Жить по совести – это по-русски

Судьба настоящих русских предпринимателей Прохоровых, живших по чести и совести, не может оставить равнодушным ни одного разумного человека. Это еще и пример того, как нужно жить, как нужно работать, как бороться и побеждать…

Из рода русских предпринимателей

Внучка создателя Трехгорки Вера Ивановна Прохорова

Внучка создателя Трехгорки Вера Ивановна Прохорова

Моя героиня Вера Ивановна Прохорова – из семьи потомственных русских предпринимателей Прохоровых, основавших знаменитую на весь мир Трехгорную мануфактуру. По этой причине женщина – с очень непростой судьбой, но несломленными принципами и редчайшим здравомыслием. Родилась Вера Ивановна в 1918 году, в буквальном смысле, на сломе эпох и ломке мировоззрения миллионов людей. Отменялось то, что до этого было свято. Человеку внушались новые приоритеты, менялись уклад и смысл жизни. Ставились эксперименты над глубинным народным самосознанием. «Кто был ничем – тот станет всем». И, наоборот, цвет русской аристократии и надежда русского предпринимательства вырывались из родной земли с родовыми корнями.

В одном из своих интервью Вера Ивановна вспоминает:
– Прапрапрадед мой, Василий Иванович Прохоров, происходил из крепостных крестьян. Он всю жизнь хотел быть свободным, скопил денег и, освободившись, открыл пивоваренное дело. Все вроде бы шло прекрасно, но его жена, простая крестьянка, часто повторяла ему: «Не могу за тебя молиться – ты народ спаиваешь». Она две недели стояла на коленях в церкви, умоляя Бога вразумить мужа, потому что считала, что это самый большой грех – спаивание собственного народа. И дед однажды все-таки послушался ее, закрыл пивоварню, а накопленные на этом деле деньги жена заставила деда раздать нуждающимся. Тогда дед и начал с нуля новое – текстильное – дело. Ему хотелось что-то новое в России запустить. Тогда ведь законодателями легкой промышленности были англичане…

Прохоровская мануфактура

И вот в июле 1799 года московский купец Василий Иванович Прохоров и его компаньон Федор Иванович Резанов заключили словесный договор на устройство в Москве ситценабивной фабрики, впоследствии – Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры. Ее основатель – Василий Иванович Прохоров только начал развивать ситценабивную фабрику, по прошествии некоторого времени его сыновья внедрили в работу новые технологии и открыли первую в России ремесленную школу для работников и их детей, первый в стране фабричный театр, вечерние классы для обучения рабочих грамоте, библиотеку, амбулаторию, летние санатории.

В те годы фабрика Прохоровых была крупнейшей в Москве и резко выделялась среди конкурентов качеством и красотой рисунков. Через несколько лет Прохоровская мануфактура стала крупнейшим предприятием в России и была признана на мировом рынке одним из самых конкурентоспособных предприятий – на той же международной выставке в Лондоне брала многочисленные Гран-при за особое «русское качество».
Представитель следующего поколения – Иван Яковлевич Прохоров открыл на фабрике научную химико-аналитическую лабораторию, в стенах которой были совершены очень важные научные открытия, позволившие поставить многие процессы отделки хлопчатобумажных тканей на научную основу.

Народная поддержка

В 1915 году наследное дело принял мой отец – Иван Николаевич Прохоров. После революции 1917 года фабрики нашей «Трехгорки» были большевиками национализированы, но отца рабочие не дали уволить и выбрали управляющим, а потом и содиректором «Трехгорки». Фабрику после революции из-за недостатка сырья и топлива пришлось остановить. Под руководством отца в 1920-м она снова ожила…

– Я родилась в доме, окруженном рабочими. Однажды отца обвинили в хищении государственного имущества и приговорили к расстрелу. Рабочие его в буквальном смысле отбили. Они выделили бригаду из десяти человек и направили ее в ЧК, чтобы заступиться за отца. Рабочие доказали, что отец ничего не расхитил. А когда в 1927 году отец мой умер, хоронили его всей округой. Рабочие провожали его в последний путь с траурной лентой, на которой было написано: «С тобою хороним частицу свою, слезою омоем дорогу твою».

