 1962 года, средняя школа № 3, занимавшая это здание, насчитывала 777 учащихся. Но до революции исходили из других критериев.
Гласные Евпаторийской думы уже рассматривали подготовленный городским архитектором A.JI. Генрихом проект нового здания для мужской гимназии. За образец была взята Пятая Одесская гимназия. В три этажа с подвалом и столовой! Среди надворных построек флигель с квартирами по 3 комнаты для помощников классных наставников и делопроизводителя. Классы и кабинеты на уровне последних требований. И одно из самых лучших городских мест – Шакаевский сад (ныне парк им. Ленина) – выделено под новое здание мужской гимназии.
«Было бы желательно поэтому, чтобы по случаю юбилея Великой Отечественной войны (так официально именовали тогда Отечественную войну с Наполеоном) гимназия перешла в новое помещение с именем первого героя этой славной войны.
Во-вторых, этим было бы увековечено первое и единственное Императорское посещение 1 ноября 1925 года Евпатории», – говорилось на этом педсовете.
Сегодня мы добавили бы ещё третье основание именовать учебное заведение именем «первого героя» – героя просвещения народа, давшего отсталой России толчок, сопоставимый, быть может, с тем только, что дал ей Пётр I в просвещении.
Уже по первой переписи населения 1897 года, в конце века, в Евпатории читали и писали на родном языке, то есть были грамотными, чуть больше 37 человек из 100 его жителей. Но всё же, согласно «Ежегоднику России» на 1907-1908 год, на сто жителей обоего пола в Англии было 92 % грамотных граждан, во Франции – 97, 9 %, Германии – 98 %, наконец, без двух десятых 100 % жителей в Бельгии читали и писали на родном языке. Реформы в просвещении народов России, которые начал в самые первые годы нового XIX века молодой император Александр I, дали России основание для учреждения новых, государственных, школ. Так, уже в 1815 году Евпатория имела первое такого рода учебное заведение. Потом возникли в городе и прогимназии – женская и мужская.
Как видим, не забыли евпаторийские учителя и в 1912 году «первое и единственное Императорское посещение 1 ноября 1825 года». Как не забыли этого несколько поколений евпаторийцев, непосредственно участвовавших в приёме путешествовавшего императора и соприкасавшихся тогда с ним непосредственно.
ПОСЕЩЕНИЕ ИМПЕРАТОРОМ ЕВПАТОРИИ
190 лет назад император Александр I совершил путешествие в Крым и, как известно, побывал в Евпатории. Это, действительно, было на ту пору «первое и единственное» посещение монархом нашего города.
Дело канцелярии Феодосийского градоначальства № 934 содержит полдесятка документов, раскрывающих подготовку к приёму императора, проезжающего через Бахчисарай и Саки в Евпаторию, где он «будет иметь с 31 октября на 1 ноября ночлег».
Каждый из документов, раскрывающих маршрут передвижения первой персоны государства, по нынешним представлениям кажется чрезвычайно открытым, ибо данные о маршруте государя направлялись непосредственно в «здешнюю почтовую контору». И нужно сказать, что отправленная 17 октября 1825 года надзирателю 1-ой дистанции таможенного присмотра Романову информация была им получена ровно через 3 дня – 20 октября. Государственные надзиратели дистанций, управляющий Евпаторийской таможни, другие должностные лица, кроме маршрута передвижения императора, получили строгое предписание немедленно сделать распоряжение, «дабы во время приезда Его Величества чиновники были одеты по форме, а досматривающие пакгаузы были бы одеты пристойным образом». То же требование выдвигалось и к объездчикам дистанций, объездчикам на причалах берегов по тракту: и тем положено быть приличным образом, по форме, одетыми. И, конечно, документы содержат наставление о трезвости. О главной русской проблеме…
Главный документ данного архивного дела – это отчёт управляющего Евпаторийской таможней в адрес Феодосийского градоначальника. Он составлен 2 ноября 1825 года, тотчас по отъезду императора из Евпатории. Чиновник детально сообщал о следующем.
