Здесь оживает прошлое

1Так в этом году звучала тема «Ночи в музее», которую провели для евпаторийцев и гостей города сотрудники местного краеведческого музея. «Ночи в музее», состоявшейся вечером в рамках дня открытых дверей.

В 95 музей – ягодка опять!

Едва завершил выступление местный камерный оркестр, чья музыка приветствовала гостей музея, экскурсовод Екатерина Черняева начала увлекательный рассказ.

– Идея создания музея появилась в 1916 году, – пояснила она, – по инициативе известного человека, заведующего Херсонесским музеем Лаврентия Алексеевича Моисеева. Член императорской археологической комиссии, он был обеспокоен судьбой археологических памятников, которые находились в окрестностях Евпатории, беспокоился о застройке города в сторону, где создавалась западная часть, в настоящее время это центральная часть Евпатории. Четвертого октября 1916 года городская дума одобрила идею создания музея. Но прежде чем он был создан, все археологические находки было решено хранить в публичной городской библиотеке. Однако на некоторое время период создания музея был прекращен. Идея возобновилась лишь тогда, когда советская власть в Евпатории окончательно установилась, – в ноябре 1920 года. К тому же был организован специальный отдел по охране памятников историко-культурного наследия, старины (КрымОХРИС). И позже, в 1921 году, уже велось создание музея. Главным хранителем был Георгий Бояджи. В апреле 1921 года коллекция составляла более двух тысяч экспонатов. Для широкой публики музей открылся 30 июля 1921 года в бывшем доме купца Гелеловича, построенном в 1912 году в мавританском стиле. В нем были археологический отдел, отдел этнографии, восточная комната, комната прикладных искусств.

За пять лет до этого при подвижничестве Лаврентия Моисеева и профессора Петроградского университета Михаила Ростовцева был основан Евпаторийский археолого-этнографический музей. Одновременно с археологической коллекцией в нем было положено начало и этнографическому собранию, когда музею была подарена коллекция караимских вещей. К 1920 году этнографические материалы, характеризующие культуру и быт караимов Крыма, занимали в нем первое место: караимы свозили в местную публичную библиотеку, где концентрировались экспонаты для музея, рукописи, книги, предметы быта, религиозного культа. Вопрос о выделении помещения для коллекции был решен только после окончательного установления советской власти в Крыму. В феврале 1921 года распоряжением начальника 46-й стрелковой дивизии Рабоче-Крестьянской Красной Армии для музея, который отныне именовался «Искусство старины», было выделено здание по улице Советской. В протоколе заседания Евпаторийской секции ОХРИС от 20 июля 1921 года отмечалось, что «хотя научная классификация еще не окончена, но музей может быть открыт для широкой публики». Уже через два с половиной месяца в нем было собрано около двух тысяч экспонатов (более половины из них составляла нумизматическая коллекция).

В отчетах о деятельности музея за 1921 год отмечалось, что его здание находилось в крайне неудовлетворительном состоянии, из-за чего музейщики прежде всего занимались ремонтом помещения, а уже потом формировали экспозиции и фонды. Экспонаты отбирались из складов жилищного отдела и Наробраза, особенно богатыми являлись коллекции японских вещей – эмали и ткани.

3

Среда для воспитания

Экскурсовод Екатерина Черняева провела для посетителей необычную экскурсию по всем залам музея.

– Такой экскурсии еще не было, – призналась она в беседе с корреспондентом «ЕЗ». – В прошлом году было литературное мероприятие, посвященное 70-летию Победы. В этом, когда музею исполняется 95 лет, мы решили рассказать об истории создания нашего музея и формирования коллекции. Над текстом работала группа научных сотрудников, затем его одобрил научно-методический совет музея. Правда, долго учить текст не пришлось, поскольку вся информация хорошо известна.

По пути следования за экскурсоводом посетителей встречали вокальный коллектив национально-культурной автономии греков Евпатории, представивший ряд произведений, в том числе византийский гимн Пресвятой Богородице, и юные танцовщицы из караимского ансамбля песни и танца «Фидан», которые исполнили караимский народный танец.

