Полет на свободу
Все события в истории совершаются людьми, их поступками, а когда надо — подвигами. И Великая Отечественная война — это подвиг миллионов людей, отстоявших свою землю и свободу. Один из тех, кто такой подвиг совершил, — Михаил ДЕВЯТАЕВ — Герой Советского Союза, летчик, прошедший войну от первого до последнего дня. Группа летчика Михаила Девятаева, чудом избежавшего смерти, не только сумела вырваться из плена и угнать самолет, но и рассекретить немецкое чудо-оружие. На примере жизни и подвиге таких, как Михаил Девятаев, и нужно воспитывать чувство патриотизма.
Белый ветер за висками развевается –
Время молодости нашей — авиация.
Время честности, и чести, и содружества,
Голубого, обжигающего мужества.
В небе грозы, словно розы, да колючие,
На земле измены жгучие, горючие.
Но не зря земля считает цветом нации
Тех, кто был, кто есть, кто будет в авиации.
Феликс Чуев
Советский ас
Михаил Девятаев родился 8 июля 1917 года в поселке Торбеево Пензенской губернии. Он был тринадцатым ребенком в семье. Успешно окончил речной техникум, но, мечтая стать летчиком, в 1940 году окончил Чкаловскую военно-авиационную школу летчиков. В действующей армии – с июня 1941 года. За боевые заслуги в этом же году награжден орденом Красного Знамени. К лету 1944 года М. Девятаев сбил девять немецких самолетов, пять раз сбивали его. 13 июля 1944 года в воздушном бою под Львовом был сбит. В последний момент покинул падающий истребитель с парашютом. Тяжело раненный, попал в плен к немцам.
Верность Родине
Девятаеву сразу предложили служить фюреру, т.е. изменить Родине. Но он с возмущением ответил: «Среди летчиков предателей не найдете». После первой попытки бегства из Лодзинского лагеря был переведен в лагерь смертников Заксенхаузен. Уделом сюда попавших была только смерть. Михаил Девятаев вспоминает в своей книге «Побег из ада»: «Как выжил, не знаю. В бараке – 900 человек, нары в три этажа, 200 г хлеба, кружка баланды и три картофелины – вся еда на день, и изнурительная по тяжести работа».
Но ему повезло, когда самых крепких отобрали и отправили на остров Узедом, где в ракетном центре Пенемюнде шли разработки крылатых ракет «ФАУ-1» и баллистических ракет «ФАУ-2».
Узники острова Узедом
В своих многочисленных интервью Девятаев говорил, что бежать из лагеря на самолете он решил в первые же минуты своего прибытия на остров Узедом. Ему, с детства увлекающемуся самолетами, показалось довольно просто угнать условный «Юнкерс» из- под носа охраны. Теперь осталось подобрать себе команду, проверенных людей, которые и под пытками не выдадут информацию о будущем побеге. Всего таких подобралось десять человек, кто-то работал недалеко от аэродрома, кто-то имел связи с конвоирами, и все без исключения молчали о будущем побеге.
Один шанс из ста
Работая на аэродроме, узники стали примечать все подробности: когда заправляются самолеты, когда команды идут обедать, какой самолет лучше всего захватить. Михаил остановился на «Хейнкеле-111», который чаще других летал. Надо было во что бы то ни стало увидеть приборы в машине и узнать, в какой последовательности что включать, ведь счет времени при захвате идет на секунды. Экипаж тяжелого двухмоторного бомбардировщика состоял из шести человек, а беглецам предстояло поднять его силами одного изможденного узника. Обсудили детальный план побега: кто ликвидирует охрану, кто расчехляет моторы. Риск был высок: самолет может оказаться без горючего, могут загородить полосу взлета. Короче, один шанс из ста…
Девять дней жизни
Первоначально побег планировали осуществить ближе к марту 1945 года, уже выбрали себе самолет – бомбардировщик Heinkel He 111, достаточно вместительный для десяти человек, но бежать, а точнее, лететь, пришлось раньше…
В концентрационных лагерях существовали банды заключенных, которые думали, что целиком и полностью управляют всеми остальными. Их действия поощрялись немецкой администрацией, которой было выгодно иметь свои глаза и уши внутри бараков. Но, помимо доносов, у этих банд была еще одна, страшная функция – «десять дней жизни». Вот как об этом вспоминал сам Михаил Девятаев:
«Десять дней жизни» – это лагерная формула самосуда, самочинная расправа группки бандитов-заключенных. Они выбирают себе жертву по указанию коменданта или охраны и в угоду им убивают ее, уничтожают варварским способом. Кто проявлял недовольство лагерными порядками, кто носил на груди красный («политический») винкель, кто сопротивлялся ограблению, кто сказал не так – тот попадал во власть банды головорезов. Девять дней «виновного» истязали всеми способами, какие только могли придумать организаторы издевательств, а если он еще оставался в живых, на десятый день его приканчивали. Заводилы имели право бить обреченного как угодно, когда угодно и так, чтобы свои последние десять дней тот прожил только в муках, в бреду, в полубессознательном состоянии. Чем сильнее он страдал, тем выше была награда за их работу. Самые дикие инстинкты пробуждались в низких, отвратительных существах таким своеволием, такой безнаказанностью».