Император прибыл в Евпаторию 31 октября пополудни в полном здравии. Сразу отметим деталь о «полном здравии», потому что неожиданная смерть Александра I, случившаяся 19 ноября в Таганроге, то есть всего через 18 дней после посещения Евпатории, и сегодня является одной из неразгаданных тайн русской истории.
Чиновник из свиты Государя поручил управляющему таможней Евпатории подготовить 2 документа: список таможенных классных чиновников и записку о пристани и строениях, принадлежащих таможне. И велел ждать дальнейших распоряжений. Позже последовало требование: всем чиновникам таможни на другой день в 6-ти часов быть на месте своей службы.
Начальник главного штаба императора дал распоряжение управляющему Евпаторийской таможней «ожидать в таможне Государя Императора». Действительно, после службы в соборной Свято-Николаевской церкви, посещения мечети и караимской синагоги (по архивному документу), осмотра города император Александр Павлович прибыл к таможне. Управляющий отрапортовал Высочайшему гостю, как он пишет в отчёте, «словесно о благосостоянии» и вручил ему, кроме того, ещё и письменный рапорт. «Его Императорское Величество, приняв рапорт, изволил только милостиво спросить меня, давно ли я здесь нахожусь», – прибавляет управляющий с удовлетворением личное.
Из архивного документа следует также, что Император отправился в карантин, осматривал полевые казармы, а оттуда, уже никуда не заезжая, выехал из Евпатории «пополуночи в 12 голов (а прибыл, заметим, 6-ти голов) по тракту к городу Перекопу». В документе снова отмечено: «в вожделенном здравии»!
И конечно, вышестоящему начальству сообщено, что «Его Императорское Величество в бытность свою здесь был доволен порядком».
Цитируемый архивный документ доносит ещё одну яркую деталь: всю ночь с 31 октября по 1 ноября при благоприятной погоде Евпатория, таможня и карантин были освещены!
Управляющий Евпаторийской таможни предоставил копии данных Императору документов и аналогичный отчёт ещё в два адреса: в Министерство финансов, которому подчинялась наша таможня, и директору департамента внешней торговли.
Почти через два века мы можем держать в руках важный государственный документ, сохранивший для нас исторический факт, дух времени, почерк писавшего. Но, к большому сожалению, мы не смогли уверенно расшифровать фамилию управляющего Евпаторийской таможней коллежского советника по фамилии, возможно, ВАРДАКОВ.
И без особых трудностей в рукописном архивном документе прочитывается место ночлега императора Александра в Евпатории: «ДОМ КУПЦА КАЛИГИ».
ЛЕГЕНДА ОБ ИМПЕРАТОРЕ В ПАМЯТИ ГОРОЖАН
По какой причине гимназия не получила права носить имя Императора, сегодня трудно ответить. Известно, что самое непосредственное участие в отборе кандидатов, как сегодня сказали бы «номинантов», принимала царская семья. Трудно представить, что, нереализованный проект нового здания не позволил городской власти включиться даже в формальное участие по отбору претендентов на получение гимназией имени Императора Александра I.
Но нельзя сомневаться, что это были лучшие годы – 1912-1913 – в жизни коллектива гимназических учителей Евпатории, учащихся и их родителей. Потому что потом была война, потом – революция – и снова война, Гражданская. Думается, не раз горожане вспоминали, как в городе, таможне и карантине всю ночь горел свет, напоминая каждому о высоком ночном госте Евпатории. Как особенно подтянутыми были таможенники. И что император Александр остался доволен порядком.
Долго потом это историческое событие обсуждалось и в семьях чиновников, участвовавших в приёме императора, и семьях учеников, и очевидцев из числа горожан. Конечно, позже евпаторийцы были потрясены известием из Таганрога о скоропостижной и безвременной кончине монарха.
Автор статьи благодарит Т. В. Соболевскую, сотрудника Государственного архива Республики Крым, за предложение ознакомиться с архивным делом № 934 о путешествии Государя Императора по Крыму, а также краеведа П. Г. Хорошко за консультативную помощь.
Людмила Никифорова