– Я не первый раз в музее. Но на сегодняшнем мероприятии очень интересно увязаны выступления художественных коллективов с ходом экскурсии, – отметила в комментарии для «ЕЗ» жительница Евпатории Людмила Базюк. – Это правильно: в такой среде, противопоставляя ее бездуховности новых веяний, нужно детей воспитывать.

В этот вечер экскурсоводы привлекли внимание посетителей к одному из первых экспонатов музея – чернолаковому килику (кубку) с растительным орнаментом, датированному пятым веком до нашей эры. Изделие, по словам заместителя директора музея по научной работе Людмилы Дубининой, в 1916 году во время первых раскопок Керкинитиды обнаружила экспедиция археологов под руководством Лаврентия Моисеева.

– Моисеев был первым, кому удалось локализировать Керкинитиду, – поясняет замдиректора. – До этого в девятнадцатом веке раскопки проводили Романченко (Николай Романченко (1869–1923), преподаватель Института гражданских инженеров, действительный член Археологического института, историк архитектуры, коллекционер и собиратель. – Ред.), другие археологи. Однако они не знали, что копают древнюю Керкинитиду, думая, что она находится в другом месте.

К столетию раскопок Моисеева, которое будет отмечаться в декабре, в следующем году на базе музея планируется провести большую археологическую конференцию, посвященную Керкинитиде.

Комментируя инициативу крымских властей пересмотреть график работы дворцовых комплексов и музеев в курортный сезон, Людмила Дубинина сообщила, что на протяжении как минимум десяти лет с мая по сентябрь музей работает в две смены, без выходных дней, до девяти часов вечера. В этом году перейдут к такому режиму в конце мая.

– Летом очень много отдыхающих к нам приходят вечером, – говорит Дубинина. – Здесь необычная аура, освещение создает особый уют, работают кондиционеры. Наше руководство создает все условия для того, чтобы посетители испытывали максимальный комфорт.

В завершение вечера сотрудники краеведческого музей представили вниманию посетителей виртуальную экскурсию по коллекциям величайших музеев мира.

Василий АКУЛОВ.

Фото автора.

 

Ночной праздник

Восемнадцатого мая во всем мире отмечают Международный день музеев. Он был учрежден в мае 1977 года на XI Генеральной конференции Международного совета музеев в Москве по инициативе советской делегации. В преддверии этого дня во многих странах мира и по всей России проходит акция «Музейная ночь» или «Ночь музеев» (в Москве она называется «Ночь в музее»). Еще в 1970-х годах в Европе в мае музеи традиционно открывали двери для бесплатного посещения, а порой, когда народ не успевал осмотреть экспозицию, даже продлевали время работы. Тогда эта акция называлась «Весна музеев».

История ночных музейных гуляний, приуроченных к Международному дню музеев, в Европе началась в 2001 году в Париже и стремительно завоевала популярность во всех главных европейских столицах. Чтобы объединить и структурировать акцию, для нее стали давать темы: «Пять чувств», «Тайные откровения», «История и истории». Музеи Европы организовывали выставки и ярмарки, театрализованные представления, перформансы, маскарады и концерты. В России подобное мероприятие впервые состоялось в 2002 году в Красноярске в честь 15-летнего юбилея местного музейного центра.

В 2005 году французы выдвинули идею о ежегодном проведении Международной музейно-выставочной, культурно-образовательной акции «Ночь музеев», тогда же эту идею утвердил Совет Европы. Акцию, которая проводится под патронажем Совета Европы, поддерживает Международный совет музеев (ICOM). Главной ее целью является возможность привлечь и заинтересовать посетителей яркими, неординарными программами, посвященными культурному и историческому наследию. Открытость для зрителей – основной девиз «музейной ночи» во всем мире.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №36(19159) от 19.05.2016 г.