Александр Вертинский: Крым, Ялта, Евпатория…

В прошлом году исполнилось 125 лет со дня рождения известного певца, поэта, композитора и артиста Александра Николаевича ВЕРТИНСКОГО (1889–1957). Его называли «Поэт, странно поющий свои стихи, ни на кого не похожий, небывалый».

Впервые в Государственном литературном музее в Москве состоялась посвященная ему выставка, на которой, к сожалению, не нашли отражения его связи с Крымом.

Трудное начало артистической карьеры, когда он не был принят в статисты МХАТ, эпизодические съемки в кино, работа в маленьком театре миниатюр, наступившая война и медицинская служба – все это не помешало проявиться его истинному таланту.

Во время Первой мировой войны, в конце 1914-го, Вертинский отправился добровольцем на фронт

Во время Первой мировой войны, в конце 1914-го, Вертинский отправился добровольцем на фронт

1914 и 1915 годы он провел в санитарном поезде, который перевозил раненых с фронта в Москву и отправлялся обратно. Как вспоминал Вертинский: «Выносливость у меня была огромная. Я мог ночами стоять в перевязочной». Пригодились и артистические способности, он начал развлекать раненых рассказами, пародиями, исполнением песен и романсов. Писал и лирические стихи, но никому их не показывал.

В начале 1916 года поезд расформировали, и Вертинский снова оказался в Москве, окунувшись в знакомую богемную среду. Присоединился к футуристам во главе с Маяковским, в их период эпатажа буржуазии не только стихами и скандальными выходками, но и желтыми кофтами. Но скоро это наскучило и публике, и многим молодым «футуристам», как и всякая мода. Вертинскому, может быть, повезло, он сумел найти свой оригинальный жанр в песенном искусстве.

Вертинский -ПьероЧто привлекло к «песенкам Пьеро» публику, его удивляло даже на склоне лет, когда он писал мемуары: «Петь я не умел! Поэт я был довольно скромный, композитор тем более наивный! Даже нот не знал, и мне всегда кто-нибудь должен был записывать мои мелодии. Вместо лица у меня была маска. Что их трогало во мне?»

И сам же объяснял: «Прежде всего наличие в каждой песенке того или иного сюжета. <…> И я стал писать песенки-новеллы, где был прежде всего сюжет. Содержание. Действие, которое развивается и приходит к естественному финалу». Каждая песенка Вертинского становилась маленьким спектаклем, из которых и состоял большой концерт-спектакль в его театре одного актера. Позднее в СССР подобный путь к всенародному признанию в жанре авторской песни прошел Владимир Высоцкий, хотя уже в другое время и с другими песнями.

В 1916 году начались гастроли А. Вертинского по городам России, но вначале он выступал в программах театра миниатюр, исполняя несколько песен. О своих поездках до эмиграции, в том числе и в первый гастрольный год, в мемуарах он рассказывает скупо, вспоминая то, что наиболее запомнилось. Как правило, отсутствуют даты, и теперь трудно восстановить хронологию многих событий в жизни артиста.

Обращаясь к его песенно-поэтическому наследию, обнаруживаем, что первые три песни относятся к 1914 – 1915 гг. В 1916 году в репертуаре Вертинского таких песен уже больше десятка, что позволяло выступать в отделении концерта. Две из них имеют указание на место создания: «За кулисами» (1916, Крым) и «Дым без огня» (1916, Крым, Ялта). Можно заключить, что летом или осенью 1916 года Вертинский побывал на гастролях в Крыму, но никаких подробностей мы пока не знаем, и это пока предположение. Скорее всего, в этот год он побывал не только в Ялте, но и в других городах Крыма, и с большой вероятностью в списке этих городов была и Евпатория.

1917 годом датируется песня Вертинского «Девочка с капризами», в которой упоминаются события в летней курортной Евпатории. Содержание песни дает основания предположить, что до декабря 1917 года Вертинский уже успел побывать в Евпатории либо в 1916 году, либо летом 1917-го.

Евпаторийский театр в то время считался одним из лучших не только в Крыму, он выдерживал сравнение с Одесским оперным. Его охотно посещали для выступлений многие известные и выдающиеся артисты того времени. Однако до настоящего времени местным краеведам кроме того, что Вертинский выступал в этом театре, сообщить было почти нечего. В статье, посвященной юбилею Евпаторийского городского театра («ЕЗ» №65, 2000 г.), упоминается о выступлении в нем Вертинского 26 декабря 1917 года и об афише с программой этого концерта, имеющейся в местном краеведческом музее. Но в фонде музея удалось отыскать также публикации анонсов этого выступления в местной газете того времени («Революционная Евпатория» №№ 65, 66, декабрь 1917-го). Поскольку газета ветхая и мелкий шрифт трудночитаем при фотовоспроизведении, представляем восстановленный текст газетного объявления:

 

«Городской театр. Во вторник 26 декабря 1917 года только один вечер печальных песенок Пьеро Александра ВЕРТИНСКОГО.

Слезинки Пьеро Гримасы Панели Ариэтты Пьеро Траурные могилы.

Слова и музыка Александра Вертинского.