Неудивительно, что заключенные боялись такого исхода значительно больше, чем «гуманного» расстрела. За несколько недель до побега близкий друг Девятаева уже стал жертвой подобного самосуда. И вот «десять дней» выписывают для него самого. Причиной стала драка с одним из заключенных, Костей-морячком. Его резкие слова «А мне какая разница, где жить! Водка, девушка и деньги!» не раз выводили из себя других узников, для которых домом была оставленная на Родине семья. И однажды Девятаев не стерпел, ударил обидчика, но тут же зверски был избит. Очнувшись, он понял, что оставшиеся девять дней «приговора» пережить не сможет, и чем скорее они с товарищами угонят самолет – тем лучше. Спустя еще три дня побоев и издевательств окончательный план побега был готов.
Побег из ада
Утром 8 февраля 1945 года будущие беглецы выменяли себе места в двух рабочих бригадах по пять человек. Обычная задача таких групп – это уборка аэродрома, подходить к самолетам им было категорически запрещено. Но беглецы сообщили часовому, что им дана задача отремонтировать земляной ров – капонир. Когда часовой удалился, группа по сигналу перешла к активным действиям. Кривоногов убил заточкой конвоира, и теперь в радиусе ста метров кроме них и самолета никого не было. Быстро стянули чехлы с моторов «Хейнкеля», Девятаев прыгнул на место пилота, попытался завести моторы – тишина. Оказывается, у машины отсутствовал аккумулятор! Каждая минут промедления приближала заключенных к смерти за побег и убийство, поэтому действовали молниеносно. Всего за пять минут нашли тележку с аккумулятором и, наконец, завели мотор!
Машина разгоняется, минует вахтманов, садящиеся «юнкерсы» и… чуть не падает с обрыва в море. Даже на самой максимальной скорости она никак не идет вверх, только спустя несколько минут Девятаев догадывается, что мешают триммеры руля, у незнакомой машины они установлены в режиме «на посадку». Новый разгон, но теперь по взлетной полосе уже бегают немцы, явно догадывающиеся, что с самолетом, а может, и с пилотом что-то не так, и перекрывают живой цепью полосу.
Но немцы не ожидали, что «Хейнкель» двинет на них. Да их же давит летчик-заключенный! Они бросились врассыпную.
С помощью товарищей Девятаев смог вытянуть штурвал на себя, и самолет оторвался от земли, полетел! Беглецы поняли, что спасены. У них все получилось! А Михаил Девятаев посмотрел на часы: было 12 часов 30 минут – весь побег уместился в 21 минуту.
Братцы, да мы же свои!
Летели над морем, так как понимали, что на суше будут перехвачены истребителями. Высота – около 2 км. От холода и пережитого возбуждения все пассажиры «Хейнкеля» дрожали. Они летели из Германии в Россию по показаниям компаса. Как только заметили, что люди, увидев их самолет, убегают и ложатся на землю, догадались: они в России. Но тут же по ним начали стрелять зенитки. Два снаряда попали в самолет. Он загорелся. Надо было срочно садиться. Михаил Девятаев начал резко снижаться. Перед ним было поле. Самолет днищем пропахал большую часть поля, но все- таки приземлился удачно. И вдруг узники услышали: «Фрицы, хенде хох, сдавайтесь». Но для них это были очень дорогие слова. «Мы не фрицы. Мы свои. Из плена. Свои». Люди с автоматами, в полушубках, подбежав к самолету, были ошеломлены: десять скелетов в полосатой одежде, обутые в деревянные башмаки, забрызганные кровью и грязью, плакали, повторяя одно только слово: «Братцы, братцы…»
Награда нашла героя
В расположение советской части их понесли на руках, ведь весили они по 40 кг. После побега пленные оказались в проверочно-фильтрационном лагере. (Такие лагеря были созданы для проверки лиц, бывших в немецком плену в декабре 1941 года). Девятаев до сентября 1945 года находился в нем. Он показал советским специалистам места, где производились узлы ракет и откуда они стартовали. Именно за помощь в создании первой советской ракеты Р-1 Сергей Королев смог представить Девятаева к званию Героя Советского Союза.
Не потерять в себе человека
Михаил Девятаев до своих последних дней жил в Казани. Пока позволяли силы, был капитаном речного флота, в том числе возглавлял экипажи самых первых отечественных судов на подводных крыльях – «Ракета» и «Метеор». Участвовал в ветеранском движении, оказывал помощь тем, кто в ней особенно нуждался. У него двое сыновей – врачи, дочь – музыкант, есть внуки. Через 40 лет после побега М.Девятаев уже вместе со своими сыновьями вновь побывал в Германии, на том месте, где находились лагерь и аэродром. И он признался тогда, что на этом окруженном морем клочке земли он постоянно думал о Родине, и это давало ему силы. И еще – из любого, даже самого трудного положения есть выход. Главное – не отчаиваться и не потерять в себе человека.
По материалам сайта drive2.ru