Крымские немцы: прошлое, настоящее и будущее

Карл Грюнер с женой Ольгой и сыном Вальтером. Фото сделано приблизительно в 1935–1937 годах

Карл Грюнер с женой Ольгой и сыном Вальтером.
Фото сделано приблизительно в 1935–1937 годах

«Человек без прошлого — как дерево без корней», — гласит народная мудрость. Сохраняя прошлое, историю своей семьи и своего народа, мы укрепляем связь поколений, перенимаем мудрость и опыт предков, тем самым создавая основу для достойного будущего. О своих предках «Евпаторийской здравнице» рассказал потомок крымских немцев Вадим Качармин (Грюнер), в настоящее время занимающийся вместе с местной немецкой общиной созданием этнографического музея.

История одной семьи

Седьмого июня 1909 года в многодетной семье евпаторийских немцев родилась Ольга Эйзенбраун. Она стала десятым ребенком. Ее отец Яков Эйзенбраун работал в Евпатории в музыкальном магазине и сам играл на многих духовых инструментах (в 1929 году был репрессирован по ложному обвинению, в том же году умер в тюрьме). Ольга окончила Евпаторийскую гимназию, а в 20-е годы стала работать тапером, то есть сопровождать музыкальными произведениями немое кино.

В 1929 году в Евпаторию из Феодосийского района приехал по распределению ее будущий муж Карл Грюнер, чтобы работать преподавателем в местной школе. Оба занимались в местном театральном кружке, там и познакомились. В том же году поженились. В 1930 году Карла Георгиевича как молодого преподавателя направили в деревню Мамут-Бай Кудайгульского сельсовета Евпаторийского округа. Еще через год, в 1931-м, в молодой семье родился первый сын Вальтер Грюнер.

В 1935 году семья переехала в деревню Биюк-Бузав, там у пары родилась дочь Эдит. Приблизительно в 1937 году Ольга и Карл вновь сменили место жительства, переехав в село Тогайлы (ныне село Кормовое Первомайского района), где Карла назначали директором немецкой школы-интерната, параллельно он преподавал в ней физику и математику. Там же работали еще два немца — завхоз Рудольф Моос и преподаватель химии Оскар Неккер. Десятого сентября 1938 года в семье Грюнер родилась еще одна дочь, Людмила, будущая мама Вадима Качармина.

В августе 1941-го крымских немцев депортировали в Казахстан, на Урал и в другие области Советского Союза, на сборы дали всего сутки. В частности, семью Грюнер сослали в Казахстан, в Кокчетавскую область. В феврале 1942 года мужское немецкое население из Казахстана было направлено в трудармию (на шахты, рудники, лесоповалы). Карла Грюнера направили в город Сталиногорск (ныне Новомосковск Тульской области) работать на шахту. И только после войны, в 1948 году, ему удалось забрать туда семью из Казахстана. Там он со своей семьей прожил до самой смерти 3 августа 1974 года. Ольга Яковлевна скончалась спустя 16 лет в Москве. Увы, только в 1965 году вышел указ Президиума Верховного Совета СССР, в котором все необоснованные обвинения в адрес российских немцев были сняты…

В наше время, уже после воссоединения Крыма с Россией, президент Владимир Путин издал указ о политической реабилитации всех малых народов Крыма — немцев, крымских татар, греков, армян и других.

 

Немцы в Крыму

Эта история, рассказанная потомком евпаторийцев Ольги Эйзенбраун и Карла Грюнера, членом немецкой общины нашего города Вадимом Качарминым, лишь часть большой истории многочисленной немецкой диаспоры, появившейся в Крыму в конце XVIII века.

После присоединения Крыма и других причерноморских областей к Российской империи в 1783 году императрица Екатерина II (напомним, по национальности она была немкой) издала манифест с призывом к немецким ремесленникам, крестьянам, ученым приехать на постоянное место жительства в Россию и осваивать новые земли. Ее земляки откликнулись на этот призыв, и, надо сказать, они внесли весомый вклад в начавшееся тогда активное развитие южно-русских областей, в том числе и Крыма.

Так, на полуострове немцы внесли разнообразие в сельский уклад: начали выращивать пшеницу, разбили виноградники, занимались виноделием, производством розового масла. Разумная политика государства (предоставлялись 2 тысячи десятин земли под аренду за одну десятую часть урожая) и свобода в хозяйствовании привели к быстрому росту сельскохозяйственного производства, которое стало многоотраслевым. Крымские засушливые степи оказались засеяны злаковыми культурами, а села стали обустроенными и озелененными.

Уже к 1860 году в Крыму насчитывалось 45 населенных пунктов с немецким населением: колонии, владельческие поселения и общественные деревни, одна казенная деревня и одно хуторское поселение. Число немцев на полуострове постоянно увеличивалось. В селе Биюк-Бузав построили мельницу, которая куда больше была похожа на целый перерабатывающий комбинат: трехэтажное здание с оборудованием, которое, к слову, до сих пор находится в рабочем состоянии. Вода и колодец — ​вот то, вокруг чего строились дома. Такой колодец остался на месте уже несуществующей немецкой деревни Бос-Джайги (Тогайлинского сельского совета). По данным первой всероссийской переписи 1897 года, в Крыму проживали 31950 немцев, то есть 7% населения полуострова. Немцы стали играть на полуострове одну из ведущих ролей и в экономике, и в социально-политической, и в общественной жизни.

В упомянутом выше селе Тогайлы бережно хранят историю крымских немцев, в сохранившейся немецкой школе-интернате по крупицам собирают архив, которого уже достаточно для открытия музея. Здесь сохранилась помещичья усадьба Эдуарда Брауна (1895), в ее крепком и добротном здании в наше время располагается православный храм Святой Варвары.

«Для немецкой общины огромное значение имела церковь (кирха) и своя немецкая школа, — ​рассказала корреспонденту «ЕЗ» жительница села Кормовое, исследователь истории крымских сел, бывший корреспондент районных газет и преподавать русского языка Наталья Мациевская. — ​Обучение и воспитание детей было в обязательном порядке. Изучали, прежде всего, Закон Божий, немецкий язык и другие предметы, среди которых был и русский язык. Учителя были очень образованны: в школу их присылали по направлениям. Трудно представить, как бы развивались наши села без того толчка во всех сферах хозяйствования и культуры. Появились сельскохозяйственные орудия, новые культуры в садоводстве и овощеводстве».

2В селе Кормовое сохранилась и немецкая школа-интернат (ее здание требует реставрации). Общественная организация «Местная немецкая национально-культурная автономия округа Евпатория» (немецкий культурный центр «Людвигсбург») планирует восстановить школу и создать на ее базе этнографический музей с немецким сельскохозяйственным подворьем.

Члены немецкой общины обращаются ко всем потомкам российских крымских немцев с просьбой оказать посильную помощь историческими справками, материалами, фотографиями своих семей, а при желании и финансово поучаствовать в создании этого, а также местного евпаторийского музея, поддержать благородное дело сохранения исторической памяти, памяти о роли крымских немцев в развитии нашей многонациональной Республики Крым. Письма направляйте по адресу: г. Евпатория, улица Интернациональная, дом 140.

Мария ЯКОВЛЕВА.

Фото из семейного архива Вадима КАЧАРМИНА.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №68 (19191) от 09.09.2016 г.