Ольга СОЛОДКОВА: «Мое призвание – воспитатель»

DSCN2470Воспитатель в детском саду, первый учитель жизни… У всех они были, и мы относились к ним с некоторым благоговением, ведь это были наставники, у которых мы могли найти ответы на все наши детские вопросы. Они всегда знали, как поступать правильно, а как – не очень, что хорошо, а что плохо. О том, каково быть наставником современных детей, «ЕЗ» рассказала воспитатель детского сада «Журавлик» Ольга Солодкова, занявшая первое место на муниципальном этапе всероссийского конкурса «Воспитатель года-2016».

– Не секрет, что работать с детьми очень сложно, особенно если речь идет о совсем маленьких ребятах, которые еще не до конца определили для себя разницу между хорошим и плохим. Как вы стали воспитателем в детском саду?

– Выбор профессии не был случайным: в педагогику меня привели любовь к детям и огромное желание дарить им радость. Еще будучи маленьким ребенком, четко знала, кем хочу стать – человеком необыкновенным, не из этого мира, знающим все ответы. Ведь именно такими для меня были учителя и воспитатели.

Быстро пролетели школьные годы, я поступила на очное отделение Евпаторийского института социальных наук Крымского гуманитарного университета, выбрав специальность «учитель начальных классов». Когда училась на втором курсе института, в нашей семье родился сыночек. Общаясь с сыном, познавая вместе ним окружающий мир, я прониклась этой незабываемой атмосферой дошкольного детства и решила остаться в ней как можно дольше. Поэтому и пошла работать воспитателем в детский сад.

– Современные дети – какие они?

– Мы с вами были совсем другими. Сложно сказать, в чем именно состоят эти различия, могу только заметить, что дети изменяются постоянно. Мой стаж работы около шести лет, но даже за это время малыши изменились. У них другие интересы, их внимание все сложнее удержать, они становятся все активнее. Современные условия жизни дают очень много возможностей для всестороннего развития личности ребенка, однако не всегда малыши обращают внимание на такие общечеловеческие понятия, как доброта, нравственность, красота души, дружба, верность. Поэтому в своей работе стараюсь прилагать все усилия, чтобы воспитывать в моих непоседах уважение к моральным, а не материальным ценностям… Дети ХХІ века очень умные и любознательные, поэтому им обязательно нужно все объяснять и обосновывать, в действиях взрослых непременно должны быть логика и смысл.

2

– Тогда каким должен быть современный воспитатель?

– Работая в детском саду, я поняла, что человек, работающий с детьми, должен быть универсалом, креативной, постоянно развивающейся личностью. От него зависит судьба маленьких, доверчивых крох, познающих наш огромный мир, ведь они только учатся общаться и дружить. Каждый педагог должен помнить, что он не вправе забирать у детей детство. Поэтому наша задача, моя главная задача – воспитать человека с большой буквы в каждом ребенке. А для этого нужно самому стремиться быть примером, образцом, хранителем общечеловеческих ценностей и морально-этических идеалов.

– Расскажите о своих профессиональных секретах. Как вы общаетесь с детьми?

– Самое главное – я всегда стараюсь понять, принять и полюбить каждого малыша. К сожалению, современным детям часто не хватает тактильного общения. Их родители находятся в условиях, когда необходимо очень много времени уделять обеспечению материального благополучия семьи, поэтому отсутствие внимания к сыну или дочери в основном пытаются компенсировать покупкой дорогой игрушки. Их нельзя за это винить, это жизненные реалии. Однако самим детям зачастую не хватает лишнего поцелуя или объятий. Таких малышей легко заметить в общей массе дошкольников по тому, как они жмутся к воспитателю, пытаются обнять его, сесть поближе, положить голову на колени… Маленьким солнышкам просто не хватает ласки, и я стараюсь эту ласку им дарить. Ведь главное, чего никогда нельзя забывать, – это прежде всего дети. Несомненно, их надо учить, надо воспитывать, но прежде всего их надо любить.

Еще один из секретов – сюрпризный момент на занятии: появление необычного героя, полученного по почте сказочного письма… Например, на занятии, проходившем в рамках конкурса, мы с ребятами не просто создавали поделки из необычного конструктора, а возвращали зайчонку его друзей, которых заколдовал злой Бармалей. Вы бы видели, с каким энтузиазмом и старанием дети относятся к таким заданиям! Вот, кстати, яркий пример того, что они хотят видеть смысл в своих действиях. Просто конструировать не так интересно, но вот помочь новому другу освободить от злых чар жителей острова Дружбы – это с преогромным удовольствием!

– В чем сложности вашей работы?

– Этой работой нужно жить, иначе не получится. О том, что нужно любить детей, я даже говорить не хочу, ведь это и так понятно. Но при этом постоянно нужно искать новые способы заинтересовать малышей, придумывать что-то новое, находить к ним подход. Ведь современный ребенок – это прежде всего личность, поэтому в работе воспитателя обязательно должен присутствовать индивидуальный подход. Понятно, что при наполняемости групп до 30 человек это сложно, но стараться все равно нужно, иначе можно многое упустить. Каждый ребенок по-своему уникален и индивидуален. Ошибочно пытаться изменить его, руководствуясь какими-то догмами и требованиями. Стараюсь понять и принять малыша таким, какой он есть, развить, обогатить личность знаниями, умениями, эмоциями, жизненным опытом. Увидеть в каждом индивидуальность, определить природные задатки, таланты, помочь раскрыться и дать возможность реализовывать себя, ведь это одна из основных задач воспитателя.

В своей работе стараюсь каждый день ребенка превратить в увлекательное путешествие, позволяющее познать окружающий мир во всем его многообразии. Убеждена, что планирование и подготовка организованной деятельности с детьми требует эрудиции, принятия нестандартных решений и современных подходов.

Кроме того, воспитание детей должно идти сообща. Невозможно нормально воспитать ребенка, если дома его балуют, все позволяют, а в садике начинают объяснять, что хорошо, а что – плохо, и наоборот. Воспитание ребенка – очень сложный и трудоемкий процесс, участвовать в котором должны и родители, и педагоги.

– Что вам дало участие в конкурсе «Воспитатель года»?

– Прежде всего участие в этом конкурсе – это колоссальный опыт. Подготовка к нему – стимул повышения своей профессиональной компетентности, осознания себя как педагога. Я смогла оценить свои навыки, реализовать себя, проверить свои силы.

Хочу выразить огромную благодарность всему коллективу моего любимого детского сада за поддержку в этот непростой период. И, конечно, спасибо всем членам жюри, которые поверили в меня и дали возможность представлять наш замечательный город на региональном уровне. По итогам прохождения конкурсных этапов я вошла в десятку лучших педагогов Крыма. Большим жюри отмечены новизна представленного материала, креативность, а также высокий уровень мастерства высококвалифицированных специалистов педагогической сферы Евпатории.

Планирование и подготовка организованной деятельности с детьми требуют эрудиции, принятия нестандартных решений и современных подходов. Подобные конкурсы показывают нам это наиболее наглядно. Мой девиз – не бояться экспериментировать, не останавливаться на достигнутом! Это не всегда легко, но я работаю над собой.

Беседовала Людмила ПУШКИНА.

Фото из архива Ольги СОЛОДКОВОЙ.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №35(19158) от 18.05.2016 г.