АЛЛЕЯ ГЕРОЕВ ВАСИЛЬЕВЫХ

Heroe3abМногие ветераны Великой Отечественной войны в мирное время жили в Евпатории, и юнкоры Эколого-биологического центра к 75-ой годовщине ее начала поклонились памяти Героев

В субботу, 4 июня, юнкоры пришли на кладбище на Аллею героев, чтобы почтить память победителей фашизма. Нам показал мемориальный участок начальник отдела похоронного дела МУП «МО «Комбинат Благоустройства» Игорь Александрович Негру.

На Аллее Героев нам бросились в глаза герои-однофамильцы. Даже военные профессии у них были одинаковыми – боевые летчики. Нам захотелось узнать подробнее о подвигах этих людей, навечно ставших евпаторийцами…

Heroe3Герой Советского Союза Васильев Анатолий Николаевич родился 3 июля 1919 года в Смоленской области. Он был из бедной крестьянской семьи и привык работать очень много, без выходных. После окончания школы-семилетки молодой человек отправился в Ленинград. Устроился работать слесарем на завод, а после трудовой смены шел в вечернюю школу – и в АЭРОКЛУБ.

В 1940 году упорство Васильева заметили – он отправился в город Чкалов (Оренбург) в военное летное училище. Там летчик освоил боевую машину Ил-2. Это – ШТУРМОВИК. На низколетящем самолете пилоту требовалось преодолеть преграду плотного вражеского огня зениток и выполнить боевое задание – уничтожить наземные цели (склады с патронами, цистерны с бензином или платформы вагонов с танками…)

Каждый вылет был рискованным – мощные немецкие истребители просто охотились на самолеты-штурмовики Красной Армии. К концу войны (при штурме Берлина) офицер уже был трижды ранен и его самолет ДЕВЯТЬ раз горел в воздухе.

Советские машины были феноменально «живучими». Однажды во время одного из 106 боевых вылетов – в июле 1944 года – Анатолий Николаевич попал под обстрел. Хвост самолета загорелся. Но летчик Васильев не бросил свой штурмовик – он летел через линию фронта как мишень, дымя и теряя скорость, но увернулся от гитлеровских самолетов и посадил машину на родной аэродром. За ТРИ дня его самолет починили и он снова отправился в бой! Шестого декабря 1943 года, 4 января 1944-го года он нанес особенно большой урон врагу. Всего на личном счету героя-летчика – СОРОК фашистских танков, которые не доехали до линии фронта, 8 эшелонов с военной техникой, 15 артиллерийских батарей на позициях и даже сбитый в ВОЗДУХЕ немецкий самолет (повторим, что штурмовик – не истребитель). Всего самолетов им было сожжено 11 штук!

Анатолий ВАСИЛЬЕВ удостоен звания Героя Советского Союза 26 октября 1944 года. С вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» № 4531. Анатолий Николаевич – освободитель Белоруссии, Польши, участник штурма Берлина. В числе его наград – два ордена Красного Знамени, орден Суворова 3-ей степени, орден Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и два ордена Красной Звезды.

Heroe2Его однофамилец Васильев Григорий Дмитриевич похоронен рядом с Анатолием Николаевичем, их имена написаны рядом на мемориальной доске в сквере Маршала Соколова.

Григорий Дмитриевич родился 11 октября 1911 года в Тверской области (Калининской). В девятнадцать лет пошел служить во флот. К тому времени его семья уже жила в Ленинградской области у города Кингисеппа. Сначала Григорий Дмитриевич учился в военно-морском училище в Ленинграде, позже – в Севастополе. На третьем курсе его снова вернули в Ленинград, осваивать новую летную технику.

Григорий Дмитриевич оказался и замечательным педагогом – инструктором. Он «поднял в небо» за время службы в авиаучилище множество наших боевых пилотов. Но эта работа была позже. В 1938 году летчик Васильев сражался с японцами на озере Хасан.

В 1941 году Григорий Дмитриевич – специалист по управлению ЛЕТАЮЩЕЙ ЛОДКОЙ. Это был деревянный гидросамолет МБР-2. После боевого вылета машину нужно было сушить, обкладывая мешками с нагретым песком. Другие летчики звали гидросамолет «амбарчиком» и даже «деревяшкой». Но свою задачу летающая лодка – штурмовик выполняла, подкрадывалась к врагу на малой высоте и уничтожала бомбами.

В начале Великой Отечественной войны Васильев подал рапорт о направлении его на фронт, но лишь в 1943 году добился своей цели. Ему сперва пришлось самому освоить грозный торпедоносец Ил-4. Потом – научить управлять им курсантов летного училища. В марте 43-го Григорий Дмитриевич – на Балтийском море. Работа была чрезвычайно опасной – торпедоносец обязан был пролететь рядом с целью – военным транспортным судном фашистов, но каждый огромный транспорт или танкер с ценной нефтью охраняли корабли-сторожевики и миноносцы, вооруженные зенитками, а рядом всегда были и вражеские истребители.

Heroe3aНо летчик Васильев не случайно учил других пилотов. В своем первом крейсерском полете «свободного охотника» 23 июля 1943 года он потопил транспорт немцев с пятью тысячами тонн военных грузов. Через месяц, ночью, уничтожил нефтяной танкер врага. Пять фашистских кораблей уничтожил наш летчик к декабрю 1943 года!

Уже 22 февраля 1944 года за мужество и героизм в боях с немецкими захватчиками гвардии капитану Григорию Васильеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» № 2922. Он был награжден и вторым орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Ушакова второй степени, тремя орденами Красной Звезды…

Он умер в 1978 году. Но евпаторийцы помнят своего героя. Жаль, но в списке героев – уроженцев Бежецкого района Тверской (Калининской) области он до сих пор не значится… А ведь родной деревней морского аса было Субботово в Тверской области!

Летчики Васильевы из разных областей России, они не родственники между собой, но родные для наших горожан. Их подвиги обязательно еще станут материалом для сценариев замечательных кинокартин – они этого достойны. Мысли о таком кино, о героях сами рождаются в Год кинематографа в России…

Александр ШМАТОК, «Школа юнкоров» эколого-биологического центра, УВК «Интеграл»

Фото А. Бондаря.