В программе: Минуточка Маленький креольчик Песенка о твоих пажах Лиловый негр Колыбельная песня Жамэ (попугай Флобер) В голубой далекой спаленке Кокаинетка Оловянное сердце Ваши пальцы пахнут ладаном Новая, только что написанная песня «То, что я должен сказать» и целый ряд друг. песенок собств. сочинения

В концерте примет уч. изв. рассказчик В.В. Сладкопевцев У рояля Г. Попов. Билеты заблаговременно с 22 дек. продаются в кассе Городского театра от 11 до 1 часа дня и от 5-7 ч. веч.»

 

В настоящее время многие записи песен Вертинского можно найти на грампластинках, дисках, они воспроизводятся на сайтах Интернета. Поэтому при желании сегодня нетрудно получить представление о концерте в Евпатории 1917 года. Следует отметить, что обстановка в городе в это время была напряженная. Хотя прошло два месяца после Октябрьского переворота, в Евпатории и Крыму большевики еще не взяли власть, но уже готовились к ее захвату. Это произойдет после драматических событий начала января 1918 года, когда в Севастополе и Евпатории пройдут «Варфоломеевские ночи» для представителей «буржуазии», и в результате резни погибнут сотни человек.

Так что строчки Вертинского из его новой песни «Я не знаю, зачем и кому это нужно…» не смогли остановить или предотвратить надвигавшуюся трагедию. Ведь именно тогда в Крыму впервые проявился жестокий террор уже не революции, а Гражданской войны. Но об этом в своих мемуарах советского времени артист или умолчал, или текст урезали редакторы издания.

Известно, что после Евпатории уже через два дня, 28 декабря, Вертинский выступал в Феодосии. Сохранившиеся автографы и фотография дают представление о чувствах артиста и его внешнем облике в то время. Скорее всего, из Феодосии Вертинский отправился в Одессу, т.к. уже 3 января 1918 года М.Волошин пишет знакомым, что «в Феодосии началась какая-то междунациональная потасовка со стрельбой и резней и вином», «перестрелка между татарами и большевиками». Проще это было бы сделать из Севастополя, но город в то время был во власти большевиков. А Одессу накануне объявили вольным городом под властью Украинской Народной Республики. В марте 1918 года туда вошли немцы. В конце апреля они изгнали из Крыма большевиков и на всем полуострове установили оккупационный режим. При этом в Евпатории сохранялось городское самоуправление, сложившееся при Временном правительстве.

По воспоминаниям очевидцев того времени, немцы стремились поддерживать гражданский порядок, при этом жестоко подавлялись большевистские настроения. В таких условиях Вертинский вновь побывал в Крыму на гастролях. Сведения об этом удалось найти в Крымском госархиве. К сожалению, точная дата выступлений не указана, но есть запись, что они состоялись с 1 сентября по 1 октября 1918 года. Никаких подробностей о программе концерта и т.п. не приводится, но эти архивные документы впервые дают представление о финансовых итогах выступлений гастролеров в Евпатории, и в том числе А. Вертинского.

В декабре 1917 года он имел за упомянутый выше концерт «Сбор без налогов» в сумме 4430 руб. 10 к., но к расходам относились «Плата за театр», т.е. за аренду городского театра, где проходил концерт, в размере 500 руб., и «Городской сбор», составивший 467 р. 10 к. [7, л. 41]. В результате концерт принес доход почти три с половиной тысячи рублей, которые приходилось каким-то образом делить на четырех участников (кроме Вертинского, Сладкопевцева* и пианиста, обычно был и антрепренер, организовывавший гастроли).

 

Девочка с капризами

Слова и музыка: А. Вертинский

Мы читаем Шницлера. Бредим мы маркизами.

Осень мы проводим с мамой в Туапсе.

Девочка с привычками, девочка с капризами,

Девочка не «как-нибудь», а не так, как все.

 

Мы никем не поняты и разочарованы.

Нас считают маленькой и теснят во всем.

И хотя мы с мамою не очень избалованы,

Все же мы умеем поставить на своем.

 

Из-за нас страдают здесь очень-очень многие.

Летом в Евпатории был такой момент,

Что Володя Кустиков принял грамм цикория.

Правда, он в гимназии, но почти студент.

 

Платьица короткие вызывают страстные

Споры до истерики с бонной и мама.

Эти бонны кроткие – сволочи ужасные

Нет от них спасения. Хуже, чем чума!

 

Вечно неприятности. Не дают возможности,

Заставляют волосы распускать, как хвост.

Что это, от глупости иль от осторожности?

А кузен Сереженька все острит, прохвост!

 

Он и бонна рыжая целый день сопутствуют.

Ходишь, как по ниточке, – воробей в плену!..

Девочка с капризами, я Вам так сочувствую.

Вашу жизнь тяжелую я один пойму!

Ялта, 1917 г.

 

Справка

Сладкопевцев Владимир Владимирович (2.01.1876 – 29.10.1957), актер, педагог, мастер художественного чтения, рассказчик-импровизатор. Как актер начинал в Одессе, затем выступал в Петербурге, после 1912 года – в основном как рассказчик. Им создано более 300 коротких рассказов в традициях раннего А.П. Чехова. Покинул сцену в 1918 году, но до конца жизни остался театральным педагогом, исследователем техники сценической речи. Преподавал в Киеве, Баку, Ленинграде. Много снимался в кино. Автор книг «Мои рассказы», «Мои воспоминания», «Выразительное слово».

Валерий Мешков, Янина Грошева