Мать, оставшись с двумя детьми на руках, не могла три года работать, и о нас заботились рабочие. Они приносили нам по вечерам то муку, то хлеб, то одежду или деньги. И так продолжалось, пока мать не устроилась на работу. Наши рабочие в буквальном смысле спасли нам жизнь…

С народом общая судьба

Но жизнь эта у Веры Ивановны легкой не стала. В силу воспитания и твердых духовных принципов она не могла и не захотела отречься от прошлого. Новых власть имущих она считала негодяями и не скрывала, что ей очень жаль людей. Один из таких откровенных разговоров в 1951 году закончился для нее заключением на десять лет по политической 58-й статье. Донес на нее в КГБ тот, от кого Вера Ивановна меньше всего ожидала предательства и до последнего считала своим другом.
Выпавшие на ее долю испытания ей помогали пережить изысканное чувство юмора и легкость мысли, свойственные людям аристократической породы. Только это не элитарный снобизм, а, наоборот, абсолютная неотделимость от народа и его судьбы, преданность не власти, а людям, которые и составляют суть понятия «Родина».

Развеялась как дым былая слава

Между тем, расцвет «Трехгорки» пришелся именно на времена СССР. В 80-е годы она выпускала около 200 млн метров тканей в год. Но 90-е свели на нет все прошлые достижения… Сегодня «Трехгорка» продолжает производить небольшие объемы хлопчатобумажных и льняных тканей для интерьера, сувенирные ткани и готовые швейные изделия. Но что особенно радует – традиционно, по-прохоровски, фабрика имеет подшефные организации – детские дома и приюты.
Однако в связи с сокращением производства и его постепенным переводом в другие города часть бывших заводских корпусов передана под бизнес-парк «Трехгорная мануфактура». Теперь здесь располагаются офисы, магазины, рестораны, салоны красоты. И это в огромной стране, практически ничего самостоятельно не производящей, позволяя себе недопустимое для Прохоровых унижение: одевать себя и детей своих в китайский ширпотреб. При таких-то национальных традициях и таких предках…

Концепция добронравия

Так почему не удается полностью сохранить это величайшее героическое предприятие – самое что ни на есть национальное достояние? Возможно, потому, что в основе «Трехгорной мануфактуры» краеугольным камнем была заложена совесть, а не легкая нажива на чужом добре. Вот, например, «Семь принципов российского бизнеса», сформулированные еще в 1912 году российскими предпринимателями:

1. Уважай власть. Власть и порядок – необходимое условие для эффективного ведения коммерческих дел. Поэтому необходимо проявлять уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость – это фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.

3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождают ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя.

5. Будь верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит!» Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют предпринимателю.

6. Живи по средствам. Не зарывайся, всегда оценивай свои возможности.

7. Будь целеустремленным. Предприниматель всегда должен иметь перед собой ясную цель. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели нельзя переходить грань дозволенного. Никакая цель не должна затмить моральные ценности.

Вот так, бесхитростно, не теряя связи с Богом и людьми. И совсем не так, как учат сегодня на платных заморских тренингах наших доверчивых менеджеров и бизнесменов: извлекать максимальную выгоду для себя на «обводе» покупателя и «впаривании» ему ненужного барахла, где-то кем-то сделанного и многократно перепроданного.

«Жить по совести – это по-русски» – так написано Уинстоном Черчиллем в его «Концепции добронравия». То есть русскому бизнесу не свойственны спекуляция и нажива на чужом, в его основе – порядочность и собственный труд. А еще – скромность. Бабушка Веры Ивановны Прохоровой считала, что стыдно быть богатым, когда вокруг столько бедных…

Всю свою жизнь Вера Ивановна проработала преподавателем в знаменитом Московском институте иностранных языков им. Мориса Тореза. Но и на пенсии, живя очень скромно, если не сказать аскетично, не могла оставить родную «Трехгорку»: преподавала иностранные языки работницам фабрики – бесплатно.

А замуж Вера Ивановна так и не вышла. Скончалась она всего два года назад – в январе 2013 года, на девяносто пятом году жизни. Она не оставила потомков, зато оставила о себе безупречно светлую память и единственно верный указатель по жизни: «Помнить, что основа основ – это нравственность (что для большинства означает веру в Бога), только на ней и выживает человек в самые тревожные, самые тяжелые дни…»

Мария АУШЕВА